ХР Неандертальская мустьерская цивилизация Часть 2

Александр Суворый
ХР. 2.7.39.2. Эпоха мифических цивилизаций. Неандертальская мустьерская цивилизация. Часть 2.

Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»).

ХРОНОЛОГИЯ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.

Опыт реконструкции последовательности исторических событий во времени и пространстве в корреляции с солнечной активностью

Книга вторая. РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ДО НАШЕЙ ЭРЫ.

Часть 7. Эпоха мифических цивилизаций.

Глава 39.2. Неандертальская мустьерская цивилизация. Часть 2.

Иллюстрация из открытой сети Интернет.

«Занимательная эволюция» http://users.livejournal.com/_zmei/197107.html
А-австралопитек Australopithecus afarensis
В-африканус Australopithecus Africanus
С-человек умелый Homo Habilis
D-человек прямоходящий Нomo erectus
Е-неандерталец Homo sapiens neanderthalensis – разумный классический неандерталец
F-кроманьонец  Нomo sapiens sapiens т.е. в «человек дважды разумный» или «сверхразумный»


Кайнозойская эра. Антропогеновый период.
Плейстоцен. Древний каменный век. Средний палеолит.
Плейстоцен. Поздний каменный век. Поздний палеолит.
50 000 до н.э.


Весь мир. Допотопное положение Северного и Южного полюсов. Евразия. Миграции первобытных людей. Современное человечество. Homo sapiens neanderthalensis – раса человечества разумных классических неандертальцев. Классический первобытнообщинный строй. Мустьерская культура. Неандертальская мустьерская цивилизация. 50 000 до н.э.


Продолжается стадия древнего Верхнего Плейстоцена (134 000-39 000 до н.э.), Древнего Каменного века или Среднего Палеолита, переходный период к Позднему Каменному веку или Позднему Палеолиту (50 000-40 000 до н.э.).

Начало Средневалдайского (Карукюласского) межледниковья длительностью 10 000 лет (50 000-40 000 до н.э.). Продолжение стадии потепления «интергляциал Вюрм II Мурсхофд (Перигор VII)» (51 000-46 500 до н.э.). Допотопное положение Северного и Южного полюсов. Уровень Мирового океана ниже современного уровня на 60-61 метр.
 
В данное время (50 000 до н.э.) началось так называемое «раннее потепление» Каргинского межледниковья Сибири, Средневисконсинского или MIS 3 межледниковья (50 000-30 000 до н.э.), межстадиала «Гражданский проспект», межстадиала Моершуфт, межстадиала Порт-Толбат.

Начался один из самых благоприятных климатических периодов в истории климата Земли и человечества (50 000-39 000 до н.э.).

Относительно тёплый влажный «бореальный» климат способствует широкому расселению животных Мамонтового комплекса и первобытных людей на древних («допотопных») низменностях Европы и севера Азии.

Несмотря на наличие ледников на севере Европы и в Северной Америке, тёплое атлантическое течение Гольфстрим обогревает Северный Ледовитый океан, отделённый на востоке от Тихого океана Беренгией.

Возможно, в данное время на планете существуют легендарная полярная Арктида-Гиперборея с горой Меру в центре и легендарная Атлантида. Вот только где они точно находятся?

На Земле продолжают существовать древние культуры Среднего Палеолита: Мустьерская культура (300 000-28 000 до н.э.), Сайгонская культура (500 000-10 000 до н.э.), Атерийская культура (90 000-28 000 до н.э.).

Эпоха Среднего Палеолита или Древнего Каменного века длится уже 100 000 лет. За это время палеоантропы, за время скитаний ставшие неандертальцами, расселились практически по всей свободной от снежно-ледяных покровов и воды приледниковых озёр-морей территории Евразии.

Территория в Европе заселена неандертальцами (разного уровня развития) от Гибралтара до Урала. Мустьерские стоянки классических неандертальцев располагаются бассейне Десны, верховьях Оки, в Среднем Поволжье.

Особенно много мустьерских стоянок классических неандертальцев на территории Центральной и Восточной Европы (в 70 раз больше, чем памятников Раннего Палеолита). Европейская неандертальская мустьерская культура развивается в двух зонах – в Западной Европе и на Кавказе.

Повсеместно совершенствуется производство каменных орудий труда и боя. Особенно широко распространяется неандертальская индустрия Леваллуа.

