Арон Якобсон еврей и художник

Александр Фильцер
Картина А. Якобсона "Свадьба", 2008 из собрания Музея современного еврейского музея в Москве (собрание Нины Альперин). Сейчас собрание музея находится в Израиле.
Эта статья под названием «Еврейская палитра Арона Якобсона» была опубликована
в газете «Новости недели», Тель-Авив, февраль, 2012 

       Еврей это звучит гордо! Наш праотец Авраам, первый иври, который пришел когда-то в Землю Кнаан из-за реки, переправился сюда с другого берега. Иври - это «человек пришедший с другого берега». И с тех пор мы, потомки Авраама, всегда другие, непохожие, всегда как люди с другой стороны. Это чувствуют и окружающие нас народы, и мы сами. Я, например, живя в России, ощущал это всегда.
       В современной Европе, как известно, отношение к евреям и Государству Израиль  неоднозначное. Можно сказать что «от и до». Правда, когда в какой-нибудь европейской стране отношение к евреям становилось однозначным, то нам оставалось только собирать пожитки и бежать оттуда, куда глаза глядят. Но это, как говорят упертые оптимисты, уже в прошлом, или, как считают некоторые пессимисты – в светлом будущем. А сейчас, в конце 2011 года, на престижной европейской выставке – Биеннале современного искусства во Флоренции, наше государство было представлено только одним художником, репатриантом из бывшего Союза Ароном Якобсоном. Таков был выбор международного жюри. Поскольку в биеннале участвовало множество мастеров из шестидесяти стран, то каждый из них мог экспонировать не более трех работ. Следуя своим художественным и мировоззренческим принципам, Арон демонстрировал во Флоренции картины на  еврейскую тематику: «Праздник Сукот», «Свадьба в местечке» и «Свадьба с клезмерами». Устроители познакомились с его картинами до открытия биеннале, и оценили их художественную и культурную ценность. После выставки Якобсону даже предложили провести трехмесячный  международный семинар для молодых художников в Тоскане, а куратора престижной нью-йоркской  галереи «Амстердам Уитни интерарт» заинтересовала возможность сотрудничества с Якобсоном. Мне всегда бывает приятно писать об израильских художниках, которые с каждой своей новой выставкой занимают все более почетное место в рейтингах мирового изобразительного искусства.
       По этому случаю вспоминается одна не очень давняя история. Мой знакомый, тоже художник, несколько лет стоял в очереди, чтобы получить возможность провести выставку в "очень престижном" тель-авивском зале. Каково же было его удивление, когда его попросили заменить представленные им работы. Они  показались куратору слишком еврейскими! «У нас это не модно», - объяснил куратор. «В Советской России, – в недоумении размышлял тогда мой знакомый, - я сталкивался с откровенной дискриминацией моих еврейских работ. Но, оказалось, что и здесь, у себя дома, я тоже не могу показать те картины, которые мне особенно дороги!»
       Гениальный провидец Зеев Жаботинский писал по этому поводу в начале ХХ века: «…мы теперь сплошь прониклись жаждой культуры, но также сплошь забыли о том, что надо оставаться евреями. Или, вернее не забыли, но на половину перестали быть евреями, потому что перестали дорожить своей еврейской сущностью… Теперешним должно быть: "Стремитесь к национальному!", ибо стремление к общечеловеческому уже имеется…»
       Мастерская Арона Якобсона находится в Цфате. А Цфат, на протяжении всего двадцатого столетия, был одним из центров нашего национального искусства. Здесь в свое время работали крупнейшие еврейские художники: репатриант из Румынии Реувен Рубин, (какое-то время он жил в Черновцах), музей Рубина сейчас находится в Тель-Авиве; родившийся в Одессе Ицхак Френкель (Френель), правнук знаменитого цадика Леви-Ицхока из Бердичева, его музей открыт в Цфате; родившийся в Кременчуге Мане-Кац, работавший то в Хайфе, то в Париже и завещавший свои картины Музею Мане-Каца в Хайфе; Моше Кастель, в доме которого сейчас располагается одна из галерей Цфата. В ней выставлены произведения уже ушедши от нас мэтров, а также картины Арона. Музей Моше Кастеля относительно недавно был открыт в городе Маале-Адумим. В нашей стране работает много музеев и время от времени появляются еще новые. Когда-то в древнем Египте строили величественные здания, посвященные местным идолам, а современная цивилизация заменила идолов на произведения искусства, для которых мы тоже возводим величественные здания и приходим в них поклоняться гармонии и красоте, за которыми проглядывает лик Творца.
       Цфат и сегодня остается городом притягательным для художников. Здесь живут и работают многие репатрианты из Советского Союза: Борис Пейсаков из Бишкека, Мила Розенфельд из Хабаровска – создатель и многолетний руководитель «Музея истории костюма в куклах» посвященного памяти детей убитых арабскими террористами, Маша Орлович, Симон Слуцкий и Илья Соркин из Петербурга, Роберт Розенберг из Алма-Аты, Михаил Смоленский из Москвы, Борис Брайнин, художник-диссидент из  Запорожья и еще десятки художников-репатриантов из разных стран. 
       Несколько лет назад Арон с радостью согласился участвовать в нашем проекте «Еврейские художники», в рамках которого к тому времени уже было издано две книги: «Художник Цфаня-Гедалия Кипнис» – об участнике еврейского национально-освободительного движения в СССР, главном художнике Белорусского и Биробиджанского еврейских театров закрытых властями в 1949 году, и «Еврейские художники в Советском Союзе 1939–1991 из собрания Музея современного еврейского искусства в Москве». Это была первая книга о еврейском национальном искусстве в послевоенном Советском Союзе. Она была издана при поддержке Фонда Президента Государства Израиль и других фондов. Работы Арона вошли уже в третью книгу серии – "Современное еврейское искусство: галут – алия – Эрец Исраэль" изданной в Иерусалиме в 2011 году. А сейчас в рамках этого же проекта мы с ним работаем над очередной нашей книгой "Краски на палитре Творца", включающей произведения художников и стихи. Будем рады, если кто-то из читающих эту статью захочет присоединиться к нашему проекту, в котором на сегодняшний день участвует около ста пятидесяти художников, в основном репатриантов.
       Недавно Арон получил приглашение от американского кинорежиссера Ицхака Херца на открытие международного кинофестиваля в Санта-Барбаре. Там должна состоятся премьера документального фильма «Жизнь удивительна» («Life Is Strange»), в который включены интервью с евреями, достигшими большого общественного признания: президентом государства Израиль Шимоном Пересом, Вальтером Коном, лауреатом Нобелевской премии по химии, Робертом Ауманном, лауреатом Нобелевской премии в области экономики, а также с автором книг для детей Ури Орлевом. Все они делятся воспоминаниями о своём детстве и рассказывают, как оно повлияло на их будущую жизнь. В этот фильм, в качестве иллюстраций о жизни евреев в довоенной Европе, включены картины Арона на темы еврейских праздников.
       Можно сказать, что наш художник попал в хорошую компанию.