О пенсиях

Виталий Лазарянц
   Важным этапом в развитии российской системы пенсионного обеспечения (так и оставшейся несовершенной!) явился Закон Р.Ф. «О государственных пособиях» от 20 ноября 1990 года, т. е. на самом закате советской власти. Впервые законодательно было закреплено право граждан на социальные пенсии. Коренным образом изменён порядок определения размеров пенсий, которые увязывались со стоимостью жизни и оплатой труда.

   До этого мы можем пройтись по советским ступеням, ведущим от 17 года.
  До первой советской Конституции была только программная декларация положений, так как получение пособий гарантировать государство не могло. В 24 году – образование СССР и первая Конституция. В 25 году 28 августа СССС (Союзный Совет Социального Страхования), издающий нормативные акты, опубликовал общесоюзный акт о пенсиях по социальному страхованию. Правотворческая деятельность в этой области до конца 40х годов принадлежала Народному Комиссариату Труда (НКТ СССР), после 45 г. - Совету Министров СССР. Затем стали привлекать ЦК профсоюзов. Как и во всём другом здесь царили ложь, политиканство, показуха, нестроение.

   36 год, декабрь. Новая Конституция – «сталинская».
  31 января 37 года было по-становление ВЦИК и СНК СССР на тему о гос. пособиях. Но что могло быть в убийственном 37 году? Декларировались гарантии государства на материальное обеспечение в старости и в случае болезни. Но пенсионное обеспечение включает в себя гораздо шире круг вопросов. Здесь и выплаты в случае потери кормильца (сиротство, вдовство) и многочисленных вариантов потери трудоспособности (полное или частичное, независимо от того, где и как это произошло),  пособия на детей, по случаю безработицы, стипендии учащимся, услуги по погребению, соц. страхование. И инвалиды от рождения должны быть под крылом пенсионного обеспечения. Оно должно охватывать все слои населения: рабочих, служащих, сельских тружеников, военных. И их семьи. Стихийные бедствия, тюремное заключение, изменение места жительства, пленение – всё должно быть предусмотрено. Пенсия, как правило, является постоянным и основным источником средств к существованию. Право на пенсию закреплено в 120 статье Конституции. Но только с 1928 года пенсией могли пользоваться «отдельные граждане отдельных отраслей промышленности». К 37 году эта возможность была распространена на всех рабочих и служащих, но колхозники не были охвачены системой.
   Закон 56 года «значительно повысил и распространил круг лиц, имеющих права на получение пенсионного довольствия». Членам колхозов («почти всем») пенсия полагалась только после Закона 1964 года.

   Так что, только в 50 х годах завершилось создание системы обеспечения рабочих и служащих. Не касаясь работников села, которые всё ещё не были охвачены даже паспортеризацией.

   5 февраля 55 года Президиум ВЦСПС утвердил Положение «О порядке назначения и выплаты пособий по гос. соц. Страхованию» При принятии Закона «О государственных пенсиях» 14 июля 1956 года было отменено примерно 1000 ранее изданных актов. Представляете, какая до этого была неразбериха! А, как известно, мутная вода способствует процветанию коррупции, «кумовства», блата и прочей гадости. 1956 год был год моего ареста.

   «Закон о пенсиях и пособиях членам колхоза» 1964 года и «Положение о порядке назначения и выплаты пособий по социальному страхованию членов колхозов» 1970 года (!) явились завершением целостной системы для жителей села. Понадобилось полвека «правительству рабочих и крестьян», чтобы подумать о нетрудоспособных. Но и здесь (я не говорю о мизерности пенсий и пособий) сразу же начались сложности. К примеру, если человек, всю жизнь проработавший в колхозе, выходил на пенсию, работая уже в совхозе, (последние годы «модно» было вместо колхозов создавать совхозы), то весь колхозный стаж обесценивался. Были определенные льготы работникам, проработавшим всю жизнь на одном «предприятии». А тут, в результате смены вывесок, получались разные места работы. И вот, проработавший хоть один день в совхозе (работникам совхоза гарантировалась заработная плата) получал пенсию намного меньше других счастливчиков, гнувших спину за «пустые трудодни», только «за палочки». Работникам совхозов пенсия  исчислялась, исходя из зарплаты, при условии определённого стажа. А  у «счастливчиков» суммы были смехотворные.
 
