Сказка о серых птицах

Ен-Ку
- Мам, смотри какая птица!

Свежепойманная грузная темно-серая птица на удивление спокойно позволяла человеческому существу держать себя в руках и покушаться на свою свободу.
Женщина откинула со лба прилипшие к нему пряди мокрых от пота волос и устало взглянула на добычу своего чада. Птица флегматично посмотрела на женщину ясным светлым глазом, наклонив голову и словно говоря этим жестом «Вы что, птиц никогда не видели? Зачем вам все это?»

- Славная птица, сынок. Отпусти ее.
- Мам, ну как это отпусти! Пусть она у меня живет! У нас же лежит на чердаке клетка. Вот в ней и будет жить.
- Делай как знаешь. Я занята.

Мальчишка, довольный отсутствием сопротивления и возражений, побежал, не выпуская из рук теплое птичье тельце, на чердак.
Через некоторое время птица все так же равнодушно смотрела на мир из-за прутьев клетки. На заботливо поставленные мальчиком в ее новое жилище кормушку и поилку она не обращала ни малейшего внимания, как, впрочем, и на все ее окружавшее…
Птица прикрыла глаза и нахохлилась. Зачем ее схватило это человеческое существо? Проку ему от этого никакого не будет. Он не из тех, кто жаждет дороги. Он может только помочь ей приблизиться к тому, для кого тот мир будет открыт.
Клетка стояла недалеко от окна, на нее падали лучи солнца…
Мальчишка привел своих друзей посмотреть на его добычу.
 
- Что-то она у тебя вялая какая-то. Больная, наверное…
- Да нет, она просто еще не привыкла…
- Где ты ее нашел?
- Как ты ее поймал?
- Там, в лесу, она сидела у дороги и никуда не улетала. Я просто подошел и поднял ее.
- Странная она, наверное, все-таки больная.
- А можно ее погладить?

Птицу извлекли из клетки. Детские руки гладили ее, трогали ее перья; существа заглядывали ей в глаза, поднимали ее над собой… Птица равнодушно переносила все это.
Потом она неожиданно встрепенулась и посмотрела на того, в чьих руках была. Задумчивый сероглазый мальчишка на несколько лет младше того, что поймал ее, осторожно гладил и перебирал птичьи перья. Он не заметил, что держит птицу несколько дольше, чем мог это вытерпеть ее хозяин.

- Отдай птицу, не твоя.
- Извини… - он протянул птицу, но та неожиданно вцепилась когтями ему в руку и не давала снять себя с этих рук.

Дорога как всегда была под ногами. Без нее никак. Пока есть с тобой серая тень, ты не уйдешь с дороги. Ничто не заставит тебя остановиться и жить в одном месте. Она будет звать, сводить с ума и тянуть к себе… Наверное, можно сопротивляться этому. Но стоит ли? Наверное, нет. Наверное, это лучшее, что только есть в Мире. Потому что не дает заплесневеть. Стать добропорядочным фермером и отцом многочисленного семейства, у которого от ежедневных однообразных забот уснуло что-то внутри, а серая тень улетела и больше не вернется. Она приходит лишь один раз. И тогда если решишься, то уйдешь, а если нет – останешься.

ЗНАЮЩИМ СЛОВО НЕ НАДОБНО СЛОВ.

Когда встречаешь такого же, как ты, говорить не о чем, и так все ясно и невозможно описать, то, что видел каждый. С другой стороны, взгляд человека, сошедшего с ума от чудес, красноречивее всяких слов. Говорит больше и громче. Странно, как его можно не услышать…
Человек остановился и посмотрел на росший у дороги дуб. Огромное старое дерево несло в себе ощущение целого леса, хоть и стояло в гордом одиночестве посреди поля. Бывают такие завершенные вещи, которые одновременно несут в себе себя и еще целый мир в придачу… Бывают и люди такие. Только редко. Хотя, как повезет…
Внутри, где-то за ребрами, опять шевельнулся комок боли. Почему когда встречаешь человека, который кажется продолжением тебя, так хочется, чтобы он пошел тем же путем, что и ты? Пути у всех разные и нельзя тащить силой на свой. Только отпугнешь…

Серая тень упала с неба и влетела в окно. Она издала странный крик, в котором слышался зов куда-то.
Девушка испуганно вздрогнула. Птица пролетела круг по комнате, провожаемая взглядами двух пар глаз. Затем она неожиданно слетела вниз и уселась на плечо девушке, впившись когтями в ее кожу.
Над плечом мужчины начало материализовываться какое-то пятно, которое постепенно приняло очертания птицы, такой же, как та, что влетела в комнату.

- Вот как…
- Да, они приходят. Но не ко всем. Послушай, ты ведь сможешь уйти…
- Я не хочу. Моя жизнь здесь. Я не хочу и не могу уйти. Слишком многое меня держит. Я думала, что ты сам останешься…
- Это невозможно.
 
Девушка опустила голову. Затем она осторожно сняла с плеча птицу и, подойдя к окну, выпустила ее в ночь. Птица снова крикнула и растворилась в темноте.

