Ел ли батька Махно в Париже макароны

Виталий Туманов 2
ЕЛ ЛИ БАТЬКА МАХНО В ПАРИЖЕ МАКАРОНЫ
************************************
 Ах, вернисаж!
 Заметки дилетанта. Для дилетантов 
   *    *    *    *    *    *
   Теша своё самолюбие, мы считаем себя цивилизованным обществом. Но признаемся: когда "считаем", закрываем глаза на творящийся вандализм по отношению к произведениям искусства - режем, гноим, воруем... Не все, конечно, и то ладно. Однако допустим: мы действительно живём в цивилизованном обществе, где каждому уважающему себя субъекту хочется выглядеть если не эрудитом, то хотя бы не дилетантом. Как-то неудобно чего-то не понимать.
    Коли такую щепетильную тему затрагиваю, признаюсь: погорячился по инерции мышления слово "вандализм"не очень справедливо употребил. Во всём виноват (чуть по той же инерции не сказал - Чубайс) французский епископ Блуа, обозвавший перед национальным конвентом якобинцев вандалами за то, что-де разрушали замки, уничтожали поизведения мскусства. Правда, вандалы - племя германцев, переселившееся из Силезии в Северную Африку - однажды совершили набег на Рим. Но особенной свирепостью не отличались: не рушили город, не убивали мирных жителей. Ну, прихватили, уходя, кое-что изприглянувшегося добра, так не возвращаться же с пустыми руками. Римляне, к слову сказать, сдались почти без сопротивления, потому и случился у них, гордых, нервный срыв от позора. Сами-то римляне, как известно, с поверженными не церемонились: и жгли жилища, и грабили до гола. Однако Европа возмущенно всполошилась:"Как это? Просвещённых римлян смели победить какие-то необразованные вандалы!".
    Впрочем, я отвлёкся от темы о дилетанстве, в котором не хочет быть заподозренным наше образованное (хотя бы в рамках школьной программы) общество. А я, пусть бездоказательно, но убежденно утверждаю: большинство общества состоит из дилетанов. И, как принадлежащий к этому большинству, рискуя навлечь его гнев, заявляю:"Дилетантом быть тоже интересно".
    Пизнайтесь, положа руку на сердце, всегда ли вы отличаете классическую музыку от попсы, барокко от ампира, экспрессионизм от сюрреализма и прочего авангардизма? Признайтесь, и не о чем будет спорить. Тогда просто поразмышляем.
    Однажды в московском Музее современного искусства моё внимание привлекла скульптурная композоция, возле которой обменивалась впечатлениями пожилая пара. Он уверял,что Махно никогда не бывал в Париже, её же смущало, что он заказал макароны, будто находился в Италии. Композиция в самом деле интригующая. Каррикаторного обличья клиент во фривольной позе среди мусора и объедков, дама перед ним. Но
самое любопытное - подпись: "Нестор Иванович Махно в ожидании Льва Задова кушает макароны в Парижском кафе. Сочинял и делал Митя Тугаринов
в 1991 г. Р.Х."
    Мне нет дела до того, ел ли батька Махно макароны в Париже. Но изощрённая фантазия художников, ваятелей, заставивших меня застыть перед их не всегда импонирующим творением просто восхищает.Нашел же человек способ удивить зрителя! И нечего возмущаться  пожилому гражданину перед тёмной,как ночь картиной со светлым названием "Свеча",
будто его дурачат. Если походить возле полотна, то с какой-то точки вроде бы и в самом деле просматривается легкий  световой сполох. А чем живописней "Свечи" знаменитый "Черный квадрат" Казимира Малевича, за который, говорят, большие деньги дают.
    Он, тот посетитель-дилетант, уверял, что ни за что бы не повесил эту беспросветную картину у себя дома. Ну,и что? И я бы не повесил. Как, впрочем, и "Черный квадрат" Малевича. Зато охотно бы продал, если кому нужно. Мы же дилетанты, что с нас спросишь. Пусть знатоки судят, искусствоведы толкуют. Уже появились и красный круг, и зелёный треугольник, и синий крест - только любуйся да разгадывай авторский замысел.Иногда в хитроумном переплетении геометрических фигур и символов что-то угадывается, не всегда соответствующее авторскому названию.
    По аналогичному поводу один художник писал другу: "Сегодня многие не ищут в искусстве эстетического наслаждения. Рафинированная элита, богачи, профессиональные бездельники, снобы хотят лишь необычного. И я с момента возникновения кубизма пичкал этих людей тем, к чему они стремятся, а заодно подчевал критиков - к их величайшему удовольствию -вевозможными сумасбродными идеями, возникавшими у меня. Чем меньше меня понимали, тем больше восхищались! Забавляясь этим фарсом, я про-славился и разбогател.
    Такую оценку сверхмодным течениям в искусстве дал незадолго до смерти сам великий... Пикассо. Если угодно точнее:  Пабло Диего Хосе
Франсиско де Паула Хуан Непомукено Криспин Криспиано де ла Сантисима Тринидат Руис и Пикассо. Автор неисчислимого количества полотен  написанных в стиле "Герники". А что в нашей памяти дилетантов запечатлелось? Только контурный "Голубь мира". Ну, разве что ещё совсем раннее произведение - "Девочка на шаре".
    То ли дело - впечатляющая картина моего однофамильца: лубочный "Петух" на фоне сказочного города с современной рекламой. Как говорится, дураку понятно, что это связь времён: старины с нашей действительностью. А может и не так.
     Эзопов язык творчества многих живописцев  ваятелей еще не разгадан ( даже прославленная улыбка Джоконды до сих пор интригует, то ли она загадочная, то ли болезненная). Так что нам, дилетантам, еще предстоит перевести в стадию общедоступного понимания многие произведения искусства, над толкованием которых потеют искусствоведы.
    ************************