Народы запада времен вэйлюи по хронисту ю хуан. ал

Аба Общество-Бк
„Народы Запада времен Вэйлюи“,

По хронисту Ю Хуан.
 Третий век китайского летосчисления
Между 239 и 265 н.э.
 Цитируется по Чжуань
 Опубликовано в 429 н.э.
 Проект английского перевода
 Джон Э. Хилл
 © сентябрь 2004 года

От автора

Сушествует несколько важных китайских текстов, относящихся к раннему развитию »Шелкового пути», которые не были переведены на английский язык ранее. Они включают в себя «Главу о западных регионах», несколько биографий китайских генералов, которые расширили китайские владения к западу от Хоу Ханьшу (за период с 25-220 н.э.), а также важный географический и исторический текст 3-го века, который называется „Справка о династии Вэйлюи“.

Хроника Вэйлюи заполняет многие пробелы в наших знаниях об обширных международных контактах и торговой сети в этот ранний период. Царство Вэй был одним из "Троецарствия" (Вэй, Шу и У), образованных после распада династии Хань в 220 CE. Его столица осталась на Лиояне [Лояне], который также был столицей поздней династии Хань. «Вэй контролировали север и северо-запад, обосновываясь главным образом в долине Желтой реки со столицей в Лояне, Ву на юге и юго-востоке правили Янцзы низменностью и двумя провинциями Куанг, а Шу были расположены на бассейне Сычуань на восток, но и владели холмами Гуйчжоу и частью Юньнаня».

• Оригинальный текст Вэйлюе, или «краткая справка о династии Вэй», под авторством Ю. Хуана был, к сожалению, утрачен. К счастью, эта глава о народе хирон (ксирон), или «Народы Запада“, сохранился в качестве обширной сноски к Сангужи, от Сонгжи, впервые опубликованной вСЕ 429.

«Племена Сай, которые появились в долинах рек Или и Чу в конце седьмого века до нашей эры возможно пришли с востока. Предшественники асиев, тохаров, гайсан и сакараулов, кажется, были фамилии Иунь, Дасия, Юйчжи (Юэчжи) и Суожу, которые упомянуты в протозаписях и книгах Цинь. В 623 г. до н.э., князь Му Цинь завладел землями западных народов на расстоянии 1000 ли [416 км]. Это событие возможно вызвало миграцию Саи-племен на запад.

Корень народов фамилии Юн, Дасия и Юечжи (Юйчжи) предположительно восходит соответственно к Шаохао, Таотань, Йоую (Иую).

Сохранившийся перевод текста здесь цитирует Пей Соньжи в своих примечаниях к Саньюожи, или «Воспоминания о Троецарствие», опубликованной в 429 CE. Начинается она так: «Глава Вэйлюи о западных народах гласит:. . ..“

«Согласно Книге истории, Ю разделили мир на пять концентрических областей,крайние из которых была царство пустыни. Йен Ши-ку говорит: «Юнг и Ти – это Царство пустыни, поэтому он сказал:« Четыре пустыни ». Он говорит, что это пустыня, куда они внезапно приходят и уходят без регулярности. Эр-я говорит, что ку-чу [на севере], пей-ху [на юге], Си-ван-му [на Западе], и Жих-ся [на востоке] называются Четыре пустыни ».

Ронь, Цян и Ди – это народы, жившие во времена, известных под названием Шань [1765-1122 до н.э.]. «Ронг» (ронь) первоначально использовался китайцами, чтобы обозначить народы, которых позже описали как предки Цян племен. Ронь переехали в этот район к югу от реки Хуанхэ вскоре после середины 7 века до нашей эры. Несмотря на то, что народы Ди, как правило, считались «четко определеными по национальному и политические признаку группы племен «, название «Ронгь» широко использовалось в значении «варвары» или «воинственные».  Со времен династии Хань, значение «Ронь» было расширено для обозначения вообще всего не китайского  населения на Западе.