Типичный неандертальский остроконечник леваллуа представляет собой среднего размера (немного меньше ладони взрослого человека) плоское каменное орудие треугольной формы с заострёнными краями. Общей формой остроконечник леваллуа походит на широкое треугольное и короткое лезвие современного кухонного ножа.

Удерживая крепкими пальцами за плоское тупое основание, неандерталец мог острым краем остроконечника разрезать, скоблить, подрезать, а острым кончиком – прорезать, прокалывать, царапать и т.д.

Для изготовления такого плоского и заострённого каменного орудия применялась соответствующая совершенная техника и технология обработки вручную камня. Для этого нужны очень умелые и сильные руки, ловкие и цепкие пальцы, точный глазомер и большой опыт.

Для изготовления леваллуазского остроконечника берётся соответствующий по размерам камень-галька («голыш», нуклеус) овальной яйцеобразной формы и другой подобный камень-молот. Возможно, для работы используется камень-наковальня или пень-бревно-подставка.

Сильным отсекающим ударом, неандертальский мастер отбивает с одного торца овального камня-заготовки небольшой кусок так, чтобы образовался прямой (вертикальный) скол. Это будет основанием или задником остроконечника.

Затем мастер также сильным, но точным и осторожным ударом по левому краю данного скола отсекает длинный отщеп по всей длине камня заготовки. Это будет левая заострённая сторона будущего остроконечника.

Затем подобный удар-скол наносится справа и образуется вторая – правая плоская грань будущего остроконечника. Удары-сколы наносятся так, чтобы получились наклонные плоскости наподобие плоскостей обоюдоострого меча.

Затем мастер тремя-четырьмя острожными ударами-сколами в торец скола камня-заготовки-нуклеуса уменьшает толщину основания остроконечника, чтобы будущий остроконечник можно было вставить в древко копья или стрелы.

Затем наступает самая ответственная часть процесса изготовления остроконечника. Сильным и точным ударом в торец камня-заготовки нужно отбить отщеп такой толщины, чтобы он захватил обе наклонные плоскости камня-заготовки. При этом направление удара-скола должно быть таким, чтобы итоговый отщеп получился не плоским по всей длине, а заострённым, остроконечником.

Неандертальский супермастер, обладающий нечеловеческой силой, умением и опытом, мог изготовить леваллуазский остроконечник любой величины всего семью ударами по камню-заготовке-нуклеусу. При этом от одного камня-заготовки-нуклеуса подобным образом можно было отколоть несколько отщепов-орудий…

По другой леваллуазской технологии изготавливались каменные орудия любой другой формы.

Сначала овальный камень-заготовку-голыш-нуклеус оббивали вертикально по всему периметру так, чтобы получить общую форму будущего орудия с заострёнными краями (например, овального орудия-скребка, прямоугольного орудия-резца, полукруглого, треугольного, долотообразного, шилообразного и т.д.).

Затем также по периметру, но теперь по косой к плоскости будущего орудия, камень-заготовка оббивалась так, чтобы получить верхнюю рабочую плоскость будущего орудия.

После этого с торца будущего орудия делались несколько вертикальных ударов, чтобы подготовить торцовую площадку для сильного итогового и точного удара, отсекающего само орудие-отщеп.

Получалось плоское каменное орудие нужной формы с заострёнными краями и нужной толщины.

Таким образом, например, делались плоские ручные скребки, резцы, каменные пилки с зазубренным и острым рабочим краем. Таким орудием можно было пилить и делать пропилы, как современной ножовкой…

Если раньше (во времена питекантропов) делались ручные заострённые рубила грубой формы, то теперь каменные орудия получили совершенную плоскую форму и острые оскольчатые лезвия.

Теперь неандертальские охотники носят с собой каменные заготовки-нуклеусы, от которых в случае необходимости могут в любое время отсечь орудие нужного размера и нужной формы.

Повсеместно появляются листоподобные остроконечники и многогранные наконечники разных типов для тяжёлых копий и лёгких метательных копий, различного ручного оружия.

Типичным мустьерским орудием является остроконечное лезвие-нож и скребло многолезвийной формы.

Неандертальские мустьерские орудия индустрии леваллуа многофункциональны: они одинаково хорошо используются для обработки дерева, кости и шкур, для резания, стругания, скобления и даже сверления.

