Символика ветхозаветных священнических облачений

Игорь Евгеньевич Журавлёв
Образная символика ветхозаветных священнических одеяний глубока и многообразна. Она заключает в себе целый пласт представлений о служении священника и, по сути, освещает для понимающего человека все грани этого многообразного и первостепенно-важного для всего народа израильского священнического предстояния.
Язык образов и символов одежды священника раскрывается здесь во всей своей красоте и достигает поистине небесных высот. Каждая деталь находится на своем предназначенном  месте, каждая ниточка и каждый уголок здесь не просто так. Все наполнено таинственным смыслом, все занимает определенное место, которое нельзя поменять, ибо в случае такой подмены, подменяется и смысл предмета, находящийся в полной символической гармонии со всем комплексом, или даже ансамблем, звучащим в унисон. Можно сказать, что вся одежда священника и, в первую очередь, первосвященника, звучит как симфония, как некая мелодия, говорящая о предназначении и священном долге человека, его носящего.
Итак, Господь сказал Моисею: «И возьми к себе Аарона, брата твоего, и сыновей его с ним из среды сынов Израилевых, чтоб он был священником Мне: Аарона и Надава, Авиуда, Елеазара и Ифамара, сыновей Аарона» (Исх.28:1). И далее Сам Бог описывает очень подробно из чего именно должно состоять это одеяние.
Одеяние составляется из семи основных частей, шесть из которых описаны в Исх. 28:4: «Вот одежды, которые должны они сделать: наперсник, ефод, верхняя риза, хитон стяжной, кидар и пояс». Седьмая часть описана в Исх. 28:36-38: «И сделай полированную дощечку из чистого золота, и вырежи на ней, как вырезают на печати: "Святыня Господняя", и прикрепи ее шнуром голубого цвета к кидару так, чтобы она была на передней стороне кидара. И будет она на челе Аарона, и понесет на себе Аарон недостатки приношений, посвящаемых от сынов Израилевых, и всех даров, ими приносимых; и будет она непрестанно на челе его, для благоволения Господа к ним», т.е. седьмая часть была золотой дощечкой с именем Господа.
Описание ефода следующее: «и сделают ефод из золота, из голубой, пурпуровой и червленой [шерсти] и из крученого виссона искусной работы. У него должны быть на обоих концах его два связывающих нарамника, чтобы он был связан.» (Исх.28:6,7). Слово «ефод» происходит от древнееврейского «афад», что буквально можно перевести как «окружать, опоясывать». Эта часть одеяния покрывала верхнюю часть туловища и символизировала охрану Божью, которая облекает и поддерживает священника со всех сторон.
Ефод состоял из четырех видов материала: первый из них крученый виссон белого цвета, символизирующий повсеместное присутствие Бога как Царя вселенной, и белый цвет как начало всех цветов, т.е. начало бытия красок, символически – на Бога как начало всякого бытия.
Второй материал - голубая шерсть, цвет небесного предела, положенного глазам человека и напоминающего о небесной тайне, направляющего наш дух за пределы видимого мира.
Пурпуровая шерсть – третий материал ефода. Ее красный цвет напоминал о крови, как носительнице телесной жизни. Древнееврейское название этой шерсти «араг», буквально ткать, символизировал живое служение Богу, состоящее из разнообразных мыслей, слов и дел, как бы «сотканных воедино» во славу Всевышнего.
Четвертый материал – червленая шерсть темно-красного цвета напоминала пролитую, густеющую кровь и символизировала готовностью истинного служителя пожертвовать собственной жизнью во имя Небесного Отца, принести всего себя на алтарь служения Единому Истинному Богу.
Кроме перечисленных материалов в состав ефода входили тонкие золотые нити, так называемая «золотая проволока». Это делало ефод твердым и напоминающим кольчугу воина. Возможно, ту самую «броню праведности», упоминаемую апостолом Павлом в Послании к Ефесянам 6:14. Потому как священник есть воин Божий, охраняющий вверенный ему народ от воздействия злых сил (Еф. 6:12).

Словом «пояс», которым препоясывали чресла, переведено еврейское слово «хэшев» - повязка. Как и ефод, пояс содержал разноцветные нити, и также золотую нить, которая укрепляла его, делая частью «брони» для духовной брани. Чресла, т.е. бедра, символизируют животную природу человека, которую необходимо связывать, препоясывать. Другими словами сдерживать, контролировать свои низменные желания.

С ефодом, обе части которого при помощи завязок и специальной «рамки» крепились на «раменах», т.е. на плечах, соединялся наперсник. Наперсник, находящийся «на персях», т.е. на груди, это перевод древнееврейского слова «хошен» - «сияющий, излучающий, светоносный», возможно, «пребывающий в лучах». Это особый предмет, сшитый из тех же нитей, что и ефод, соединявшийся с ним при помощи золотых цепочек. Он символизировал светлые сердечные помышления и составлял одно целое с ефодом. В наперсник вставлялись 12-ть драгоценных камней, оправленные золотом. Камни символизировали 12-ть колен Израилевых. Каждому колену соответствовал свой камень, связанный с одним из 12-ти знаков Зодиака, с одним из 12-ти месяцев года и т.д.
Наперсник назывался «судным», поскольку в нем хранились урим и туммим, некие таинственные устройства, с помощью которых священник узнавал «суд Божий». Урим означал «свет», а  туммим – «совершенство». Это устройство подробно в Библии не описано, но оно неким образом давало священнику возможность вопрошать Бога о Его воле.

Следующая деталь одежды – верхняя риза. В синодальном переводе иногда называется  «подир», от греческого «подэрос» - «достигающий ног», «длинный». Она надевалась поверх нижнего хитона, покрывающего тело.

Кидар – головной убор священника по всей видимости представлял из себя что-то вроде чалмы. Он был льняной, ослепительно белый и указывал на чистоту помыслов носившего его. К кидару прикреплялась золотая пластина, возможно, имевшая форму цветка. По древнееврейски ее название звучит как «циц», что буквально означает «цветок». Пластина символизировала разум священника, который должен пристально всматриваться в волю Божию. На пластине было начертано «Святыня Господня», возможно, «посвящено для Господа» или «свято для Господа».

Хитон – разновидность халата. Он был белым, льняным, что символизировало святость и чистоту мыслей, чувств, слов и дел.

Вся одежда в совокупности должна была указывать на истинную духовную жизнь, полностью посвященную служению Богу. Отсутствие хотя бы одной части могло привести к духовной, и как следствие, физической смерти недостойного служителя.

Таким образом, мы видим в этом облачении не было ничего случайного. Каждая деталь имеет глубокий духовный и теологический смысл, каждая ниточка восполняет образ, в совокупности представляющий нам верного слугу Божьего, поставленного на служение, которое нельзя назвать просто работой. Это образ жизни, образ мыслей и образ действий, направленный к одной цели: служению Богу и для защиты вверенного священнику народа.