Рождественская история Пьеса в четырёх действиях

Татьяна Кирьянова Так
Действующие лица
Семья Донниковых:
Елизавета Петровна , мама
Вера старшая дочь,
Нина средняя дочь,
Аня младшая дочь,
Семья Тепловых:
Пелагея Ивановна, мама
Антон сын,
Наташа дочь,
Софья - подруга Донниковой Веры,
Лёша – друг сестёр Донниковых Нины и Ани,
Паша - друг сестёр Донниковых Нины и Ани


ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

Гостиная в доме Донниковых.
Явление первое


За сценой звучит скрипка. Нина и Аня наряжают ёлку. В дверях звенит колокольчик. Аня уходит и возвращается с мальчиком Пашей.

Аня: Нина, к нам Паша пришёл!
Нина:  Ой, Паша! А мы как раз ёлку наряжаем!
Паша: (хвастливо) А у нас ёлка уже два дня как наряжена. Во-от такая огромная до потолка,свечки большие на ней…А кто это у вас играет?
Аня: Это Вера репетирует.

Входит  Елизавета Петровна - мама, с ней Алёша

Елизавета Петровна-мама : А вот вам, друзья, ещё помощник, проходи, Алёша!
Аня: Здравствуй, Лёша.
Нина: Да мы уж почти всё сделали.
Мама: Так пусть он вам поможет еловые веночки развесить. А потом все будем чай пить.
Мама уходит.
Паша(вешая игрушку): У нас на ёлке шишки золотые, гирлянды серебряные с колокольчиками и ангелы с трубами. А ещё папаша в Париже заказал стеклянные шары. На них Вифлеемская звезда, верблюды, волхвы и святое семейство, всё очень красивое…
Аня: Да, а у нас игрушки старые.
Нина: Ещё при папе покупали…
Паша к Лёше: А у вас?
Лёша: А мы сами из бумаги сделали. Тоже красиво получилось.
Паша: Да! Представляю себе! А к нам в сочельник гости приедут на две недели. После Рождества будем на тройках кататься и на ярмарку поедем. А вы будете кататься?
Аня: Не знаем
Нина: Будем, конечно. А ты, Лёша?
Паша: Он не будет! Это только нашего круга люди себе могут позволить.
Аня: Лёша, пойдём веночки развешивать.

В комнату входят Вера и мама.

Вера: Мама, мне пора бежать на музыку.
Мама: Ступай, дорогая! (крестит её)
Вера: накидывает пальто, берёт скрипку, уходит.
Алёша: Елизавета Петровна, спасибо, я тоже пойду. До свидания!
Мама: (удивлённо) До свидания…
Алёша уходит.
Мама: Девочки, что случилось? Почему Алексей так неожиданно ушёл?
Паша: Да ему наверное надоело!
Мама: Надоело? Мне показалось - он расстроен…Только что пришел и уже уходит...
Аня: Паша сказал, что он не нашего круга.
(Нина дёргает Аню за рукав).
Мама: Дорогие мои! Если кто-то из вас богат или умён, так какая же в этом ваша заслуга? Всё вам Господь даёт. И печник и король перед Богом равны.(пауза) Ах, дети, прошу вас больше не огорчайте меня так!
 Девочки подбегают с двух сторон берут маму за руки. Говорят одновременно:
Аня: Мы поняли.
Нина: Мы больше не будем!
Паша конфузливо чешет затылок.
Мама: Идёмте пить чай.
Уходят.
Занавес


ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ

Явление первое

Городская улица. Вера идет с музыкального занятия и встречает Антона.

Вера (радостно):Антон! Как давно мы не видались! Я вот было вспоминала тебя. Иду с музыкальных занятий и только вспомнила тебя… Почему ты не приходишь на каток?(смотрит на него, замечает печаль) Что с тобой?
Антон: Вера, я  так рад , что тебя встретил… Эх, мне теперь не до катка, я даже в гимназию не хожу.
Вера: А что случилось?
Антон Да уж случилось… Понимаешь, у меня мама серьёзно заболела. Много денег уходит на лекарства, да и жить как-то надо… Я устроился работать на почту. Немного зарабатываю.
Вера: А ты сейчас домой?
Антон: Да, вот с работы только иду…
Вера: Я бы хотела навестить Пелагею Ивановну.
Антон: Это будет хорошо, я думаю она будет рада.


Явление второе

Комната Тепловых. На постели Пелагея Ивановна, рядом на стуле дочь Наташа. Наташа встаёт подходит к дверям, навстречу Антону.

