Ахкинчу-Барзой. Сквозь тени вечности

Марем Нохчиева
    Это селение, что в Курчалойском районе Чечни, с высоты холма видно, как на ладони. Правда, сегодня «сбегающие» вниз по склону горы дома чуть прикрывают спустившийся утром туман, потому от тех домов большей частью виднеются только крыши, но — все равно, ничто не может скрыть от взора красоты здешних мест. Ахкинчу-Барзой — «место раскопанного кургана», как дословно переводится это название.
   Само село было основано, по историческим меркам, не так уж давно -  примерно в 1790 году выходцами из тейпа белгатой — братьями Шемой и Емой. Но здешние места имеют древнюю и богатую историю и потому всегда привлекали внимание историков, археологов и краеведов. В «довоенное время» археологические экспедиции были здесь частыми гостями…
— В северо-восточной части села Ахкину-Барзой и по сей день находится древний курган «возрастом» примерно 6-7 веков до н.э., что подтвердили и археологические раскопки, — рассказывает здешний краевед Гилани Асхабов. — До сих пор в окрестностях села находят древние орудия труда…
   Еще до основания села этот «исторический» курган был раскопан, около него проходила дорога, вокруг этого места — «ахкина борз» — и селились приходящие сюда люди. Семья Эбиевых тоже одна из первых поселилась тогда в здешних местах, а «ахкина борз» сегодня находится у них…в огороде! Такое можно увидеть в здешних горах…
    Всю героическую историю родного села Гилани Асхабов знает наизусть. Во времена Кавказской войны в Ахкинчу-Барзой изготовляли порох для армии имама Шамиля. Были в селе и свои оружейники, в частности, небезызвестный мастер Дуски. Изготовленные им ружья так и назывались — «Дускин тапча»…
    А потом Гилани вспоминает, что вскоре после рождения Асхаба (прадед Гилани и эпоним рода Асхабовых), мать младенца погибла, и маленького Асхаба вскормила одна из жен имама Шамиля.
    …Прадед Гилани погибнет в 1920 году, уже во время гражданской войны, защищая родное село. В свои девяносто лет Асхаб не отступит с позиций, в одиночку примет бой и погибнет в газавате, не уронив чести своего рода.
    Среди жителей села были и те, кто участвовал в гражданской войне вместе с Асланбеком Шериповым — Межед и Геха Эльмурзаевы, Ц1уху Бениев, Эдильби Асхабов — дядя самого Гилани… Последнее сражение произошло в Чахкаринской долине при штурме крепости. Асхабов вместе с другим добровольцем перелез через ограду крепости и открыл ворота. Завязался бой, в котором погиб Эдильби… Правда, когда хоронили, то принесенный сестрой «х1оллам», как погибшему в газавате, поставить не дали — дед Асхаб не позволил. Так тот «х1оллам» и лежал возле кладбища — до тех пор, пока прорывающиеся к Дарго белогвардейцы не осадили село…
    - Ополченцы защищали тогда Ахкинчу-Барзой, — рассказывает Гилани, — но силы были неравными, и они покинули село. Остался только мой дед, в одиночку принял бой и погиб. На его могиле и установили тот самый шест…
    Впоследствии потомки не посрамили боевой славы своих предков, героически сражаясь на фронтах Великой Отечественной войны. В борьбе за освобождение Родины от фашистской чумы погибли десять жителей села. А вернулось — всего трое: Сота Исраилов, Сайда Алларханов и Каим Межидов. Бойцы вернулись, чтобы встретить новые войны — и на этот раз на родной чеченской земле…
    - Хотя наше село маленькое, но во время военных кампаний пострадало очень сильно, — далее мне рассказывает уже глава сельской администрации Маулди Цагаев. — Над селением «висел» 15-й полк федеральных сил, «бойцы» которого творили здесь, что хотели, бомбили, обстреливали, да и просто унижали нас. В те годы погибло пятьдесят пять жителей нашего села…
    Дорога от Бачи-юртовского поворота через Ахкинчу-Барзой до Ялхой-мохка тогда была полностью заблокирована — ни пешим, ни на транспорте движения не было. И жители ездили вкруговую, даже через Ножай-юрт приходилось добираться…
    Но — «не бывает вечной войны». Закончились и эти, «контртеррористические», хотя эхо их долго еще аукалось в здешних горах… Село начало восстанавливаться, кое-кто из выехавших жителей вернулся. Рядом со старым зданием сельской школы построили новую, но… грянула очередная беда — землетрясение разрушило старое и основательно потрясло новое здание школы, заодно «зацепило» и дома сельчан…
    Когда мы посетили село, около двух десятков домов на тот момент уже было восстановлено, еще девять находилось в стадии ремонта. Построили новую школу. На месте разрушенного старого школьного здания возвели спортивный зал, дополнительные кабинеты для занятий.
   Да,сегодня газ, электричество, вода в селе есть — теперь у всех. Ведь на сегодняшний день в селе проживает более полутора тысяч жителей, или 186 дворов. И люди, бежавшие когда-то от войны из здешних мест, возвращаются в родные места. Занимаются в основном животноводством — коровушек держат, овец. По указанию Президента ЧР закупили скот и раздали жителям на докорм - ведь рабочих мест в селе, по сути и нет — за исключением бюджетных да маленького строительного цеха, который держит семья Хамзата Алатаева.
Кстати, сегодня в Ахкинчу-Барзой можно уже проехать напрямик, утомительные объезды остались в прошлом. Уже восстановлено дорожное покрытие на участке Бачи-юртовский поворот— Эникали. Тогда часть жителей Ахкинчу-Барзой вместе с добровольцами Курчалоевского района выходили на «белхи» по расчистке придорожной территории. На всем протяжении дороги горели костры из валежника, стучали топоры — и дорогу уже было не узнать… Другая часть жителей при этом была занята на посеве «общественной» люцерны.
…Люди в этих горах всегда жили взаимопомощью, взаимовыручкой. Потому не только выжили, но и сохранили то, что сегодня не часто можно встретить в нашем мире — высокое чувство ответственности за судьбу своей земли. Сохранили, пронеся через лихолетья Кавказской, гражданской и Великой Отечественной войны, через пламя двух «контртеррористических операций», через издевательства разного рода «пятнадцатых полков»… Сохранили — и остались людьми.