Боги 17. душа авенира

Павел Разводовский
Боги 17. ДУША АВЕНИРА

Утром на заре к нему слетались птицы - и он их кормил, в полдень его окружали дети - и он им рассказывал сказки. Одну из таких сказок о добром генерале я хорошо запомнил. Вечером к нему после обеда к нему сплывались люди. Они знали, что он будет в этом лесу, и начинали беседовать с ним, подходить. Он говорил им, и они слушали: "Будьте естественны, ничего не бойтесь! Бояться не надо! От страха все болезни этого мира! Никогда ни на кого не раздражайтесь! Мир интересует больше зло, чем добро. Но в мире больше добра. Я вижу только добрых людей! Но вы все вокруг - добрые леди! Всякий, кто преодолевает зло, преодолевает только свой страх! Ничего не бойтесь! Согрешая, мы начинаем бояться, а согрешаем потому, что не верим, что все идет по воле божьей! Примите этот солнечный день, как он есть! Деревья мудрее нас - они понимают, что это им во благо и не ропщут! Дерево, сохранившее свою листву на зиму, иссохло бы и погибло! Идет естественный процесс. У нас он происходит в душах!
 Мир начинается с добрых людей, мы все хотим идти туда, где есть добрые люди. Но никуда не надо идти - добро в вас! Вы в эту минуту все так добры. На ваших лицах светит солнце, тени деревьев не мешают вам радоваться этому дню...