Мустьерские стоянки подразделяются на три типа: постоянные, сезонные и временные. Постоянные неандертальские стоянки обустраиваются в больших и труднодоступных пещерах. Здесь за очень долгое время обитания неандертальцев образуются мощные культурные слои следов их жизнедеятельности.

На месте сезонных стоянок-поселений культурные слои менее разнообразные, чем в пещерных стоянках-поселениях.

На временных охотничьих или промысловых стоянках мало, что остаётся. Охотники, как правило, крупную добычу уносят на базовые стоянки-поселения. Однако на местах, где добывается каменное сырьё, происходит первичная обработка нуклеусов или на стоянках-мастерских остаётся много различных артефактов.

Так на территории кантона Берн будущей Швейцарии находятся «мустьерские места добычи кремня в виде вертикальных ям глубиною 60 см, выкопанных роговыми орудиями труда». Здесь неандертальские умельцы делали первичную обработку кремнёвых заготовок-нуклеусов.

На территории будущей Венгрии в Балатенловаше в данное время существуют шахты по добыче минеральных красителей.

На территории будущей Фанции «под скальными навесами и в малых пещерах, которые редко превышают 20-25 м в ширину и глубину» обустроены неандертальские мустьерские стоянки. А в пещерах Комб Гренаде и Ле Пейраре (Южная Франция) пещерные стоянки были намеренно углублены.

Настоящие жилища из костей мамонта с остатками внутридомовых кострищ построены неандертальцами на открытой местности, где расположена  стоянка-поселение  Молодова I на Днестре (Молдавия).

Подобные большие стоянки-жилища с несколькими кострищами внутри строятся неандертальцами в Лей Пейрар, Во-Де-Л’Обезье, Эскишо-Грано (Франция). Десять небольших неандертальских мустьерских жилищ построены в низовьях реки Дюране (Франция).

В целом во всём мире в разных местах господствуют неандертальские мустьерские культуры:

Африка. Культура Мустье.

Европа. Культура Среднего Палеолита (310 000-32 500 до н.э.).

Европа. Мустье шарантской традиции типа Кина (310 000-37 500 до н.э.).

Европа. Мустье шарантской традиции типа Ферраси (240 000-34 000 до н.э.).

Европа. Мустье типичное (240 000-32 500 до н.э.).

Европа. Мустье ашельской традиции типа В (78 000-37 500 до н.э.).

Европа. Мустье с зубчатыми (310 000-34 000 до н.э.).

Европа. Мустье шарантской традиции типа Таубах (Кина) (134 000-39 000 до н.э.).

Европа. Микок центрально-европейский (134 000-39 000 до н.э.).

Европа. Культура Верхнего Палеолита (51 000-10 200 до н.э.).


На юго-западе Франции выделяются культуры «типичное мустье», «мустье с ашельской традицией », «зубчатое мустье», «шарантское мустье» (Кина и Ферраси).

В Южной Франции и Испании выделяется культура Васконьен, в Италии – «Мустье понтийского типа», а в других областях Средиземноморья – культуры «микокские индустрии».

На территории Восточно-Европейской (Русской) равнины много памятников неандертальской мустьерской цивилизации, они распределены по шести зонам. (Речь о «русских» неандертальских стоянках впереди – А.С.)

Многие местные неандертальские мустьерские культуры объединены в шесть квалификационных групп культур: Кинскую, Шарантийскую (Кин и Ла-Ферраси), Таясийскую (Южная Франция и Северная Италия), Микокскую (Германия, Центральная и Восточная Европа вплоть до Украины), Таубахскую (Центральная Европа) и Шательперронскую (Википедия). Кроме этого выделяется Альтмюльская неандертальская мустьерская культура.

Неандертальцы издревле (75 000-70 000 до н.э.) обитают в пещерах и местах стоянок:

Складина или Склайн (Бельгия),

Ля-Ферраси (Перигор, Франция),

Южная Африка (Ховисонс-портская индустрия),

Катанда у реки Семлики (Африка, Конго), где будет найден костяной гарпун,

Ля-Кина (Шарант, Франция),

Шанидар и Биситун (Иран), где обитают носители культуры «Загросское типичное Мустье»,

Молодова I и V (Молдавия), где начался ранний этап существования этих неандертальских поселений,

Уан-Табу (Ливийская Сахара), где построены неандертальские жилища с элементами «Нубийского комплекса»,