Вера: Здравствуй, Наташа.
Наташа: Здравствуй, Вера . 
Антон:  Как , мама?
Наташа: Был доктор, ничего утешительного. Вот оставил рецепт ,а это счета за комнату и от лавочника…
Пелагея Ивановна: Наташа, кто там пришёл?
Наташа: Это Антон с Верою.
Пелагея Ивановна: Позови их.
Антон: Мама, вот Вера, пришла тебя навестить. Я схожу в аптеку и быстро вернусь.
Пелагея Ивановна: Хорошо, сынок.
Вера: Здравствуйте, Пелагея Ивановна, как вы себя чувствуете?
Пелагея Ивановна: Да вот, разболелась я что-то , Верочка. Ты, садись. Переживаю, что Антоша не учится… Скоро Рождество, а дети мои теперь без подарков останутся…
Наташа: Да что ты такое говоришь, мамочка! Нам лишь бы ты поскорее выздоровела.
Вера: Как бы мне хотелось хоть чем-нибудь вам помочь.
Пелагея Ивановна: Спасибо, милая. Ничем ,видно, мне не помочь…
Вера: Не говорите так Пелагея Ивановна, вы обязательно поправитесь!
Пелагея Ивановна:Как поживает ваша матушка с сестрицами?
Вера: Все слава Богу здоровы. Я вижу вы устали, вам надо поспать.
 До свидания,Пелагея Ивановна, я ещё приду навестить вас.
Пелагея Ивановна: Приходи, милая.
Наташа: (так, чтобы не слышала Пелагея Ивановна) Сегодня доктор сказал надежды на выздоровление мало, теперь полагайтесь на волю Божию.
Вера: Не отчаивайтесь.Я обязательно буду молиться за вашу матушку, до свидания.
Наташа: До свидания.
(МУЗЫКА)
Занавес



ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ

Гостиная в доме Донниковых
Явление первое


Елизавета Петровна сидит за столом  вяжет. Вбегает подруга Веры Софья.

Софья: Здравствуйте, Елизавета Петровна! Мне сказали Веры нет дома?
Мама: Да, она занимается с учителем музыки. Что-то задерживается, уже должна была прийти.
Софья: Елизавета Петровна, а вам Вера не говорила, что она будет выступать на Рождественском празднике в гимназии?
Мама: Нет, Софьюшка.
Софья:  Да вы что! Её выбрали! Сам директор гимназии сказал Донникова Вера играет лучше всех. Я тоже хотела выступить – спеть песню под фортепиано, а мне сказали пусть лучше Донникова сыграет, у нас и так номеров достаточно.
Мама:  Не огорчайся, Софьюшка, в другой раз ты выступишь. На Пасху споёшь…
Софья: Ой,  вот петь я очень люблю! Иной раз дома как запою! Аж все домашние разбегаются!..(поёт оперным голосом). Маменька всегда говорит: подай-ка мне капель! У меня от твоего бельканто голова разламывается!
Мама: (смеётся) Я её понимаю!
Софья: Елизавета Петровна, я пока к Нине с Аней пойду. А может и не буду Веру дожидаться, завтра в гимназии с ней увидимся.
Мама:  Хорошо.
Софья: уходит.
Явление второе


Входит Вера в пальто со скрипкой в руках. Снимает пальто.
Мама: Что-то ты сегодня поздно. Верочка, садись ужинать. Там ,правда, не бог весть что…
Вера: Спасибо,мамочка.Я не голодна.
Мама: Ты чем-то взволнована, Верочка?
Вера: Да, мама, я встретила Антона Теплова…
Мама: Антона! Что-то он у нас давно не бывал.
Вера: Оказывается у него тяжело заболела матушка Пелагея Ивановна.
Мама: О, такая достойная женщина...
Вера Я была у них. Бедные, как им сейчас тяжело. Антон не ходит в гимназию, подрабатывает на почте. Он так похудел, Наташа такая грустная.
Мама: Ах, горе-то какое. Как жаль, что мы сами нуждаемся. Ну иди же, ужинай!
Вера: Мама! Погоди…
Уходят.

Явление третье


Выходит Вера со скрипкой в руках. Разглядывает скрипку, ласково проводит по ней рукой.

Вера: Прости, милая моя скрипка! Но ведь обязательно надо помочь Пелагее Ивановне! Я не могу поступить иначе. Прости и прощай!

Вера надевает пальто и уходит быстрым решительным шагом.

( скрипичная МУЗЫКА)
 

Явление четвёртое

В доме Тепловых. Вера стучится в дверь, выходит Антон.

Антон: Вера? ты? так поздно? Что случилось?!
Вера быстро суёт ему деньги.
Вера: Вот возьми. Ничего не спрашивай! Вернёшь, когда сможешь.
Антон, изумленно: Деньги? Вера!...
Вера: Молчи, молчи! Вам они сейчас нужнее.
Антон:  Я отдам. Я отработаю и обязательно отдам!
Вера: Да, Да. До свидания, мне надо бежать.
Антон: Я провожу тебя!
Вера: Не надо!(убегает).


ДЕЙСТВИЕ ЧЕТВЁРТОЕ
Гостиная в доме Донниковых


Явление первое
На сцене Нина, Аня, Софья.

