Сколько раз обманула продавщица?

Николай Ветров
«Единожды солгавшему: кто тебе поверит?» (Евангелие)

На днях президент наш порадовал телезрителей одним откровением. Оказывается, средняя зарплата по стране выросла за период его правления с 2700 до 27 тысяч рублей.
Замечу мимоходом, что за тот же период, по статистике, услуги ЖКХ подорожали в десять раз.

Приведу такие примеры.

I.
На рынке вас обманула продавщица сала. Вы узнали об этом, взвесив товар на контрольных весах. Подошли снова к её прилавку, и она, без особых возражений, вернула вам, к примеру, пятнадцать рублей. Добавив при этом: «Ох уж мне эти контрольные весы. И кто их только поставил? Они всё врут! Их пора выкидывать!»
- Какая мелочь, - скажете вы. – Да пусть ей будет хорошо от этих пятнадцати рублей! Пусть они ей достанутся!
Полагая, что ничего страшного не случится, если продавщица разок вас обманет.

Рассмотрим поподробнее. Сколько раз вас обманула продавщица.

1. Обсчёт (обвес).
2. Дома вы обнаружили, что сало обильно посыпано натёртым потемневшим и пожухлым чесноком. Его оказалось так много, что вы его, естественно, выбросили. То есть имело место замена части товара на более дешёвый.
3. Клевета в адрес контрольных весов и проверяющей организации, которая их установила.
4. Обман по качеству. Приступая к еде, вы выяснили: продукт несвежий (тухлый привкус, запах). И стоит такой либо очень дёшево, либо вообще нисколько.
5. Нанесён урон вашему здоровью и времени. Несвежее сало не хочет перевариваться у вас в желудке (организм его не принимает) и вы не можете уснуть.
6. Нанесён непоправимый урон имиджу данного рынка в целом.

Итак: сколько же раз на самом деле обманула продавщица?

Торговую точку следовало бы закрыть. Продавщицу уволить. Тем не менее, она продолжает делать свои прибыли дальше и дальше.

А теперь вопрос на засыпку. Сколько раз вас провёл за нос преуспевающий политик, если вы хотя бы раз заметили за ним с телеэкрана фальшь?

II.
А вот реальный случай, происшедший с автором этих строк в магазине «Медицинская книга», в столичном Камергерском переулке. Отдал я в этот букинист один медицинский трёхтомник. Поставил, что называется, «на комиссию».

Проходит полгода, а книга всё ещё не продана. Другие почему-то продаются, я за них деньги получил, а эта стоит и стоит на полке.

Кстати, когда получал свои рубли, столкнулся с неожиданной агрессией. Сперва полная мадам с округлыми глазами заявила, что в кассе нет денег. (В конце торгового дня!) Потом её помощница куда-то сбегала, и деньги  нашлись. Теперь сдачи на крупную купюру уже у меня не было.
- А почему вы не приехали с мелкими купюрами? В следующий раз без мелких не появляйтесь! А вообще - лучше приезжайте завтра! Завтра проблем с деньгами не будет!

«Какая глупость! Как я могу предусмотреть, какая книга, и на какую сумму будет продана? И в каком магазине, и какую сдачу понадобится кому-то дать? Какой бред! Как эти люди всю жизнь здесь проработали, так ничего и не поняв в торговле?»
- Зачем же мне приезжать завтра, если я уже здесь? – спросил я.
Помощница полезла в свой кошелёк и мелкие деньги без труда нашлись.

- Так как же с возвратом моего трёхтомника? – спрашиваю.
- Вашей книги нет! - заявила мадам с выпученными глазами.
- Да вон же она на полке! – показал я на книгу, которую увидел издалека.
- Это не ваша книга! – безапелляционно ответила мадам.
- Почему?
- Там другая квитанция!
- А где же моя?
- Не знаю! - отвечала пучеглазая. – Мы берём только один комплект, второго не должно быть!
- Сейчас посмотрим, - помощница пучеглазой мадам побежала в подсобку.
Вскоре она принесла такую же книгу, с торчащей из неё квитанцией.

Казалось бы, мне следовало вздохнуть с облегчением. Однако дома выяснилось, что книга – не моя. На ней стояла чужая печать-экслибрис (владельца) и книга во всех томах была проклеена липкой лентой-скотчем, чтоб обложки не отвалились.

А теперь давайте посмотрим, сколько раз обманула меня, как покупателя, продавец (или товаровед).

1. Соврала, что берут книги только в одном экземпляре.
2. Обманула, что в магазине нет денег. Послала приехать ещё раз (и наорала).
3. Переменила квитанции: положила мою квитанцию в книгу похуже, а квиток своего родственника (или знакомого) сунула в мой комплект.
4. Убрала плохой комплект, под видом «моего» (и с моей квитанцией) в подсобку. Естественно, пролежав в подсобке, книга не была продана.
5. Вернула клиенту, подложив, клееную книгу вместо хорошей.
То есть обманула покупателя и с деньгами (продажа не состоялась) и с товаром.

А я-то раньше думал: «Какие они улыбчивые, эти продавщицы! Ко всем обращаются «доктор, голубчик». Да только всё это это фальшь.

Да и присмотрелся к лавочке повнимательнее. Пыльно, мрачно. Ремонт не делался с момента появления торговой точки в 30-е годы. У входа стоит скелет, с которым, по преданию, завирально болтал ещё сам Лаврентий Палыч.

Расположилась лавка в бывшей подворотне проходного двора. И так и осталась подворотней, по уровню работы и обслуживания, и отношению к клиентам. Этакая арка для прохода, ставшая прибежищем для торговцев-проходимцев. Пора бы её закрыть. Да всё руки у кого-то не доходят. Вот и влачит она своё жалкое существование до поры до времени. Пока не придут новые руководители, и не уберут пыльный хлам с центральных улиц города. И будет здесь что-то посвежее, хорошо выглядящее и пахнущее. Не то, что сейчас.

Зачем нам заведения с пошлыми советскими подходами и хамством по отношению к клиентам?