Жертвоприношение

Созерцалов Созерцалов
Жертвоприношение   

Режиссер: Андрей Тарковский   

Сценарий: Андрей Тарковский   

Продюсер: Катинка Фараго   

Оператор: Свен Нюквист 

Художник: Анна Асп   

Композитор: Ватазумидо Шусо 

Монтаж: Михал Лежжеловский, Андрей Тарковский   

В ролях: Эрланд Йозефсон, Сьюзан Флитвуд, Валери Мэрес, Аллан Эдваль, Гудрун С. Гисладоттир, Свен Волтер, Филиппа Францен, Томми Кьеллквист   

Год: 1986 

«Видишь, мой мальчик, мы совсем заблудились. Человечество идет ни тем путем, путем очень опасным. Как только человек осознал себя человеком…   
Не бойся, мой мальчик, смерти нет. Конечно, страх смерти – очень сильный страх, он заставляет людей делать то, что делать, совсем не следует. Но если бы вдруг, люди перестали бояться смерти, то все было бы совсем иначе.   
Человек всегда защищался, от других людей, от природы, частью которой он сам является. Он постоянно насиловал природу, а результат этого  - цивилизация, основанная на насилии, власти, страхе и зависти. И весь этот, так называемый технический прогресс, служил только одному, - получению всевозможных удобств, стандартов, а также инструментом насилия для удержания власти.   
Мы как дикари, пользуемся микроскопом, как дубиной. Впрочем, нет, дикари намного духовнее нас. Каждое достижение прогресса, науки, мы немедленно превращаем во что-то недоброе. А что до уровня жизни, то один умный человек сказал: «Грех – не есть что-то необходимое». Если это действительно так, то вся наша цивилизация от начала до конца зиждется на грехе. Возникла ужасающая дисгармония между материальным развитием и духовным. Что-то не так в нашей культуре, вернее в цивилизации, что-то в корне неправильное, мой мальчик.   
Ты, наверное, считаешь, что нужно изучить проблему, а затем всем вместе искать пути решения? Возможно, это было бы реальным, если бы не было так поздно, слишком поздно.   
Господи, как я устал от всей этой болтовни!.. Слова, слова, слова… Только теперь я, теперь понимаю, что имел в виду Гамлет. Он уже просто не выносил болтунов. Однако почему я все это говорю?! Если бы нашелся, хоть кто-нибудь, кто вместо болтовни сделал что-то реальное!.. По крайней мере, хоть попытался бы…»   

«Жертвоприношение» - последний фильм Андрея Арсеньевича Тарковского. Пожалуй, лучшая его работа и одна из величайших кинокартин 20 века.      
Чем можно объективно оценить гениальность? Думаю, что уровнем интуиции. Совершенно очевидно, Тарковский знал, что это его последний фильм, поэтому вложил в него всю свою жизненную и творческую философию. «Жертвоприношение» - постскриптум жизненного и творческого пути Андрея Тарковского.   
Какой творческий прием использовал в своих фильмах Андрей Арсеньевич? Он помещал своих героев в ограниченное пространство. В «Солярисе» - это космическая станция, в «Сталкере» - Зона, в «Зеркале» - обычная комната.   
На этот раз, он поместил своих героев в дом. Персонажи разного психотипа, разного социального положения, разного пола и разного возраста. Все они находятся в ожидании неминуемого Конца Света. Это ожидание проявляется у героев по-разному: кто-то истерит, кто-то философствует, кто-то падает в обморок, кто-то молится, кто-то не верит, кто-то ничего не понимает.      
Коротко, эту картину можно описать так. Гениально до мучительности, и мучительно до гениальности. Это мы с вами, нагие как пред Богом.