Пармиджанино

Константин Рыжов
Автопортрет, 1540

Маццуоли Джироламо Франческо Мария, прозванный Пармиджанино, родился в 1503 г. в Парме в семье художника. «И как только он подрос, - пишет Вазари, - и взялся за перо, чтобы учиться писать, как, понуждаемый природой, предназначившей его от рождения рисунку, начал в этой области творить чудесные вещи». Юность Пармиджанино провел в Парме, где находился под сильным влиянием Корреджо. Однако его непреодолимую  склонность к элегантности не удовлетворяла даже манера Корреджо. Эту элегантность Пармиджанино выражал так  искренне и так пылко, что создал свой подлинный, глубоко оригинальный стиль утонченной грации и хрупкой изысканности.

Поразительные способности юноши (Вазари говорит, что он «можно сказать, родился с кистями в руках») вызывали всеобщее изумление. Еще будучи очень молодым, он стал получать серьезные заказы. Девятнадцати лет от роду он взялся за писание фресок в церкви Сан Джованни Эванджелиста и очень успешно справился с этим делом. «После этого, - продолжает Вазари, - когда начал он  зарабатывать порядочно, когда он услышал, как восхваляют творения добрых мастеров и в особенности Рафаэля и Микеланджело, его охватило желание увидеть Рим». Отправляясь в путь, он написал несколько картин и в том числе свой автопортрет (http://proza.ru/2012/11/01/357).
 

1523-1527 гг. Пармиджанино провел в Риме.  «Обучаясь в Риме, - пишет Вазари, - он пожелал видеть все находившиеся в этом городе древние и новые произведения как скульптуры, так и живописи. Но особенно преклонялся он перед творениями Микеланджело Буонарроти и Рафаэля Урбинского, и, как потом говорили, дух Рафаэля  вселился в тело Франческо, так как видели, что юноша этот был столь же редкостным в искусстве и благородным и приятным в обращении, каким был Рафаэль, а главное, потому, что стало известно, насколько он старался во всем ему подражать, и больше всего в живописи». Все говорило за то, что Пармиджанино ожидала в Риме блестящая карьера живописца. Однако, успехам его помешал разгром Рима взбунтовавшимися имперскими войсками, случившийся в 1527 г. Франческо пришлось бежать в Болонью, где он пробыл следующие четыре года. Местные дворяне и монахи засыпали его заказами. Всем очень нравились его картины, полные смятения, беспокойства, тревожной одухотворенности, пронизанные нотой затаенной душевной боли или глубокой меланхолической задумчивости. В особенности удавались Пармиджанино женские образы – хрупкие, изящные, полные очарования и обаяния (http://proza.ru/2012/11/01/1882), (http://proza.ru/2012/11/01/1898).

В 1531 г., так и не нажив больших богатств, Пармиджанино вернулся в родную Парму. Здесь им было написано несколько лучших картин, в том числе знаменитая «Мадонна с длинной шеей» (http://proza.ru/2012/11/01/366).

Но вскоре Пармиджанино охладел к искусству, так как страстно увлекся алхимией. Вазари сообщает об этой причуде с глубоким сожалением: «И потому, забив себе голову этим, а не думами о прекрасных вымыслах и не мыслями о кистях или красках, он проводил весь день в хлопотах об угле, дровах, стеклянных колбах и тому подобной чепухе, на которую он в один день тратил больше, чем зарабатывал… за неделю, а так как других доходов у него не было, а жить было нужно, он так постепенно и разорялся с этими своими горнами… В конце концов Франческо, все еще увлекаясь этой своей алхимией, превратился, как и все другие, однажды на ней помешавшиеся, из человека изящного и приятного в бородатого, с волосами длинными и всклокоченными, опустился и стал нелюдимым и мрачным, и напали на него тяжкая горячка и жестокий понос, вследствие чего через несколько дней он отошел к лучшей жизни, положив тем самым конец тягостям мира сего, в котором не познал он ничего, кроме тоски и докуки».

Умер Пармиджанино в августе 1540 г. Творчество его оказало огромное воздействие на развитие итальянского и европейского маньеризма.

Ренессанс http://proza.ru/2023/01/19/241