Другие времена...

Ельдегиз
В детстве как часто я слышал такие фразы от людей старшего поколения, «Вот в наше время все было по-другому, вот мы бы так не поступили бы». И всегда задумывался, а придет ли, то время когда и мы будем повторять эти же фразы людям более молодого поколения. Тогда я задумал написать этот маленький рассказ, и решил в нем объединить маленькие события из истории нескольких поколений. А пришел я к этой мысли после того, как прочитал старую купчую моего прадеда найденный в гос. архиве. Сначала я хотел назвать этот рассказ «Купчий». Но потом я посмотрел дату подписания этого купчая, и в нем стоял 17 марта 1918 года. Тяжелая была время - Мартовские дашнакско - большевистские погромы в Баку 1918 года. И когда я прочитал этот документ, у меня в голове сразу же пробежали эти мысли «Другие времена были… Совсем другие люди жили тогда. Вот мы бы сейчас так не смогли бы поступить».

Многие люди после развала Советов так и до сих пор не смогли привыкнуть жить по-новому. Прошло уже более 20 лет. А они еще тоскуют по советским временам, наверняка им было хорошо в это время, хорошо - значить, хорошо жили в доставке, не было сегодняшних проблем, не было беженцев. Но не было и свободной мысли, вернее было, но в рамках жесткой цензуры. Другие времена были…

«Актовая книга Бакинского нотариуса Иосифа Людвиговича Ляховича для актовь на недвижимыя имущества 1918. Начато 4 января 1918, окончено 31 октября 1919 года». Название я точно скопировал с оригинала, именно так и было написано. За это короткое время произошли очень важные события: сначала Бакинская коммуна, потом приход англичан в Баку, установление диктатуры Центрокаспия и создание в мае АДР.