Ко времени династии Хань (206 до н.э. — 220 н.э.), термин Хиронь (Xirong) или «западные народы» ;;, был использован в самом общем смысле этого слова один раз применительно к конкретному «племени к западу от Хан“, в значении „Люди, от которых прозошли многочисленные племена“, что помогает объяснить, каким образом образовался обобщенный вариант их названия. Это будет полезно здесь, чтобы рассмотреть ранние китайские понятия этнической принадлежности и как они были использованы в период династии Хань:

1) Хроника Хау-Наншу передает: «Царство Янцай изменило свое имя на царство Аланляо. Его столицей был город Ди. Оно было васалом Кандзюй. Климат мягкий. Изобилует восковыми деревьями, сосной и белой травой. Их образ жизни и одежда такие же, как у Кандзюй.»

2) Государство Сутэ (Согдак, Согдиана) располагается  на западе  от  Цунлинь  (Памир); в древности оно называлось  Яньцай,  еще одним  названием  было  Вэньнаша. Они живут у  большого болота,находятся на северо-западе от Канцзюй…» «Вэй шу» (Истории династии  Вэй  — 384-534  гг.)

3) В “Тан-шу” город Алан — столица княжества Бухе. Имя его владетеля Чжоавуша — транскрибировынный Сйявуш. Аланы образовались из юечжей-тохары и усунов-асиев, которые долгое время живут как соседи по северным границам Китая. Все это имена Сйявуша: Сяхваш, Зйевус, Сауасс, Саош, Вахш, Вак, Охшо — божества-воина и постоянного спутника божества-матери Нана. Олицетворение солнца и возрождающейся природы. Сауасс — везде изображали как конника, на лошади, с бело-красным поясом.

4) Ал Макдиси, говорит, что Сйявуш назывался еще и Зйевус. /ПД-КДБИ,стр.77/ Фирдоуси говорит, что это живой человек, а не божество. При язычестве аланы почитали Вакха.

5) Имя Суасс зафиксировано источниками в форме Зизаис, принадлежащее аланскому вождю, заселившегося в Панонии, около 360 г. В Хорезме Сйявуш назывался Sievus и ;au;

6) Авеста тоже поместила свещенный Кангха на восток в землях самого восточного от авестийцев народа – хиаона, хоны. Носители этого культа -юечжи/хоны. С ними приходит и культ к Нана. Хиаона — это не хунны. Аланы изготовляли «иттермаа» статуэтки при похоронах.

7) „Королевство Лю (Туркестан Кзыл-Орде), Ян (к северу от Yancai) и Яньцай (= алан между Черным и Каспийским морями). Они все имеют одинаковый образ жизни, как у Кангюй. На западе они граничат с Да Цинь (римская территория), на юго-востоке они граничат с Кангюй (Ташкент плюс Чу, Талас и среднего Яксарт бассейнов).

8) Эти королевства имеют большое число своих знаменитых соболей. Они разводят скот и перемещаются в поисках воды и корма. Они близки к большому болоту (к северо-востоку и к северу от Аральского моря).  Ранее они были вассалами Кангюй. Теперь они больше не являются вассалами“

В более ранних китайских источниках («Ши цзи» — II в. до н.э., «Хань шу»

-  I  в.  до  н.э.) основными территориями  Кангюя  были Средняя  Сырдарья и прилегающие земли. Яньцай находилось  в 800 км на северо-западе от Кангюя.  Птолемей указывает на то, что  аланорсы локализуются на территории Кангюя, а аланы-скифы в Яньцай-Алань.

В «Хоу Хань шу» (Истории поздней династии Хань — 25-220  гг.  н.э.),  говорится:  «Владение  Яньцай  переименовалось  в Аланья;  состоит  в  зависимости от Кангюя.  Климат  умеренный;  много сосны,  ракитника  и  ковыля. Обыкновения и одеяния  народа  сходны  с кангюйскими»

Царство Янь ; [йен] — буквально, «скала», «пропасть», находилась к северу от Янцай, вероятно на Южном Урале.  Янь, возможно, было описательное имя и помогает определить не только территорию, но людей в нем — так же, как «Горцы» используются в Шотландии. Кроме того, как видно в цитате из Сиратори ниже, возможно, были фонетические попытка представить регионе Камы.

Царства Янь был, как нам говорят, к северу от Яньцай — «огромные степи“, и упомянутые на Южном Урале, которые отличаются глубокими речными долинами и изолированными крутыми холмами. Регион, до недавнего времени, известный своими мехами, производством соболей, лисиц, бобров и других ценных шкурок.

