О музыке

Нина Измайлова 2
                О музыке
            Вечер. По телевизору идёт какой-то концерт. Слышу ворчливый голос матери:
- Опять эта Пугачёва. Что у неё за причёска, а какая короткая юбка. Это в её-то годы. Опять молодого мужа зацапала. Совести у неё нет. Бесстыжая.
Слышу её комментарии к другим популярным певцам. Потом не выдерживаю и говорю:
- Ты песни-то, музыку слушаешь? Или смотришь, кто во что одет?
 
            Пугачёва… Лето 1975 года.
 
            В этот год я работала геологом в тайге. По утрам из транзистора, который обычно включал дежурный кашевар, неслось: «Арлекино! Арлекино!». Из палаток сразу начинали высовываться заспанные физиономии геологов, техников, студентов. Получив заряд бодрости, с хорошим настроением, все сотрудники нашего маленького отряда отправлялись в маршруты.
 
            Помню летом 1979 года такой момент. Проходим с рабочим трудный маршрут вдоль обрывистого берега реки Уркан по коренным обнажениям. Нужно всё записать, зарисовать, замерить элементы залегания осадочных пород, отобрать образцы всех разновидностей пород. Как назло тяжело, сил никаких нет. Конец сезона, пятый день маршрутов, просто навалилась усталость, ещё мошки, сохатиные клещи донимают, да нужно быть осторожным, чтобы не свалиться с обрыва в реку. И вдруг слышим песню: «Лето. Ах, ле-ето. Лето звонкое громче пой. Дождь грибной играет в прятки не со мной…» Поворачиваю голову в сторону реки и вижу, что по реке плывёт баржа, на которой развешено бельё, а из громкоговорителя льётся голос Пугачёвой. Мы сразу оживились. Откуда только силы взялись. Быстро доделали маршрут и бодрыми вернулись на лагерь. Вот она волшебная сила музыки. Как я позже узнала, эту песню Алла Борисовна написала сама.
 
             Позже, когда вернулась в Воронеж, наблюдала огромные очереди в магазин «Мелодия», когда там «выкидывали» пластинки с записями  Пугачёвой. По телевизору показывали огромные стадионы, заполненные зрителями, которые пришли послушать певицу.
 
             Раньше мало показывали концертов с популярной музыкой. Обычно к праздникам. С нетерпением ждали концерт, посвящённый дню милиции, потому как, кроме исполнителей патриотических песен, выступали ещё сатирики и популярные певцы. И каждый раз, зрители ждали выступление Пугачёвой. Она обычно заканчивала концерт под грохот аплодисментов.
 
             Была ещё такая передача «Голубой огонёк», жаль только, что много времени на ней занимали встречи с передовиками труда, учёными, даже космонавтами. Я ничего против них не имею, но, по моему мнению, эти встречи можно было бы показывать в другой отдельной передаче. На мой взгляд, лучше бы в «Голубом Огоньке» звучало больше музыки. Именно в этой передаче с большим успехом прозвучала песня «Маэстро», которую под аккомпанемент композитора Раймонда Паулса исполнила Алла Пугачёва.
 
             В «Старых песнях о главном» звучала песня «Осенние листья», которую очень проникновенно спела Алла Борисовна в память о своей маме.
 
             Да что там говорить. Талант, есть талант, во что его не одень.
 
             И когда я слышу, что люди отзываются о Пугачёвой плохо, я понимаю, что это невоспитанные бездари, которые сами, ни на какое творчество не способны. Стали говорить «Пугачиха», сейчас даже на блатном жаргоне «Алка московская».
 
              Попса… Какое-то слово пренебрежительное. Популярная музыка. Много прекрасных композиторов пишут популярную музыку. Взять хотя бы музыку Александра Зацепина к кинофильмам. К этой музыке как-то не подходит слово попса. Всегда с удовольствием слушаю его песню «Есть только миг...». А от музыки «Берег моря» к кинофильму «Красная палатка» у меня по коже мурашки бегают.
 
              Микаэл Таривердиев писал замечательные песни, например, к кинофильму «Семнадцать мгновений весны». Всегда вспоминаю музыку, которая звучала в фильме «Мой младший брат» по повести Василия Аксёнова «Звёздный билет». Там и слов-то нет, только «Та-ра-ру-ра, та-ра ру-ра», а слушала бы и слушала.

             Сейчас можно услышать, что нынешние певцы поют песни прошлых лет не так, как раньше. Но прошлые исполнители, к сожалению, уходят. Молодые певцы поют старые песни иначе, но не петь их нельзя, потому что наши дети, внуки должны знать эти песни. Нет прекрасного исполнителя Муслима Магомаева, замены ему, конечно, нет. Сейчас его песни звучат, конечно, не так, по-другому, но вполне прилично.
 
              Каждому настроению соответствует своя музыка. С удовольствием слушаю классическую музыку. Ещё, будучи школьницей, бегала в фонотеку слушать 2-ой концерт Рахманинова. Время от времени посещаю филармонию.
 
             Хороши и бардовские песни, которые мы пели под гитару во время студенческих практик. В этих песнях какая-то свобода, незатейливые  слова: «Играет солнце, играет ветер моей дырявой лодкою…», или «Кожаные куртки, брошенные в угол, тряпкой занавешено низкое окно…» и много, много других.
 
             Иногда слышу: «Эти артисты, певцы имеют квартиры в Майами, роскошные дачи и так далее». Меня это совершенно не волнует. Главное, что они несут радость и хорошее настроение людям. А люди с древности хотели и хотят «хлеба и зрелищ».