«В 1918 года Марта семнадцатого дня, явилась ко мне Иосифу Людвиговичу Ляховичу, Бакинскому нотариусу, в контору мою, находящуюся на Барятинской улице, в доме Ашурбекова известно мне лично и по совершению актов законную правоспособность имеющие: жители Бакинского уезда: селения Романы – Исмаил Исрафил оглы и селения Сабунчи – Ага Али Манаф оглы и Мешади Мамед Гусейн Манаф оглы, живущие в городе Баку …». Так должен был начаться мой рассказ: «Купчая», и эти строки тоже взяты с оригинального документа. Исмаил Исрафил оглы был моим прадедом по отцу.
Купчая заинтересовала меня своей необычной формой. То есть, для меня было необычным ее оформление, которое резко отличалось от современных. Оказывается, в былые времена, чтобы сделать куплю продажу недвижимого имущества, кроме лиц совершающих сделку, в подписании документа, должны были также участвовать свидетели, причем они должны были выходцами из высшего сословия.
«подпись его удостоверили: нотариус при совершении чтения и подписании этого акта свидетелей: дворянина Константин Бек Яковлевич Авшаров, Бакинский мещанин Арсен Саркисович Атабеков, Кубинский мещанин Крикор Сарумович Сарумов».
Удивительно и то, что этот документ свидетельствующий что, мой прадед на пересечении улиц Каменистая и Церковная, в центре города, купил здание, до сих пор хранится в архиве. Копия документа несколько лет пролежал среди моих бумаг, пока наконец мои руки не дошли до него. Как говорится, всякому свое время. Судьба моего прадеда с детства сильна интересовала меня. Я помню его жену, мою прабабушку, Мещади Захру. Она была особенная, про нее ходили легенды, как 4 года блокады она переехала в Ленинград, чтобы жить рядом с фронтом, где воевал его любимый сын, старший лейтенант Техмез Исрафилов. Да были другие времена, когда люди бежали с осажденного, голодного города, а прабабушка, отсюда из Баку переехала туда, чтобы морально поддержать своего сына. Я иногда думаю, может мы поэтому и выиграли тогда войну, что у нас были не только воющие на фронтах солдаты, но и такие простые одновременно патриоты прабабушки. Может быть, поэтому мы сейчас остались без 20% земель, что у нас нет уже таких бабушек, которые поддерживали бы как могли тех которые сражались в Карабахе? Да, были другие времена… И люди тоже были под стать своей времени, как и мы сегодня.
Я знал что, прадедушка Кербалаи Исмаил погиб во время мартовских событий 1918 года. Но точное обстоятельства его гибели, до сих пор оставалась тайной.  И прабабушка и бабушка и даже отец, давным давно отошли в мир иной, некого спросить и что-то разузнать об этом. Когда в очередной раз я съездил в родное селение отца Романы, долго ходил по старым улицам, бродил около знаменитой крепости 14 века, навестил могилу отца. Как я и предполагал, могилу прадеда не удалось найти. По пути зашел в дедовский дом, в разговоре с тетей пытался что то разузнать о нем, в ответь тетя передала мне копию этого купчего.
Разные бывают человеческие судьбы, пережитые ими события, но кровавый 1918 год, остался в памяти бакинцев навсегда. Резня устроенная дашнаками над мирными жителями, под покровительством Советов, где председательствовал С.Шаумьян, досконально стало известным только сейчас. При Советской власти все было перекрыто, все было под занавеской тайны, все было шито-крыто. Но прошли те времена, и слава Богу за это. С каждым годом все новые документы публикуются в печати, и через интернет становятся достоянием миллиона людей у нас и за рубежом.
И вот в очередной годовщине Мартовских кровавых событий, я попытался найти в интернете документов, которые помогли бы найти что-то о судьбе прадеда, одного из десятки тысяч погибших невинных жертв. Я почему то, был уверен что, найду документа проливающий свет на обстоятельства гибели прадедушки. Среди множества документов найденными мною в интернете, более всех мое внимание привлекла одна из них: «Март 1918 г. Баку. Азербайджанские погромы в документах» автор Солмаз Рустамова-Тогиди, доктор исторических наук. Прочитав несколько предложений я сразу был заинтересован уникальными документами. На основании этой книги легли документы ЧСК созданный правительством АДР 15 июля 1918 г. для расследования Мартовских событий. Я был поражен тем что, сразу же после своего создания АДР, создал эту ЧСК, которая сделала огромную работу, и только благодаря этим документам зафиксированы в истории имена и обстоятельств гибели многих наших погибших сограждан. Вот это и есть цена свободы и независимости, всего два года продержался АДР, но то что было сделано в эти годы не поддаются не каким измерениям. И пусть некоторые еще тоскуют по тем советским временам, но я не поменяю даже секунды прожитые в независимой стране, на те годы. Да, другие времена были, когда сын передавшего родного отца, как Павлик Морозов насильно становился кумиром для детей, чтобы было с кого брать пример. Когда Молотов сидел рядом с Сталиным и улыбался ему, а жена его гнила в концлагерях ГУЛАГА. Да, трудно сейчас жить, но даже эту трудность я не когда не поменяю «дармовым советским» годам. Да, они остались в моей памяти, и дороги мне, но только из-за того что, там остался мое детство, мои родители, мои друзья, которых я больше некогда не увижу. Баку моего детства, которую мы почти что  потеряли. Я не тоскою по советским временам, я тоскую по своему детству. И так, я с стал тщательно читать материалы книги, некоторое отрывки из него, которые иметь непосредственное отношения к моему рассказу я решил включить в мое повествование.
«Однако единичные свидетельства жителей этих деревень, особенно показания жителей сел. Раманы, где ЧСК удалось опросить наибольшее число людей, создают более или менее общую картину о масштабах людских и материальных потерь окрестных деревень Баку. Выясняется, что в Сабунчах, Ахмедлах, Забрате непосредственно размещались штабы армянских войск, которые не только терроризировали и держали под страхом всех жителей и проезжих - мусульман, но перед отступлением с фронта армянские солдаты подвергли все эти деревни полному разгрому, а жителей, не успевших убежать, жесточайшим пыткам и смерти. Из документов следует, что только на Раманы армяне нападали несколько раз - в марте, августе и в начале сентября 1918 г., - не оставив камня на камне в этом большом и древнем Бакинском селении, и истребив всех, не успевших бежать жителей целыми семьями. (док. №№ 862-1007) Жители другого, самого богатого, благодаря нефтяным источникам, Бакинского селения – Балаханы, уже пережившие ужасы мартовских событий, и наслышанные о зверствах армян, почти всем селом оставляли свои дома и бежали, чтоб спасти свою жизнь. Все это селение и дороги к нему, были захвачены армянскими боевиками, которые в течение нескольких дней подвергли его дома и квартиры ограблению и разгрому, а оставшихся жителей насилию и смерти. Из этих же документов, становиться известным, что Маштаги, Бузовны, Пиршаги и др., вооруженно обороняемые населением селения, стали убежищем для многих несчастных жителей окрестных деревень, находившихся на линии фронта даже после взятия Баку азербайджано-турецкой армией 15 сентября 1918 г.»
Прочитав эти строки я еще больше был уверен, что обязательно встречу имена своих предков, в том числе и покойной прадедушки на страницах книги Солмаз Тогиди. Настолько доскональными были документы, перечисленные в этой книге.
Вы можете представить мое состоянии, как я был возбужден. Я сразу скопировал материалы этой книги в электронной форме в программу ворд, и дал команду поиска с именем прадеда и был поражен результатом.  Я не мог поверить своим глазам, после долгих безуспешных розысков , кажется наконец то, я нашел документальные версии гибели прадедушки.  Вот эти несколько найденные отрывки:
«Документ № 11. Протокол допроса
1918 г. октября 27-го дня, город Баку.
Чрезвычайная Следственная Комиссия при Азербайджанском Правительстве допрашивала нижепоименованного в качестве потерпевшего и он, предваренный о содержании 307 и 443 ст. Уст. Угол. Судопр., показал:
Манафов Рза Кули оглы, Бакинец, 48 лет. проживаю в г.Баку, по Сураханской ул. д. № 178
Около шести часов вечера 18 марта началась стрельба. Я закрыл свою контору и поспешил домой, на Сураханскую улицу. В соседних домах, и в моем доме проживали армяне, но мы их не трогали, считая их друзьями мусульман. В понедельник, рано утром армяне повели наступление против мусульман, и лишь во вторник мусульмане, живущие по Сураханской и Татарской улиц, поняли, что армяне нас обманывали, и что армяне выступают против мусульман. Я с другими мусульманами находился в окопах, охраняя наш район от вторжения армян, и до вторника мы отстаивали наши позиции. В среду мы очистили наши окопы и тогда армяне ворвались в дома и из домов вытаскивали мусульман. Моего дворника армяне в моем дворе убили. Меня и мою семью взяли в плен и отвели в театр Маилова, а также отвели семью моего брата, всех в количестве, приблизительно около 52 человек. Нас не убили армяне благодаря тому, что среди вооруженных тридцати армян, взявших нас в плен, были армяне, мои старые знакомые. Нас повели по Церковной улице, и впереди нас шла другая группа мусульман, и среди этой группы находился Исмаил из сел. Раманы с женой и дочерью. Его сопровождавшие армяне около дома Гаджи Абаскули Рзаева убили, а жену присоединили к нашей группе. По Церковной улице валялись трупы мусульман, убитых армянами. Всех этих убитых армяне выводили из домов и убивали на улице. Прочитано. Подпись (арабскими буквами). Члены комиссии: А.Клуге, М.Текинский (подписи). ГАППОД АР, ф.277, оп. 2, д. 13, л. 37-38.»