Пеш-де-л’Азе (Дордонь, Франция),

Келдерс (ЮАР), где остались зубы десяти неандертальцев,

Шанидар IV (Иран), с неандертальскими могилами с цветочной пыльцой,

Ля-Шапелль-о-Сент (Франция) с останками старика-неандертальца,

Назлет-Сафаха (Египет) с неандертальскими предметами,

Дипклоф (Западная Капская провинция, ЮАР) с древнейшими символическими изображениями в виде параллельных и скрещённых линий на скорлупе яиц страуса (60 000 до н.э.),

Кебара (гора Кармел, Ближний Восток) с останками неандертальцев,

озеро Мунго (Австралия) с останками неандертальца на берегу,

Зальцгиттер – Лебенштедт (Германия), где на неандертальской стоянке будет найден «костяной кинжал»,

Тарамса I (долина Нила, Египет), где будет найден скелет ребёнка современного типа,

Табун (гора Кармель, Израиль), где за период 50 000-40 000 до н.э в этой пещере образуется самая долгая последовательность культурных слооёв доисторической Палестины,

Кунейтра (близ Эль-Кунейтры, Голанские высоты, Палестина), где обустроена неандертальская стоянка,

Тата (Венгрия), где на неандертальской мустерской стоянке будет обнаружена пластина из зуба мамонта,

Нгандонг (остров Ява), где будут обнаружены неандертальские черепа,

Мумба (Танзания), где будут обнаружены самые ранние бусы,

Кударо I, Ереван I (Кавказ), где остались мустьерские памятники,

Малакунанья 2 и Наувалябила (Австралия) с мустьерскими стоянками,

Люцзян (Китай) с останками азумного неандертальца,

Шуйчэн Сяохуэйдун (Китай),

Синъян Чжицзидун (Китай),

Драхенлох (Швейцария), где будут найдены характерные неандертальские мустьерские орудия и ритуальные останки пещерных медведей,

а также:

остатки около 10 неандертальских жилищ в низовьях реки Дюране (Франция),

мустьерские находки в Бетово (Брянская область, Россия),

следы культуры «развитой Соан» (Индия), «соанское мустье» или «поздний соан»),

местонахождение Адиала в Пенджабе,

Невасийская культура в Центральной Индии и на Индо-Гангской равнине,

Мустиьерские культуры в Средней Азии,

Белогорская мустьерская культура (Крым),

Молодовская культура (бассейн Днестра), Стинковская культура, а также Деснинско-Полесский локальный вариант (Восточно-Европейская (Русская) равнина,

Хостинские, Цуцхватские, Джурчульско-кударские группы культуры Мустье в Закавказье,

культура Миэнг с некоторыми элементами мустье (Вьетнам),

мустьерские памятники Монголии,

культуры Среднего Палеолита в Китае (индустрии Ташуйхэ, Гэцзыдун, Шанви, Чжоукоудянь-XV),

стоянка Патжитан (Патжитанская индустрия на Яве),

древнее атерийское местонахождение Сеггедим (Нигер),

древняя индустрия Питерсбург (ЮАР), известная из «Пещеры очагов», которая сближается с культурами Оранжская, Моссел-Бей, Стилбей и рядом других,

индустрия Оранж, со стоянок Оранджия и, возможно, Роуз-Коттедж (ЮАР),

а также фрагмент «неандертальской флейты» из пещеры Дивье-Бабе в Словении.

(Все данные из Википедии).

Носители неандертальской мустьерской цивилизации живут традиционной жизнью первобытных охотников, собирателей и, возможно, рыболовов. Причём рыбу они ловят в данное время (50 000 до н.э.), вероятно, по примеру медведей – лапами, то есть руками…

Главным занятием разумных классических евразийских неандертальцев является охота. Вероятно, они непревзойдённые охотники, которые могут составить эффективную конкуренцию пещерным львам, пещерным гиенам, волкам и другим менее крупным хищникам.

Неандертальские охотничьи стоянки и лагеря устраиваются только там, где есть промысловый зверь и дичь, где можно было охотиться на крупных животных Мамонтового комплекса: мамонтов, носорогов, бизонов, лошадей, оленей, пещерных медведей.

По останкам охотничьей добычи в местах стоянок неандертальских охотников можно с уверенностью судить о флоре и фауне близлежащих территорий в радиусе примерно 10 км.

