Играющий комментатор

Виктор Давыдов 2
Внимание!
Начинаю репортаж из стен собственной квартиры! Сейчас, в эти напряженные минуты, начинается шахматное сражение за право называться сильнейшим… Самым сильнейшим игроком лично всей моей семьи!
Знакомлю Вас, всех тех, кому вдруг покажется интересным это событие, с участниками соревнования. Первым номером, конечно же, иду я - глава семейства. В связи с отсутствием штатного комментатора, совмещаю эту обязанность с одновременным участием в столь ответственном турнире. Трудно? Да, очень! Может сказаться на личном результате. Но сознание того, что широкие массы любителей не должны оставаться в неведении об этом уникальнейшем соревновании, вынуждают меня идти на определенный риск.
И потом, не кажется ли вам, это довольно интересная новинка? Комментатор, непосредственно участвующий в соревновании. Представьте себе, например, Виктора Гусева с микрофоном в руке, самолично забивающего мяч в ворота противника. Он, конечно же, кричит от радости срывающимся голосом:
-Г-о-о-л! И передает микрофон встающему со льда Владиславу Третьяку, только что пропустившему шайбу, который искренне сокрушается:
-Какая случайность! Какой нелепый гол!
Чувствуете, насколько насыщеннее чувствами личных переживаний становится передача? (Не голевая, а радиопередача)
Будем надеяться, что это моё нововведение найдет широкую дорогу в жизнь, а слава первооткрывателя играющего комментатора достанется мне!

 Однако мы несколько отвлеклись. Второй номер - мой младший сын Дима. В шахматы играет три месяца. Способности имеются, утверждаю, как его личный тренер. Уже на второй неделе после того, как научился расставлять фигуры, обыграл всех в детсаде! Сегодня первый в его жизни турнир совпал с днем его рождения. Пять лет исполнилось мужику! Этот факт вносит некоторую нервозность в атмосферу соревнования, чувствуются симпатии к имениннику многочисленных болельщиков: мамы, бабушки и дяди Сени!

Уточним степень родственности героев данного репортажа. Будем ориентироваться относительно детей. К примеру, говорим «дядя Сеня», то что? Правильно! Дядя не мой, хотя и от моего лица идет репортаж. А даже совсем наоборот, это мой брат. А вот дядей он приходится моим детям Юре и Диме. Всем понятно?

Непосредственно передо мной в данный момент разминается третий участник - старший мой сын Юра. Игровой стаж небольшой, всего полтора года. Высоких результатов, естественно, не имеет. И это оттого, что довольно поздно научился играть, в десять лет. Но будем оптимистами, и будем верить, что у него все еще впереди. Успехов тебе, Юра!

Номер четыре по жребию выпал дяде Семену. Играет вне конкурса для четного количества. Промолчу о том, что он вообще почти не умеет играть! (И все же не следует забывать о том, что самый опасный и неудобный противник тот, который и не подразумевает о существовании теории).

Ну, наконец-то подошло время рассказать о себе. Скромно. Мне еще немного лет, всего несколько десятков. Два сына, как вы уже, очевидно, поняли. Среди участников турнира самый опытный - стаж игры без малого четверть века! Имею разряд -третий спортивный! Прошу вас - не надо оваций! Я не привык к ним... Двадцать лет назад, как сейчас помню, обыграл самого Леньку Пряхина! Не знаете такого!? Как, не знаете чемпиона нашего двора? Ну, знаете!

Конечно, не хвалясь скажу, что мог бы достичь и большего! Если бы не моя дорогая женушка, для которой игра в шахматы, это занятие предосудительное.
Ну, всё, всё, Маша, не буду больше...

Так о чем я говорил? Да, о моём уровне игры. Так вот, играл я неоднократно в квалификационных турнирах на второй разряд. К сожалению, жесткие правила, надо вам сказать, в этих турнирах установлены, всего два-три человека могут выполнить норму. И кто такие нормативы устанавливает? Это же разве реально набрать 75 процентов, к примеру, по итогам двенадцати партий!

Обычно, мои товарищи по турниру радуются моему участию, рассчитывают на легкое очко. Зря радуются, я всегда оказываю должное сопротивление. По возможности...