Исмаил из сел Раманы, с женой и дочерью. Кажется все сходится, и  Улица церковная, где купил дом прадедушка, в этом доме жили его жена и дочка, моя бабушка, мама отца. По этому отрывку выходить его убили, почти около своего дома, в городе, около дома Гаджи Абаскули Рзаева приблизительно в среду, то есть где то 20 Марта. А каково была дальнейшая судьба его жены и дочки? Но это был лишь первый отрывок , и я продолжал искать в документе. Следующий поиск и опять я нашел упоминания имени прадедушки Кербали Исмаил. На этот раз свидетельствовал житель Баку русскйой национальности.

«Чрезвычайная Следственная Комиссия при Азербайджанском Правительстве допрашивала нижепоименованного в качестве потерпевшего с соблюдением 307 и 443 ст. Угол. Судопр., который показал: Иван Михайлович Казаков, гражданин Московской губернии, 41 года, живу в г. Баку, по Церковной улице, в д. 138. Во время мартовского погрома 1918 г. во вторник, 20 марта, часов в 10 утра во двор дома явились солдаты армяне и заявили, что они не могут ручаться за нас и не знают, что будет к вечеру, и потому советовали уйти в армянскую часть. Охраны нам не дали, но пропускали у ворот. В доме была одна армянка с семейством, а вторая армянская семья выехала из этого дома заранее, за день или за два до начала событий, возникших в воскресенье, 18 марта 1918 г. Эту оставшуюся семью армянские солдаты увели быстро, мы не успели даже оглянутся. Благодаря этому мы растерялись и оставили дом все жильцы, русские и евреи. Жилец того же дома – мусульманин Исмаил Исрафилов был уведен армянскими солдатами, и после событий стало достоверно известно, что он убит. Его жена и дочь бежали вместе с нами, но по дороге жена осталась, увидев труп своего мужа и была взята в Свидетельства бакинцев разных национальностей и иностранно подданных 443 плен, а дочь была взята мною с собою в Черный Город, а на другой день мы сдали ее матери, которая была в плену, в Маиловском театре. Прочитано. Подпись. Председатель Комиссии: А.Хасмамедов (подпись). Члены комиссии : Александрович, Мамед Хан Текинский, А.Клуге (подписи) ГАППОД АР, ф.277, оп.2, д.14, л.28 Документ№ 577 Протокол допроса 1918 года, декабря 11-го дня. Город Баку. Чрезвычайная Следственная Комиссия при Азербайджанском Правительстве.»

Это уже второй свидетель, рассказывает как погиб мой дед. И опять все сходится, но теперь я знаю что, Иван Казаков нашел бабушку и сдал ее матери.