Например, вокруг Монте Чирчео (современный национальный парк, расположенный на мысе Чирчео на берегу Тирренского моря в Лацио, Италия, недалеко от Сан-Феличе-Чирчео) в данное время на открытой местности пасутся дикие лошади, в сухих светлых лесах на водоразделах живут олени и дикие быки, а в густых влажных лесах – кабаны и косули.

На лето стадные травоядные животные уходят в Апеннины, на пастбища, а зимой – возвращаются назад, в низины Монте Чирчео.

Неандертальские охотники, вероятно, не уходили в горы вместе с оленями и быками, они охотились внизу на слонов, бегемотов и носорогов. Одно такое животное могло кормить общину неандертальцев в течение полумесяца (если не больше).

В северной части будущей Италии стоянки-поселения разумных европеоидных классических неандертальцев располагаются между районами с морскими кормовыми ресурсами и горами, где пасутся серны и олени.

В пещере Мории (Испания) около половины всех костных остатков принадлежит большому дикому быку, другая половина – благородному оленю и лошадям. Добыть на охоте таких быстроногих и могучих животных весьма непросто и требует хороших охотничьих знаний, навыков и опыта.

В Крыму разумные европеоидные классические неандертальцы охотятся почти исключительно на дикого осла (стоянка Староселье) и сайгу (стоянка Заскельна).

На Кавказе в Воронцовской пещере подавляющее количество костных останков принадлежит пещерному медведю. На Ильской стоянке неандертальцев также подавляющее большинство костей тяжёлой охотничьей добычи – бизонов.

Неандертальское население стоянки-поселения Молодова (Молдавия) в основном охотится на мамонта, лошадь, бизона и северного оленя.

В Эрде (Венгрия) основным объектом весенней охоты был пещерный медведь. Здесь остались останки около 500 пещерных медведей. Летом неандертальские охотники из Эрде охотились на лошадей и гиппопотама.

В Кенигсхауэ (близ Гарцских гор, Германия) с начала весны до начала осени (апрель-октябрь) около 30 неандертальских охотников «жили на берегу озера в окружении топких болот и лесов из ольхи, берёзы, тополя». Основными объектами их охотничьих интересов были: мамонт, носорог, дикие лошади и быки.

Неандертальская стоянка-поселение Лебенштедт (Зальцгиттер, Германия) располагается в условиях тундровой растительности (55 000-50 000 до н.э.). Обитатели этого поселения охотятся на северного оленя, бизона, дикую лошадь, шерстистого носорога. Все их каменные орудия труда – это орудия охоты и обработки туш.

Стоянка-поселение Лебенштедт  - это летнее промысловое охотничье поселение для большой группы охотников из 40-50 человек. Возможно, они приходили, жили и охотились «вахтовым методом».

В гроте Ортюс (Франция) обитают неандертальские охотники, которые специализировались в охоте на пантеру, рысь, волка. При этом они приносили на место охотничьей стоянки только шкуры, снятые на месте охоты. Этот неоспоримый факт косвенно свидетельствует о целенаправленной охоте для получения ценного ресурса, который может быть использован для брачного дарообмена или обменной торговли.

Кстати, неандертальские охотники из Эрде (Венгрия) тоже охотились на пещерную гиену, волка и бурого медведя из-за их шкур.

Следы рыбной ловли неандертальскими охотниками сохранились на Кавказе, но ловля рыбы, вероятно, не была их любимым делом…

Только в районах Евразии (например, Поволжье) с большими и мелкими водными ресурсами, вероятно, развивается охота неандертальцев на птиц, собирание их яиц, а также рыбная ловля.

Для данного времени (50 000 до н.э.) повсеместно характерно наличие и жизнедеятельность человеческих объединения с разными культурами и уровнями развития. Все они особо не привязаны к определённой местности, кочуют, переходят с места на место, мигрируют вслед за животными.

В одно и то же время в одном районе могли сосуществовать разные неандертальские мустьерские или местные коренные культуры. Вероятно, а может быть неизбежно, они контактировали и взаимодействовали друг с другом, соперничали, воевали, но, возможно, мирно сосуществовали и, даже обменивались женщинами и результатами охотничьей, хозяйственной и культурной деятельности.