Мы помним, что Вэй-Ляо описывает страну Ян-цай как изобилующие соболями, и это, возможно, означает, что эти вещи были ввезены в Ян-цай от соседей в странах Янь и и Люе.

Yancai ; ; переводится буквально как «обширны степи» или луга, и я уверен, что имя носило описательный характер. Тем не менее, Пюлибланк связал его лингвистические особенности с греческим именем * ;;;;;; [* Aorsoi]. Другие ученые пытались связать его с Abzoae:

Шаванн утверждает об идентификации Ян-цай с «;;;;;; , который упоминается Страбоном, а Херт (1885), считает, что это определение было усилением более позднего названия Алан, что объясняет Птолемевских «Alanorsi». Маркварт (1905) не принял это определение, но Pulleyblank (1963), ссылаясь на дополнителнение из HSPC где имя Хо-су ; ;, реконструированвое из старо-китайского, как Хап-сах, можно сравнить с Abzoae, которое находим у Плиния . То же определение принимает и Хумбах (1969), хотя и с некоторым резервом»..

Как видно из текста, Янцай освободились от Кангюй, с центром вТашкенте, и в союзе, с аланами, которые тянулись на запад вдоль Каспийского моря, встретились с контролируемыми городами на побережье Азовского и Черного морей.

Королевство Худэ ; ; [Ху-тэ].

; ху — К. 55h * ;o / ;uo; EMC: x;; GR [х] о / xuo, -

; де — К. 905d * t;k / t;k; EMC: t;k; GR t;k / t;k

Вполне вероятно, с указаниями, данными в тексте, что Hude был сосредоточен где-то в районе современного Шу или Brlik к северо-западу от современного Бишкека (или Фрунзе), где они могли бы контролировать не только маршрутом на север к озеру Балхаш, но и северо-западным маршрутом, который шел по долине Чуй, соединяющей главный северный маршрут вдоль северного побережья Аральского и Каспийского к Черному морю (возможно, где-то в районе современного Кызылорда).
 Первый символ, ; ху, иногда используется для транскрипции иностранных

звуков ку или ху. Я не смог найти любые другие ссылки на это страну, и могу только предполагать, что в итоге она был поглощена одним из своих более сильных соседей.

1) Вступления «Хроники Троецарствия» за год 222 н.э. сообщает нам:»Второй месяц (март 1-29). Короли Шань-шань, Цю-цзы (Kutcha) и Юй-тянь (Хотан), каждый направил посланника предложить дань. [Император заявил в указе: «Си-Чжунья пришла выполнить свои обязанности" и "Ти-чианг пришел, чтобы взыскать признание», - эти строки поются во славу в Ши и Шу. Теперь, далекие варварские племен из западных регионов все пришли предложить доказательства верности к нам"] С этого времени, западные регионы поддерживали контакты с Китаем, и был назначен ву-цзи чао-ю « [Примечание: это последнее название, как правило, транскрибируется как "Wu-(или мао)-ци сяо-вэй" - что переводится как "Maoji Комендант".]

2) Сыма Цянь в своем монументальном Ши Ци, говорит, что «земля кочевников, и ее нравы и обычаи в основном те же, как и в Кан-чу, она имеет 100000 лучников, страна находится вблизи большого болота который не имеет предела, ибо это Северного моря». Сыма Цянь также приводит подробные сведения о политических и торговых отношениях Китая с Та-юань (Фергана) и Wu-солнце (на реке Или), и заявляет далее, что связь поддерживалась с Си (Парфия) , Ян-цай и другими дальними странами.

Цянь Хань шу, история ранней династии Хань, о котором Пан Ку сообщает, дает ту же самую информацию. Она включает в себя, однако, отчет о деятельности в Чжи-чжи (Chih-chih), в котором сказано, что когда он был на службе у Кан-Чу (43-36 до н.э.) он отправил послов к Хо-су и Та-юаней требовать уплаты ежегодной дани. Значение этого заявления заключается в том, что „Хо-су» было другим названием „Ян-цай». Та-юань находится на пути из Су-ле (Кашгар), который пересек Памир и достиг йан-цай путем Кан-Чу.

