О богатстве...

Василий Попов
Отрывок из книги "Я видел Сына Божьего..." - разговор посвящённого (П.) с крутолобым сомневающимся (С.)

***

С. (сомневающийся) Вернёмся к вопросу о деньгах и богатстве. Тема – насущная.

П. (посвящённый) Согласен. Но сначала, будь добр, выполни мою просьбу.
Представь, на мгновение, – ты в этом мире один. Естественно, что стремление к богатству отпадет само собой. Оно станет никчемным. Тщеславно-показушные гонки «прикажут долго жить»; будет не перед кем похваляться своим избытком, исчезнет порочная зависть к чужому материальному превосходству, а вместе с ней исчезнут дурные помыслы и поступки, которые зависть могла породить.
Значит, богатство не есть насущная необходимость, наоборот, – это  орудие дьявольского обольщения.
Ведь нормальному человеку много ль надо?
...Пусть эта маленькая фантазия станет предпосылкой понимания ответа на твой вопрос – ответа, который мы найдём в Православии Новозаветных Текстов.
«...всё, что есть в мире этом, всё, чего жаждет наша греховная натура, всё, чего жаждет наш взор, и всё, чем люди так гордятся в этой жизни, – всё это не от Отца, но от мира суетного.
Мир же уходит в небытие вместе со всеми страстями, что порождает он» (1 Ин.2:16,17).
«Мы ничего не принесли с собой в этот мир, и ничего не возьмём с собой, умирая» (1 Тим. 6:7).
«Те, кто хотят быть богатыми, попадут в ловушку и создадут себе искушение, и поддадутся многим вредным и глупым желаниям, которые ввергают людей в бедствия и погибель.
Ибо любовь к деньгам – корень зла всякого» (1 Тим. 6:9,10).

С. Но мы, самой жизнью, привязаны к товарно-денежным отношениям, в которых деньги – всего лишь платежное средство.
Как быть?

П. Жить по совести.
В Писании сказано: «Суть в том, чтобы тот, кто накопил много,  не имел излишка, а тот, кто накопил немного не испытывал нужды» (Исх. 16:18; 2 Кор. 8:15).

С. Так вот откуда замшелый призрак коммунизма!

П. Ярлык навесить легко.
Но то, что обществу преподносилось под видом коммунизма, на самом деле являлось дьявольской провокацией, дискредитирующей Библейский посыл о социальной справедливости.
Псевдокопия христианства, где место Господа (с подачи лукавого) попытался занять горделивый, с помутившимся рассудком человек, обречена была на фиаско (что и требовалось князю тьмы, а мошенническим приёмам его учить не надо).
Безумцы, запродавшие люциферу души, цинично спекулировали Христовой моралью.
Социальная идея была насильственно опорочена.
Свою работу безбожники выполнили.
Сегодня, даже из церковных пределов, доносятся голоса: богатым быть не зазорно (но это – бесовские голоса). Ведь богатство, своими соблазнами, уводит человека от Бога.
Сказано о таких «пастырях»: «Они думают, что служение Богу – путь к обогащению...» (1 Тим. 6:5).
Они забыли (или не хотят помнить?) обличительную тираду апостола Иакова: «Послушайте, вы, богачи! Скорбите, рыдайте, ибо на вас надвигаются несчастья. Ваше богатство сгинет, одежды ваши изъест моль. Ваше золото и серебро заржавеют! Ржавчина эта будет свидетельствовать против вас и пожрёт плоть вашу...» (Иак. 5:1-3).
На самом деле, богатым быть самоубийственно (о неправедно приобретенном и говорить не приходится).
Диагноз поставлен Господом.
Это – болезнь. Болезнь инфекционная (из сатанинских дебрей).
А когда к тебе обращаются с пожеланием: болей на здоровье,  ты, своей заразой, стольких облагодетельствуешь... – чушь, нелепость (или лукавство?).
Оправдательные разговоры о том, что важно лишь отношение личности к материальному, – двусмысленны.
Чтобы двусмысленностью понапрасну не обнадёживаться, на вопрос: как ты относишься к богатству и богатым? – у христианина должен быть только один ответ: я к ним не отношусь!
Иначе, получается несуразность; человек, не видя света Божьего, все свои физические и душевные силы тратит на то, чтобы поиметь,  приумножить и сберечь роскошные излишества: виллы, лимузины, яхты, самолёты... а сам пребывает в полном равнодушии к дорогим «побрякушкам»? Не смешно ли?
Если равнодушен, займись душепользительными вещами.

С. Но многие богатые так и поступают: благотворительствуют.

П. Ты хочешь сказать, по дешёвке, пытаются откупиться от угрызений совести.
Вот вам «десятина» (если бы ещё так!) от щедрот моих, и не мозольте  перед глазами своей убогостью.
Потому жертвенный грош Библейской неимущей вдовы, на Христовых весах, перевесит «благотворительные» миллионы олигархов, «ибо она отдала всё, что имела на жизнь, а те жертвуют от избытка своего» (Мк. 12:41-43).
Конечно, можно на эти микроборазмножающие подачки нуворишей возвести на земле позолоченный храм с именной доской. Но сколько при этом будет изъязвлено попыток обустройства душевных храмов. «Бог, сотворивший мир и всё, что в нём, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворных храмах живёт, и не руки человеческие служат Ему...» (Ис. 66:1,2; 3 Цар.8:27; Деян. 7:48; 17:24,25).
Здесь уместно процитировать обращение Господа к материально разбогатевшим: «Я советую тебе купить у меня золото, очищенное огнём, чтобы разбогатеть. И также надеть на себя белые одежды, чтобы не было видно твоей постыдной наготы. И купи снадобье для глаз своих, чтобы прозреть!» (Откр. 3:18).
Циничные пожелания: сначала сгуби свою душу деньгами (походя, растлевая души соблазнившихся), а потом, как-нибудь разберёмся, – идут вразрез с Евангельским Кодексом.
Так лучше и не начинать губить (в средние века индульгенциями уже торговали – не помогло).
«Копи богатство на Небе».

С. А на земле будь обездоленным голодранцем?

П. Речь не о том.
Не надо лицемерить; мол, не понимаю и не замечаю разницы между фонтанирующим излишеством и необходимым достатком, ведь потребности у людей разные.
Я предвижу напрашивающиеся вопросы о предприимчивых и ленивых, талантливых и бездарных, об общественном и частном...
Испокон веков люди пытались и пытаются, без оглядки на Божьи Указания, решить проблему «единства и борьбы противоположностей».
Но Создатель запрограммировал бытие таким образом, что всё стремится к равновесию. Любые перекосы – аномалия.
Перекосы в общественном устройстве – дьявольская аномалия. Поэтому, периодически происходит обновление и восстановление жизнеукладческой «системы» (процесс, надо сказать, болезненный – через бунты, революции...).
Это, как прививка малой дозы чумы, против тотальной эпидемии.
А земных ресурсов, при справедливом потреблении, вполне хватит для того, чтобы люди не бедствовали. Всевышний создал землю для всеобщего пользования, но надо помнить: земля – это Его и только лишь Его «частная собственность».
Господь и апостолы разъяснили нам принцип потребительской достаточности, который входит в набор условий для обретения «душевной гармонии».
Богатство – не из этого набора.
Счастья оно не приносит.
И это – не самоуспокоительные бедняцкие лозунги.
Это – Вердикт Спасителя!!!
А богатым должно быть государство, чтобы гарантировать своим гражданам социальную защиту и право на достойно оплачиваемый созидательный (а не барышнический) труд.

***