Иначе как можно объяснить широкое распространение по всему миру: типичных мустьерских орудий труда и боя; леваллуазской индустрии; определённого набора каменного сырья (кремень); типовых форм и типов орудий и оружия; общих для всех народов Земли мифологических структур-образов, архетипов поведения, культурных навыков, обычаев, обрядов (инициации, брачный союз, система отношений доминирования, общинная делёжка добычи, наказание или поощрение ритуальным жертвоприношением и т.д.).

При этом чётко выделяются различные технологические, культурные и географические пути развития «неандертальской мустьерской цивилизации» - леваллуазский, зубчатый, типичный мустьерский, шарантский, понтийский и другие пути развития.

Начиная с данного времени (50 000 до н.э.), увеличивается осёдлость неандертальских стоянок-поселений, что, несомненно, способствует прочности человеческих объединений (общин, родов, племён) во времени и пространстве. Свидетельством таких оседлых стоянок-поселений являются пещеры-святилища, в которых преднамеренно хоронят дорогих и близких людей (детей, женщин, стариков), а также погибших героев и, возможно, вождей, иных авторитетных лиц.

О высоком нравственном уровне семейно-общинных и общинно-родовых отношений в среде разумных европеоидных классических неандертальцев и классических кроманьонцев свидетельствуют многочисленные факты поддержания до глубокой старости (по меркам Каменного века) жизнедеятельности больных, увеченных и просто старых людей.

Разумные классические неандертальцы, вероятно, первыми в истории человечества создали системы мифологического и ведического мировоззрения, картины реального и потустороннего мира жизни и смерти, создали обряды и ритуалы захоронений и жертвоприношений, зародили анимизм, тотемизм, шаманизм и ведизм.

Большинство неандертальских мустьерских захоронений расположено в границах стоянок-поселений, в основном в пещерах. Могильные ямы неандертальцев – неглубокие, неправильных контуров, но специально вырытые или даже выдолбленные для захоронения.

Характерный неандертальский похоронный обряд – умершего кладут на бок, со слегка подогнутыми в коленях под себя ногами (поза уснувшего человека). Тело умершего человека посыпают жёлтой или красной (жжёной) охрой, вероятно, символизирующей кровь земли. В пещере Шанидар (Иран), умершего человека, вероятно, покрыли цветами некоторых лекарственных растений.

Сверху захоронение засыпалось землёй или заваливалось камнями. Такое захоронение больше напоминает схрон охотничьей добычи или мяса жертвы, чем по-настоящему ритуальное погребение. Однако в некоторых случаях погребение осуществляется в глубоких местах в глубине пещер, куда тела умерших просто кидали на дно.

Вероятно, разумные европеоидные классические неандертальцы чётко различают хотя бы две стороны света – восток и запад, так как умерших сородичей они кладут головой именно в этих направлениях.

Также вероятно, что разумные классические неандертальцы имеют понятие «о потустороннем загробном мире», в который направляются жить умершие сородичи. В захоронения неандертальцы кладут орудия труда, кости животных, охру. Однако всё это могло попасть туда и случайно…

Не случайна, а естественна и закономерна связь живых сородичей с умершими людьми. Такая же связь, как с убитыми на охоте или при жертвоприношении пещерными медведями.

Вероятнее всего, разумные классические неандертальцы, генетически обладающие эйдетическим восприятием, осмыслением, осознанием и памятью окружающей действительности и мира, ещё очень долго помнят структуры-образы, ощущения и чувства, порождённые общением со своими предками, родными и близкими, родственниками, сородичами и соплеменниками, друзьями и врагами.

Возможно, прямым свидетельством наличия такой эйдетической генетической памяти неандертальцев (и кроманьонцев) данного времени являются устойчивые во времени и пространстве (несмотря на катастрофическое снижение численности человечества во время всемирных космических и земных катастроф) мифологические и мифопоэтические структуры-образы, архетипы поведения, обычаи, обряды и ритуалы.

Реально очеловечивая и одухотворяя всё и всех в окружающей действительности и мире, разумные классические неандертальцы (и кроманьонцы) неизбежно и закономерно создали систему отношений, построенную на доверии и вере, на авторитете не только сильного, властного, храброго, но и умного, знающего, ведающего.

Вероятно, разумные классические неандертальцы первыми стали использовать древние традиции охотничьей маскировки, раскраски, украшательства, татуировки и т.д. для знаково-символьного выражения своего восприятия, осмысления и осознания окружающей действительности и мира.