Да! Не забыть познакомить вас с условиями проведения турнира!
Большинством голосов решено: против старшего сына играю без ферзя, а с младшим оставил себе только две фигуры: слона и ладью. И пешки, естественно. Чудаки! Не понимают того, что хорошему игроку этого более чем достаточно! Тяжелые условия, не колеблясь, принимаю, как дань уважения моему опыту турнирной борьбы.

Жребий брошен. Мне предстоит играть сначала с сыновьями, а потом уже с дядей Сеней.
Грянул бой! Как много решает первая партия. И будь ты чемпионом мира или рядовым любителем, у каждого настрой на дальнейшую борьбу во многом зависит именно от исхода первой партии. Победа на старте вселяет уверенность и придает дополнительные силы.
Довольно долго в партии с Юрой стою крепко, но он коварно применяет тактику, испытанную неоднократно в деле, размен фигур при первой возможности!

Позиция моего войска трещит по всем швам. С трудом нахожу единственно верные ходы. В хитроумном окончании мой белый король не сдается. С большим достоинством отступает он от армии противника и, каким-то чудом, признаем это, попадает в патовую сеть!

(На всякий случай, уважаемый читатель, проверьте позицию: пат или не пат? Мало ли чего...
Белые: Кр.a1; Черные: Кр.b3,Ch7, п.a3)

Следом играю с Димой, без передышки. Волнение возрастает до предела. Со всех сторон напирают болельщики, не дают провести пешку в ферзи, и тем самым решить исход встречи в свою пользу.

- Отойдите! Вам говорят?! Маша! Как не стыдно! Поставь мою пешку на место...

.. Однако, о развитии событий этого сражения. Для Димы смысл игры прост: рубить все, что только можно, все, что подвернется под руку, невзирая на опасность. Кто первым срубит все фигуры, включая и короля, тот и победитель. Особенно хорошо владеет пешками. Хотя до сих пор не может понять, зачем это коню надо прыгать в сторону?
Пешки мои редеют наполовину, зато у него не осталось ни одной. Приходится «полководцу» вводить в бой коней и «офицеров». Теперь вынужден играть осторожнее, как бы король ненароком не попал в матовую сеть.

Вдруг над моей задумавшейся головой раздается голос дяди Сени:
-Нормальный ход! Вам мат, маэстро!
Расставьте позицию:
Белые: Кр.e1, Фf8, Лa1, Сf5, Ка4, пп. a3, b2, c2, f2, h2.
Чёрные: Кр.a7, Сc5, пп. a6, b7, d7, e6.
(А вы найдете в этой позиции мат в один ход?)

Ай-я-яй! Как же это случилось?! Ничего не остается, как сделать вид, будто бы и сам видел этот мат. Поднимаю руки - сдаюсь, дескать.
Но что это? Сын все еще размышляет над позицией...

Ох, как тянется время! И вот он, подарок судьбы! Сын берет ход назад:
-Давай еще поиграем. Я пойду не ферзем, а срублю слона конем!

Но это ж совершенно другое дело! Подумаешь, отдал последнего слона, зато пешек еще у меня аж четыре, а вдруг какая в ферзи умудрится пройти... Если сын «поможет»...
Слышите, какой недовольный ропот поклонников Димы? Напрасно возмущаетесь! Игрок вправе сам решать - «забивать или не забивать мяч в ворота....»

-Не надо, не надо, бабуся, меня стыдить: дескать, нечестный прием. И не надо уговаривать своего внука менять свою жизненную позицию: если что решил, так решил!

Удивительно, как стремительно и неожиданно развиваются события на шахматной доске! Вскоре обстоятельства вынуждают начать охоту своим «голым» королем за фигурами противника. Блестящий маневр удается - вот он, долгожданный миг! На доске одни короли!

-Ничья-я-я-я! - это я кричу в микрофон, не в силах сдержать восторга.
-А кто победил? - настораживает Диму мое ликование.
Слышите, как Юра снисходительно втолковывает малышу?
-Тебе же говорят - ничья. Значит, никто не проиграл! Ни ты, ни папа... Поровну!

Да, разобравшись в ситуации, юный спортсмен доволен таким исходом. Ничейный результат на данном спортивном этапе его вполне устраивает.