   Только мы умеем смеяться тогда, когда нужно плакать. Я как-то, работая геодезистом, вызвался помочь старику, идущему попутно просёлочной дорогой. Он нёс огромный мешок. Оказалось – лёгкий, так как в нём была шерсть для катания валенок. Старик тайно подрабатывал. До пенсии в 12 рублей он работал председателем колхоза. На такие деньги не проживёшь. А разрешалось работать, при получении пенсии, не более двух месяцев в году. Иначе пенсию выплачивать не будут. Кто не побывал в шкуре такого бывшего председателя колхоза, пусть помолчит. Пусть вспомнит, какую стипендию получал в вузе, хватало ли денег на курево или цветы девушке при срочной службе в армии?

    Моя знакомая (Эдит Леонгардовна Бредрих) как ребёнок радовалась, когда её пенсию подняли до 30 рублей. Эти деньги она могла растянуть максимум на 10 дней. 20 дней была голодной, если что-нибудь «не придумывала». Она очень не любила месяцы, в которых 31 день. Нам трудно понять, каким тяжёлым может быть этот один «лишний» день. Нам трудно осмотреться. Кругом до сих пор много таких как моя дорогая Эдинька.

   В России уже в «Судебнике» Ивана IV предписывалось выдавать бездетной вдове полетные две гривны (в год). Это с полкило серебра.

   В «Соборном уложении» 1649 года говорилось о содержании вдовы, детей, пре-старелых родителей.
    В царствование Елизаветы (1741 – 1761) взимался налог в пользу бедных. А приходам назначалось брать на попечение детей сирот, стариков, инвалидов.
   По Закону Российской империи от 8 марта 1861 года были учреждены «Кассы взаимопомощи».
    Так что вопрос о пенсиях у нас обмозговывался столетиями. И вот в 21 веке мы всё ещё не решили его до конца, благодаря коммунистической разрухе во весь 20 век.

Я не коснулся многих сложных вопросов, таких как наличие при начислении пенсии 25 летнего стажа (многим – естественно, а есть и такие, которым это не под силу). Лилипутам необходим был 20 летний стаж. Так что не по любви к искусству шли они работать в цирк на посмешище! Матерям, вырастившим более 5 детей, можно было выходить на пенсию в 50 лет при наличии 15 лет стажа. А где его возьмёшь, когда уход за больным ребёнком не являлся работой. Не говорил я и о надбавках неработающим инвалидам, если на их иждивении находился нетрудоспособный. Один – 10 рублей. Два – 20 рублей. Три и более – 30 рублей.  Вот это «и более» замыкает череду издевательских «неработающих», «инвалидов», «если», когда оформлялась пенсия, когда «пол жизни потеряешь, пока соберёшь все бумаги!». Инвалидам первой группы полагалась доплата 15 рублей в месяц «на уход за ними». Это в то время, когда в больнице «нянечка» брала по рублю за каждое «податие судна в постель».

Многие помнят время, когда пенсионер мог кормить семью на свою пенсию. Но это, во-первых, когда зарплата работающих была преступно мала, во-вторых, это не касалось села. Если в городе пенсионер мог получать 120 рублей, то в деревне получали -  20 (при этом и «трудовую повинность»  восьмидесятилетние старушки выполняли, и налоги с них сдирали!). Да и этот период был недолог.

Власть предержащие прекрасно знали, что значит нормальное пенсионное обеспечение. У них были «персональные пенсии», и при этом они платили 50 % за жильё, отопление, газ, электроэнергию. У них была 80 % скидка на стоимость лекарств, бесплатное протезирование и пр.

   Вот прошло 12 лет 21 века. Что,сегодняшние властители не ведают, каково нормальное пенсионное обеспечение? Для себя они не стараются? Конечно, радеют о себе. Только для себя! И у них не плохо получается.