История всемирной литературы 28

Сергей Бурмистров
  Конечно, литература по определению должна быть чем-то записанным на бумаге, на папирусе или, на худой конец, выбитым на камне или выдавленным на глине. Но как быть с историческим народным творчеством?
  А никак! С этим уже разобрались.
  Например, самый первый тип творчества - это миф. Мифология создания мира или его отдельных качеств в своё время была наукой. Самые умные люди своей эпохи объяснили происхождение мира, как смогли. Наблюдая семейную жизнь в себя рядом, они были логичны и распространили принцип на весь мир. Аналогично, труд человеческий превратился в божественную силу. Это не я первый сказал (Феербах, Айзек Азимов). Как в Индии говорят: "Все работают: я делаю удочки, а бог всё остальное: реку и рыбу в ней".   
  Короче говоря, везде в мифе была научно обоснованная (по тем временам обоснованная) технология. Теперь же мы больше обращаем внимание на психологическую сторону мифа. Например, почему Бог захотел ми сделать? Стало скучно.
  Люди, создающие мифологию (в том числе и политическую) и сейчас ничего нового не придумывают. Они просто распространяют какие-о свои личные отношения к миру на весь остальной мир. Свой индивидуальный принцип делают принципом построения мира.
  Вот вам и метод построения мифологии (везде засовывай себя, но называй это Богом).   
  (Я думаю, настоящий Бог не обидится. ОН мудрее нас).

  Другой тип мифологии берёт начало в разнообразии богов и вытекающих отсюда возможностях ссоры между ними (примеров - множество). Все фентезийные сюжеты с волшебниками - из этой же оперы.
  Как я уже писал, вся фентезийная литература строится на одном принципе: "чем больше противоречивых сил, тем интереснее". Если бог один, то он всесилен. Соответственно, уже два Бога "компенсируют" друг друга (бесконечное противостояние Бога и Дьявола как символ фентезийного разнообразия). Аналогично с артефактами. "Супермеч" рази всех врагов, пока у врагов не появится "суперщит"...
  Задача автора - придумать как можно больше волшебных сил (богов - волшебников или вещей-артефактов) и раскидать их по тексту романа (поддерживая тем самым детективное напряжение).
  У положительного героя оказывается в руках последняя, ничем не скомпенсированная волшебная вещь - и он побеждает...

  Эпические народные поэмы: "появился герой невиданной силы (само тело героя как артефакт) - и всех врагов победил..."
 
  А древняя литература - вся сплошь нормирована (даже описание судебной тяжбы по сути есть описание норм права и риторики).

  Что могут нормированные персонажи? Очевидно, что у них нет ни творчества, ни обучения. Норма она и есть норма. Если событие типичное, норма справилась (герой всё сделал, как и хотел, читателю скучно (нет переживаний)).
 Если событие нетипичное, то норма не справилась (у героя всё плохо, депрессия у читателя).   
  Лично я выхода не вижу.
  Реализм, оперируя нормами (типичный человек в типичных обстоятельствах") всё-таки находил противоречия норм, их невыполнение, их движение и развитие. 
  А норма в литературе сама по себе скучна; персонаж должен быть с характером, или ситуация должна быть уникальная.

  Поэтому, "нормы" нам пока не нужны.
  Забыть Древних и закрыть эту страницу.