Но что это? Пока я рассуждал, дядя Сеня успел уже проиграть? Вот образчик его «творчества»: как он играет с Димой черными фигурами:
1.е4 с5 2.Kf3 d6 З.сЗ Kf6 4.e5 de 5.K:e5 аб 6.Сс4Ь5 7.C:f7++

Ох, и игрок! Игруля, одним словом! Племянникам проиграл в пух и прах обе партии. В партии с дядей Сеней (черные), Юра сделал, на мой взгляд, несколько поспешный ход: 1.Cd2-g4?, явно напрашиваясь на «вилку»
Сейчас дядя ферзем побъёт Юриного слона, а тому достанется черный слон. Как говорится: «fifty-fifty!» Но дядя Сеня сыграл надежнее, как ему казалось, напав своей пешкой «f7» одновременно на коня e5 и слона g5.
Склонившись над игроками и я задумался, как бы лично я в данной ситуации ответил? Но Юра, как мне показалось, не был особенно озабочен, и без промедления сходил так, что позиция черных затрещала по всем швам! Где-то в подсознании я даже удивился: как просто, но надежно…
Впрочем, как сходил мой старший сын, предлагаю вам самим подумать!
Белые: Кр.g1, Фd1, Лc1, Пe1, Кb2, Кe5, Сd2, Сh3, пп: a4, b3, c4, f2, g3, h2
Чёрные: Кр.g8, Фd8, Лc8, Лf8, Кa3, Кc7, Сd7, Сcg7, пп: a7, b6, d5, e6, f7, g6, h7.

Мы даже похлопали, когда, после короткого и безуспешного сопротивления дядя Сеня признал свое очередное поражение.
Что я говорил! Да-а! Состав этого турнира для дяди явно тяжеловат!
- Не говори, не говори, Маша, что он им поддался! Это вполне закономерный исход!

И вновь расставлены фигуры и рвутся в бой. Надеюсь, что и вы, уважаемые теле и радиослушатели, и, конечно же, читатели, не меньше нас заинтригованы исходом поединка братьев. Заметили, какая установилась тишина? Явно болельщики смущены, кому отдать предпочтение, кого бы хотели видеть победителем?

Какая борьба! Партия, наполненная эмоциональным динамизмом, проходит в стремительном темпе, в красивых обоюдоострых комбинационных выпадах.
Младший эффектно жертвует пешки, старший, не колеблясь, принимает их. Какой каскад головокружительных прыжков коней! И не случайно эта партия удостаивается специальным призом «за красоту» - тортом. И это несмотря на то, что «чаша весов» и здесь не склонилась ни в чью сторону!

Вот такая позиция явилась завершением жаркого сражения Димы с Юрой:
Белые: Кр.а5, Kb6, пп: a6, b5, b4, d7, e5
Чёрные: Кр.а7, Cd8, Сс2, п. е6.
(Покажите, после какого хода могла возникнуть данная ситуация?)

Не остывшие от только что бушевавших страстей, пьем чай с призовым тортом. Все вместе: и участники сражения и болельщики.
Под аплодисменты публики мама-Маша поздравляет меня с самым высоким результатом, показанным за всю мою спортивную карьеру. А что, в самом деле: поделить первое-третье места с быстро прогрессирующими сыновьями, да еще совмещая с обязанностью комментатора, согласитесь, не каждому по силам?

Что ещё хотите спросить? Ах, вон что: не сказал об исходе своей партии с дядей Сеней? Но это же совершенно неважно, потому что он, как я и предупреждал в самом начале этого чемпионата, играл вне конкурса.... И потом, ему же просто повезло, что я просмотрел мат.. .Неосмотрительно «слопал» пешку: 1… Ch5:f3? С кем не бывает?

Как дядя Сеня, белые фигуры, сыграл здесь?
Белые: Кр.g1, Cf1, Ch2, Кf4, Кf6
Чёрные: Кр.f8, Сc1, Кf7, Кg7

 P.S. Несмотря на то, что «Первый» «Семейный турнир» несомненно удался, надо всё же признать, что есть определенная неясность из-за того, что единоличный чемпион так и не выявлен. Есть задумка повторить теперь розыгрыш чемпионата семьи по двухкруговой системе. (Дядя Сеня, конечно же, будет играть вне конкурса!) Однако, неплохо было бы привлечь к участию спонсора…

Уважаемые потенциальные спонсоры, а что? Подключайтесь! Спешите прославить свое имя благими деяниями! Обещаю, теле – радио - газетную рекламу обеспечим! Опыт имеется!