Авенир всегда идет из прошлого в будущее. Зем любил Авенира. Он единственный из людей, кто оправдывал его надежды: никого не судил, никогда ничего себе не желал, всегда любил только одну женщину и мир воспринимал таким, каков он есть.
 Зем позвал Авенира в новый мир.
 - Что ты делаешь в средневековье? Смешишь людей? Мир давно ушел вперед. Ты должен переместиться на полтысячелетия вперед.
 Авенир недавно потерял свою возлюбленную. Он месяц не выходил из кельи, и монастырская ключница, толстая баба в черной одежде, приносила ему еду.
 - Где она?
 - Она в будущем.
 - Как ее теперь зовут?
 - Марфа.
 - Ты хочешь переместить меня в другую жизнь?
 - Это совсем не далеко по меркам богов.
 - Что же я там должен делать?
 - То, к чему ты давно привык: спасать людей.
 - И я там, в будущем, найду ее?
 - Ты ее встретишь, когда войдешь в столицу мира. Но только она еще совсем девчонка. Пусть пройдет некоторое время, прежде чем ты опять полюбишь ее.
 И вот теперь он уже почти год в будущем.
 Зем зашел в келью Авенира. Присел за столом и точно простой человек, обхватил руками голову.
 - Мне не нравится то, что задумал Марс. Но я не знаю, что делать. До идеала рукой подать, а люди все время делают глупости и отчаиваются.
 - Все в руках Всевышнего.
 - Ах, если бы в это сильно поверить. Мне все время кажется, что только от нас, богов, все зависит.
 - Нам нельзя творить, что приносит боль людям, - вздохнул Авенир. - Человечество изменилось, мой друг, любви на экранах сколько хочешь, насилия никакого.
 - А Марсиане, ведь они все делают не то, - покусывая губы, проговорил Зем.
 - Уйдут и Марсиане. Нужно сохранить веру во Всевышнего. Он тайна, но он постоянно спасает прекрасное. За множество веков земной жизни, я в этом полностью убедился.
 - Ты слышал про посланника?
 - Нет.
 - Он, должно быть, от Всевышнего. Но ведет он как-то слишком рекламно. Он вовсе не похож на Христа. Светлая он сила или темная - вот чего я не могу понять.
 - Пройдет немного времени, и все прояснится, - ответил Авенир. - Я благодарен тебе, Зем, что ты перевел меня в будущее. Правда, немного поздновато. Марфу этот мир уже успел испортить. Но у нее живая душа. Недавно ко мне заходил Гоголь. Увидев у меня Марфу, он не мог оторвать от нее глаз. «Какая чистота!» - восклицал он, и все держал девочку за руки. Он ушел полный восторга, что нашел живейшую душу.
 Но Зем думал о своем.
 - Когда наступит мой идеал? - спросил он, чувствуя, свое глубокое одиночество.
 - Вы сами создали людей. Дали им свободную волю. Миллионы разных чувств и состояний. У человека миллионы путей, - и как же им найти самую праведную дорожку?
 - Но ведь они за все свои ошибки страдают. Неужели они так безразличны к своей собственной боли и боли других?
 - Радость люди получают сегодня, а боль завтра. В завтрашнюю радость они не верят. Им все подавай сегодня. А то, что всегда за грехи приходят страдания, об этом люди не думают. Так идет их естественная жизнь.
 - Марс уверен, что исправит людей.
 - Он пытается ограничить их свободную волю и чувства. Я всегда на стороне людей, а не богов. Пусть люди живут, как умеют. Ты, Зем, создал жизнь. И жизнь тебе за это всегда благодарна. Ведь это чудеснейшее состояние - жить.
 Зем подал Авениру маленький блестящий диск.
 - Вот вся информация о человечестве.
 И рука Создателя протянула Авениру что-то крохотно-блестящее. Диск лег на ладонь, крохотный, меньше самой маленькой пуговицы.
 Если взглянуть на площадь с птичьего полета - то серебристый фонтан казался такой крохотной пуговкой. И диск - пуговка, и равно его площадь. Авенир удивился, как крохотен замысел Бога, и каков он человек - гигантское существо, взглядывающий в этот таинственный мир информации.
 - Я уверен, что Всевышний всю информацию Вселенной поместил на кончике иглы, - сказал Зем.
 - Да, в этом его величие.
 - И все-таки глупы люди, которые топчут сотворенное человеком. Оно не такое компактное. Но оно великое дополнение к тому, что сотворяет Бог над богами.
 - Мы не можем так компактно, - согласился Авенир. А все же мы учимся. И разве в этом не великое чудо нас самих.
 - В чем? - спросил Зем, выйдя из задумчивости.
 - Да в том, что учимся, и этим приближаемся к Богу.
 - И на сколько же веков вы еще будете приближаться?
 Праведник пожал плечами и почесал голову:
 - Миллионную долю лет. И ты еще четвертину от этой доли. Точно никто не знает! Только на душе радостно от этого приближения.
 Ни святой Авенир, ни сам создатель Зем не знали, когда же наступит идеал. И все же в идеале была цель, и Зем всегда искал пути помочь людям.
 «Ах, мир, смешной мир людей, разве я тебя таким хотел видеть!?», - создатель поднялся из-за стола.
 - До новой встречи, Авенир. До новой встречи.
 Не дойдя до дверей, Бог растворился для земных глаз. Но чувствуя где-то рядом его дух, Авенир перекрестился.
 - Не моя будет воля, а моих создателей, - проговорил он и спрятал диск в маленький карман на груди.
 Не успел бог Зем исчезнуть, как в комнатке Авенира появилась Марфа.
 - Ах, вот ты где! Как я не догадалась, что ты монах.
 - А я вовсе и не монах, - улыбнулся Авенир.
 - Тогда что ты тут делаешь?
 - Кормлю голубей.
 - Да ты просто бесприютный бродяга. Скажи правду: тебя собор пожалел? Он видел, что ты умираешь с голоду и приютил тебя.
 - Меня сам Господь Бог приписал к этому домику. А я его ослушаться не могу.
 - Какой ты все-таки таинственный. А зачем к вам приходят люди?
 - А ты зачем?
 - Просто поболтать.
 - И вот они тоже - просто поболтать.
 - А о чем ты с ними говоришь?
 - О том, что их волнует. Ведь у людей столько разных волнений.
 - А вас кто кормит: собор или люди?
 - Святой дух.
 - Ах, какой ты всегда смешной. Я видела, как вам из собора повар кастрюлю тащил.
 - Так, значит, ты все время следишь за мной?
 - Мне страсть как любопытно было узнать, что ты здесь делаешь.
 - А теперь ты мне скажешь, отчего ты так заинтересовалась моей скромной персоной?
 - Просто не видела таких, как ты. Глаза у тебя как не у других. Ты точно их у ясного неба одолжил.
 - Так оно и было. Глаза мне Бог даровал, за то, что я, слишком много всматриваюсь в него.
 - Ты видишь Бога.
 - Трудно сказать, что вижу, скорее созерцаю.
 - Фу ты какой. Что ни говоришь, все таким смешным кажется. Ты меня тоже созерцаешь?
 - Нет, я просто смотрю и думаю, что из тебя вырастет.
 - А моя мама говорит, что я уже стала уличной девкой.
 - Она хотела сказать «дворовой».
 - Нет, моя мама лучше знает, что говорит. Я к вам, может, потому и пришла, что я такая плохая.
 Авенир смотрел на девочку неподвижными глазами. «Каков теперь этот мир? - думал он. - И что он сотворяет с детьми. Нет, надо все хорошо это понять».
 - Ты можешь приходить ко мне, Марфа. Я хочу знать, чем больна твоя душа, чтобы ее вылечить.
 Марфа стояла, прислонившись к белой стене, а теперь вдруг плечом оттолкнулась от нее.
 - Тоже мне доктор! Докторам только бы пощупать меня, да и из кабинета побыстрей выпроводить. А вот ты такой робкий, словно мальчишка двенадцатилетний.