Комок боли постепенно заполнял собой все существо. Человек, не в силах выносить его, упал к корням дуба и скорчился в углублении между ними. От дерева исходило умиротворение зелено-золотистого ощущения.
Птица опять материализовалась и перешла с плеча человека на спину.

- Зачем ты вообще выбрала меня?
- Если бы я не выбрала тебя, ты бы сидел сейчас в своей деревне, неспособный почувствовать и увидеть мир вокруг себя. И ты ее вообще никогда не встретил бы. А так, ты увидел ее как и еще многие чудеса этого мира. Почему тебе всегда хватало того, что частичка виденного тобой чуда прочно поселяется в тебе и, в некоем смысле, оно навсегда становится твоим, а сейчас тебе захотелось взять это чудо полностью себе?
- Не знаю. Наверное, потому, что это другое чудо, не такое как другие.
- Ты не прав. Это ни чем не отличается от всех остальных.
- Отличается! Знала бы ты как я сейчас тебя ненавижу и люблю одновременно… Это невозможно вынести.
- Можно. Ты научишься любить это. Ты же никогда не хотел унести с собой Собор Сердца Мира, хотя когда ты был там, тебе казалось, что ты попал в рай. Так почему ты захотел забрать с собой ее? У нее другая судьба.
- Но птица прилетела к ней!
- А она отвергла птицу. И правильно сделала. Понимаешь, не все могут оставить все, что у них есть и взлететь в небо, уйти в путь. У нее есть родители, которым нужна ее поддержка, друзья, которым будет больно, если она уйдет, любимый, которого она обманула, встретившись в тот вечер с тобой. Ее манят чудеса, но она никогда не пойдет за ними. Цепи не все могут снять.
- Но если помочь?
- А что ты скажешь тем, кому ее уход принесет боль?
- Разве они не поймут?
- Нет. Или поймут, но она не вынесет их милосердия.

И ТЯЖЕСТЬ ИХ КОВАНЫХ КРЫЛЬЕВ ТЯНУЛА МЕНЯ ЗА СОБОЙ…

Стрекотание кузнечиков заполняло теплых воздух, пахнущий нагретой солнцем травой. Половина неба была чистой и безмятежно-голубой, а по другой ползла свинцово-серая, ощутимо тяжелая туча, постепенно затягивающая своим темным телом безмятежную голубизну.
Когда первые крупные капли дождя ударили в землю, взбив маленькие пылевые вихри на дороге, птица встрепенулась и подняла голову. Она по-прежнему сидела на спине человека, который спал, свернувшись между корней дуба. Он не проснулся когда дождь пошел сильнее. А когда в дуб ударила молния и тот начал падать, человек, разбуженный шумом, не успел отползти.
Серой тенью птица взмыла в небо, провожая своего человека тем протяжным криком, которым когда-то призвала его на Дорогу.
Она приземлилась в лесу. Да, здесь должен пройти тот, кто принесет ее к новому страннику.

Когда наконец мальчишка водворил птицу в клетку, все руки у его приятеля были исцарапаны. Тот правда не замечал этого. Птичье тело в руках было не таким. Что-то в ней было неправильно. Слишком легкая и слишком тяжелая одновременно. Слишком… просто слишком.

Весной по деревне проходили странники, идущие к Храму Сердца Мира. В этот год они пришли еще в начале весны. Странные люди со странными глазами, рассказывающие странные истории о, казалось бы, знакомом и привычном мире вокруг. После их рассказов хотелось идти следом, чтобы тоже окунуться в это болото чудес мира. А потом люди смотрели на небо, которое, по словам этих странников, было едва ли не наибольшим чудом, видели то, что видят каждый день на протяжении всей жизни и не понимали…
А странники смотрели на мальчишку с руками, покрытыми отметинами от царапин, и задумчиво кивали друг другу.
Одна странница постучалась в тот дом, где жил мальчик, поймавший птицу. Его мать открыла страннице дверь и пригласила за стол – отказать в гостеприимстве страннику считалось недопустимым.
Странница эта была уже пожилой женщиной. Волосы ее были седы, но на лице было не так много морщин – у хозяйки дома их было побольше.
Когда женщина вошла в дом, птица в клетке издала протяжный крик. Странница повернулась к ней. Она внимательно посмотрела на птицу, а затем едва заметно кивнула ей. Она быстрым шагом пересекла комнату и распахнула дверцу клетки. В тот же миг птица расправила крылья и вырвалась на волю.

- Нет! – Крикнул мальчик, увидев, как улетает его птица.
- Тихо! Ты не должен был ловить ее и тем более запирать в клетку. Она здесь не для тебя!

А птица влетела в окно соседнего дома и села на плечо тому мальчику, которому прошлой осенью расцарапала руки. Оказавшись там, птица начала таять и превращаться в серую тень, а затем и вовсе исчезла.
Мальчишка не смог противиться зову, поселившемуся в его душе, и ушел вместе со странниками к Храму Сердца Мира, искать чудеса и нести их в себе.

ОДИН НА ЗЕМЛЕ ТАК Я БУДУ ЖИТЬ ВЕЧНО ОДИН.