1) Можно сделать вывод, что между 49 и 73 гг. некоторые важные изменения произошли в отношениях народов к востоку от Волги. Характер этого изменения четко указано в приведенных выше отрывках из китайских историков. До середины первого века торговля велась между королевствами в бассейн Тарима и Ян-цай, к северу от Каспийского моря. Но примерно в середине первого века до н.э. около 55г.,  с востока на запад связь была нарушена. В одно и то же время, Ян-цай стал зависит от Кан-чу и изменила свое название Аланлиао. Другими словами, или около 50-55 н.э., Abzoae — Ян-цай отказались от своих старых связей с сарматами через Волгу и стали частью конфедерации алан.

2) В попытке осознать актуальность изменения, как записано Юй Хуаном, не следует упускать из виду, что в начале третьего века старики Кан-чу до сих пор рассказывают о своих путешествиях, 10, 000 ли за царство Янь-цай в царство гномов. «В период, к которому автор Вэй Люэ в данном случае означает, Кама-кушаны окончательно прекращает свое существование «, а в прежние времена», говорит он, „Ян-цай были под контролем Кан-чу;. теперь они уже не зависят от их“.

3) Так же, говоря об Ян-цай, он замечает, что не они называются „а-лан“, но некоторые органы власти говорили о них как „а-лан“. Совершенно очевидно, таким образом, что соединение абзоэ и Янцай в конфедерацию алан подразумевается без потери идентичности и не было ничего более постоянного, чем их торговые связи с Кан-чу и Северо-Западной Индии. Действительно, после революций, которые повлияли на весь азиатский континент в конце второго и начале третьего века, абзои перестали быть аланами, а в таблице Peutinger (четвертого века) имена Abzoae, написанные Arzoae , а аланы появляются независимо в регионе Дона и Кавказа. К этому можно добавить, что имя Ян-цай или «Am-цай даже в настоящее время не потеряла свое место к северу от Каспийского моря, по реке Эмба, как известно от Антония Дженкинсона (1557г.), как Ем, и вплоть до середины девятнадцатого века появлялись на картах как Ем, Хиан, Джем, Иемба.

„Теперь аорсы живут по Танаису [Дон], а сираки живут по Acharde;s [Кубань], которая течет с Кавказа и впадает в озеро Меотиды“. Страбон (ок. 23 н.э.).

Шаванн (1907г.) считает, что текст Хоу Ханьшу ошибается. Вэйлюе включает только первые два символа алан-страна ;; ; на имя этого царства. Он полагает, что последний символ здесь, ;, Ляо, следует читать как похожих ; Лю ['ива'], который указан как отдельное царство в Вэйлюе.

Это сообщение в Хоу Ханьшу предположительно появилось из доклада Пан Ги Мун Ен к императору около 125 н.э. и представляет особый интерес, потому что это не только первый доклад, в котором Янцай изменил свое название на Аланлиао — хотя (по крайней мере номинально) по-прежнему зависел от Кангюй. Это сильно намекает на недавний альянс или объединение с аланами, как римляне называли их. Теперь у них есть в качестве своей столицы, город под названием Ди ;(йероглиф переводится как „земля, место“), в котором они живут. Кажется вероятным, что к этому времени, они переехали или распространили свою власть еще дальше на запад, в районе устья Волги.

Было признано очень давно, что Янцай ;;(первый йероглиф переводится как „внезапно“) и аланы из китайских хроник должны относиться к аорсам  и аланам из классических авторов. Не только имена очень похожи, но они занимали те же области между Каспийским и Черным морями. Также время появления названия Алан / Алани людей соответствует как в китайских так и в западных документах. Согласно китайским хроникам, около второго века она была переименована в Аланию и зависела от Кан-Чу. Военно-политический союз между сарматскими и аланскими племенами,  живущими между низовьями Волги и Аральского моря была создана под именем Йан-цай-Алания. В соответствие с источниками шестого века, регион аланских племен Ян-цай был переименован в Су-те или Су-я и сюнну из Центральной Азии завладели его (видимо, во втором веке).

ПЕРЕВЕЛ сотрудник НИИ «ХойТуш» общества БК, европейский корреспондент Проекта «Эрда» специально для общества «БК» и проекта «Эрда» — Зия Харсман.