Софья: Я ничего не понимаю! сегодня утром в гимназии Вера вдруг говорит мне:  милая Сонечка, я обо всём договорилась – ты будешь петь на нашем торжестве. Ну петь-то я всегда согласна! Я спрашиваю, вот здорово - я буду петь, а ты будешь играть? А она: нет, я играть не буду, но так лучше… Лучше… Что это значит, я хотела бы знать?
Нина: Не будет играть? (пауза)Ах, я кажется, догадалась!
В комнату входит Вера.
Нина: Вера, а где скрипка?
Вера: Ты понимаешь…Скрипки больше нет. Мне пришлось… её продать.
Аня: Продать? Папину скрипку? Ты с ума сошла!
Вера: Аня, не сердись. Ты же ничего не знаешь! Я отдала деньги Антону, его матушка серьёзно больна. Он отдаст мне когда сможет и я куплю скрипку…
Аня: Но это была ПАПИНА скрипка…
(пауза)
Нина: А мама знает?
Вера: Пока нет.
Входит мама.
Мама: Вы меня звали? Что случилось?
Вера: Мама, послушай… Только пожалуйста, ничего сразу не отвечай! Мама, я продала нашу скрипку, чтобы дать Антону денег. Мама я знаю, это была папина скрипка и дорога всем нам. Прости меня, что ничего тебе не сказала…, но мне кажется, папа понял бы меня. Мама, прости!
Мама (растерянно): Верочка, но ведь я не смогу тебе купить новую!.. Ах, что я говорю! Верочка, ты поступила хорошо,  добрая ты душа! (Целует дочь). (Обращаясь, к Ане и Нине) Девочки, одевайтесь, нам надо успеть на праздничную службу!
Нина, Аня, мама уходят.
Софья: Я потрясена. Вера, давай споём на концерте дуэтом!
Вера:  Хорошо.

(МУЗЫКА. Колокола. Поёт церковный хор.)







Явление второе


Семья Донниковых возвращается с праздничной службы.

Мама: Ах, как пели нынче в храме! Какая благодать! Ну, девочки, теперь всем спать.
Нина: Мама, я решила подарить Лёше стеклянную ёлочную игрушку, а то у него дома все из бумаги, самодельные.
Мама: Очень хорошо, дочка.
Аня: А я ему подарю хлопушку – это так весело!
Мама: Замечательно! А теперь спать, спать. (Уходят).

Вера одна. Садится в кресло.

Вера: Ах, как я устала за эти дни.
 
Постепенно гаснет свет, Вера незаметно засыпает. Звучит МУЗЫКА. Снежинки танцуют вальс. Снежинки расступаются и является ангел. В его руках скрипка. Он кладёт её рядом с Верой и исчезает. Свет гаснет.
 Вера просыпается.

Вера Ах! Какой чудесный рождественский сон! Не хочется просыпаться!
Встаёт, оглядывается вокруг себя.

Вера: Что это? Не понимаю…Это же… скрипка! Моя скрипка! Какое чудо…МАМА!

Явление третье

Выходят мама, Аня, Нина.

Мама: Верочка, что такое? Что случилось?

Видят в руках Веры скрипку. Застывают в изумлении.

Вера: Мама! В это невозможно поверить, я и сама не верю ещё. Ночью мне явился прекрасный ангел и подарил скрипку.
Аня и Нина подходят трогают и осматривают скрипку.
Аня: Так не бывает...
Нина: Невероятно!
В дверях звенит колокольчик.
Аня: Я открою!

Аня убегает, возвращается с Антоном.

Антон: Елизавета Петровна, Вера, Аня, Нина поздравляю вас с Рождеством Христовым!
Все дружно отвечают на поздравление.
Антон: Я не мог дождаться, спешил  поделиться радостью. Сегодня был доктор и сказал, что просто поражён переменой к лучшему в здоровье матушки. Он сказал, что если бы не видел её вчера безнадёжно больной, то мог бы сказать, что она совершенно здорова и никогда не болела. Я боюсь верить! Мы все благодарим Господа!
Мама: Велик Господь! Сегодня одни чудеса!
В дверях звенит колокольчик.
Нина: Я открою!
(выбегает)
Явление четвёртое

Входят Софья, Пелагея Ивановна с Наташей, Паша и Алексей.
Елизавета Петровна и Пелагея Ивановна обнимаются. Все поздравляют друг друга.

Аня: А у нас тройная радость! И Рождество, и Пелагея Ивановна с нами, и скрипка вернулась!
Паша: А я пригласил Алёшу с нами на тройках кататься!
Нина: Вот тебе, Лёша, стеклянный шар на ёлку.
Аня: И хлопушку!
Елизавета Петровна: Пожалуйте все за стол,  гости дорогие, а Верочка нам сыграет!

Все артисты выстраиваются   по краю сцены и  хором возглашают: С Рождеством Христовым!
Музыка