Возможно, в следах-знаках татуировки и раскраски, в оберегах и амулетах, в других предметных и вещественных знаковых символах разумные классические неандертальцы и кроманьонцы могли выразить своё восприятие, осмысление и осознание, свои потребности, желания, ощущения и чувства, свои мысли и структуры-образы.

Возможно, разумные классические неандертальцы и кроманьонцы данного времени (50 000 до н.э.) обладают не только речью и устным языком общения, но знаково-следовым, предметным, символическим языком общения.

В любом случае украшательство, раскраска и татуировка лица и тела – это, несомненно, материальный «письменный» язык общения в брачных отношениях между мужчинами и женщинами…

Так же, как, например, знаки охотничьей и боевой доблести  - клыки убитых хищников, знаковые кости и приметные куски шкуры добытых животных, возможно, скальпы и части тела убитых врагов, - недвусмысленно показывают (выражают, молча рассказывают) окружающим о силе, храбрости, умении и решительности обладателя этих «наград» и знаков отличия.

Тоже относится к предметному языку вида оружия. Короткая, но выразительная палка-дубинка-палица в руках вожака, вождя или ведуна-учителя весьма красноречива для всех окружающих… даже без звука и слов…

Наличие тотемизма и фетишизма в неандертальской мустьерской цивилизации данного времени (50 000 до н.э.) – является весьма достоверным, вероятным и возможным фактом.

Первым и основным тотемом для разумных европеоидных классических неандертальцев данного времени, без сомнения, является пещерный медведь. В регионах, где не было пещерных медведей, таким тотемом стал бурый медведь.

Также несомненно, что первобытные люди, возможно, разумные классические неандертальцы,  повсеместно сохраняют жизнь пойманным медвежатам и другим детёнышам тотемных животных, кормят их, выращивают в целях жертвенного поедания. Возможно, тотемные животные стали первыми приручёнными человеком животными.

Дикие тотемные животные, например, медвежата, достигая определённого возраста неизбежно становились опасными и неуправляемыми, стремились на волю, к своим, поэтому их неизбежно приносили в жертву, выражая им свою привязанность, любовь и уважение.

Несомненно, главный смысл в жертвоприношении (в том числе каннибализма) – это удовлетворение потребности в жизненной энергии, спасение от главной беды Каменного века – смерти от голода.

Разумные классические неандертальцы, живущие исключительно в непосредственной связи и зависимости от наличия и численности животного мира, неизбежно и естественно желают, чтобы пещерные медведи не переводились, чтобы каждую весну, пробуждаясь от зимней спячки, из пещер выходили на свет медведи и медведицы, медвежата.

Поэтому, разумные классические неандертальцы и классические кроманьонцы, кладут в пещеры-берлоги черепа и кости съеденных пещерных медведей в надежде, что Мать Сыра-земля возродит их, воскресит, воплотит их в новых медведях и тогда они, люди, будут довольны, счастливы и сыты.

Так формировалась естественная мифологическая, ведическая и проторелигиозная идеология неандертальской мустьерской цивилизации данного времени (50 000-39 000 до н.э.).

Население Земли в период Рисс-Вюрмского интергляциала или межледниковья (180 000-170 000 лет до н.э.) было преимущественно неандертальским.

После известных катастрофических событий (усиление солнечной активности 135 000 до н.э. и катастрофическое извержение супервулкана Тоба 74 000 до н.э.) началось бурное видоизменение – появились первые африканские палеокроманьонцы, вооружённые луками и стрелами, обострённым разумом и развитым языком общения.

Все попытки гибридизации неандертальцев и кроманьонцев порождали только людей-чудовищ (героев-трикстеров) или людей-гениев (героев-демиургов). Особенно остро проявились результаты неандертальско-кроманьонской гибридизации в регионе Ближнего Востока, в Палестине (Израиле).

С начала Вюрмского (Альпы), Вислинского или Вейхзельского (Северная и Центральная Европа), Валдайского (Восточная Европа), Зырянского (Сибирь), Висконсинского (Северная Америка) оледенения (70 000-50 000 до н.э.) начался процесс расцвета Homo sapiens sapiens или «дважды разумного неандертальско-кроманьонского человека» и выделение Неандертальской и Кроманьонской рас.

Но это уже другая история…

(Продолжение следует)