Я богаче любого рокфеллера

Барлык Альмагамбетов
Инженер по технике безопасности управления ОТ и ТБ компании «АрселорМиттал Темиртау», председатель цехкома НДП «Нур Отан» Алишер Жакыпбеков в этом году был удостоен почетного знака «Енбек данкы». Приятно, что многолетний труд на металлургическом комбинате был отмечен высокой правительственной наградой, признается он. Но есть у него другая ценная награда, которой он тоже очень дорожит – это признание коллег.   
Более 30 лет своей жизни Жакыпбеков посвятил листопрокатному цеху №2 (ЛПЦ-2).
- За все эти годы работники цеха наверняка воспринимаются вами как члены одной большой семьи? – Спрашиваю его.
- Еще бы! – Отвечает. -  Начинал там слесарем травильного отделения пятиклетевого стана и «вырос» со временем до заместителя начальника цеха. Правда, потом по состоянию здоровья вынужден был перевестись инженером по технике безопасности. Но даже в этой должности я официально закреплен за родным цехом.
Каждое утро иду на работу с удовольствием. Обхожу цех, встречаюсь с людьми. Я знаю практически всех – кто на каком отделении или участке трудится, кто выкладывается в деле, а кто бережет силы, кому работа в радость, а кому – в обязательство. Но скажу искренне, что по-отечески всех люблю без исключения, все работники дороги моему сердцу.
- Отчего же такие нежные чувства, Алишер Маханбетжанович?
- Возможно, вы не поймете, но все же постараюсь объяснить. Есть такая мудрая пословица: друзья познаются в беде. Смысл ее, не знаю - к радости иль к печали, я познал на собственном опыте.
Беда со мной случилась в 1998 году, когда я из-за внезапного обострения болезни  чуть не отправился на тот свет. Для проведения операции на желудок требовалась кровь. Так вот, в критический для меня момент в больницу для сдачи крови пришел – вы не поверите – весь наш цех! Каждый работник таким образом выразил готовность оказать мне помощь в трудную минуту – даже в ущерб своему здоровью. Разве такое можно забыть?
После операции профессор Лохвицкий, в клинике которого я лечился, все допытывался у меня: «Кем же ты работаешь, Алишер?».
Я отвечал: «Простым слесарем». Он  удивлялся: не может быть! И его удивление мне было понятно. Поскольку каждый день  меня в больнице то и дело навещали мои коллеги, друзья, умудрялись в палату проносить гитару, домбру. Пели мне добрые песни, чтобы я, как они говорили,  быстрее поправлялся. Глядя на них, у меня наворачивались слезы радости: вот они, мои братья! Братья по судьбе, как поется в песне Пахмутовой, по огню, по горячим делам. Я был простым слесарем, но в тот момент чувствовал себя важнее и богаче любого  рокфеллера. Потому что богатство людского внимания и заботы куда важнее богатства материального. Поэтому этот душевный «капитал» я берегу до сей поры, лелею и подкрепляю его признательностью и любовью к коллегам. А ты спрашиваешь, отчего такие нежные чувства…
- Знаю, что вы выросли в ауле на юге страны, в многодетной семье.  Как вы вообще пришли в металлургию?
- Закончил я казахскую школу, после чего работал скотником в родном селе. По-русски почти «не бельмеса». Коренной перелом в моей судьбе произошел в армии, когда я наткнулся на объявление в газете: Темиртауский втуз агитировал «дембелей» на учебу. Я тут же написал туда письмо – хочу, типа, учиться, какие условия приема и так далее. Мне ответили. И буквально  через неделю после демобилизации я отправился в путь – покорять Темиртау.
Поступил на факультет «Механизация металлургического оборудования». Учился, как ни странно, легко, жил – сложно. На втором курсе женился, а там и дети пошли. Пришлось в вечернее время подрабатывать – то в пожарке, то в детсадике. Даже в ЛПЦ-2 сортировал  детали.  По сути, эта вынужденная практика и сыграла впоследствии роль в выборе темы для дипломной работы. За время студенческой подработки я буквально «впивался» в специфику цеха, изучал, как будущий механик, все тонкости и нюансы технологического процесса. А потом написал очень хорошую дипломную работу - по накопителю непрерывного травильного агрегата.
- Да, скромности вам не занимать…
- А чего скромничать, если эта работа имела рационализаторское содержание: для того, чтобы не уменьшалась скорость средней части травления металла, я в теории «реконструировал» накопитель петлевого устройства. Особенность такого накопителя была в том, что ворота для поддержания полос металла открывались самостоятельно. Теоретический эффект в 1996 году подтвердился на практике - в то время мне удалось рационализаторское предложение  дипломной работы внедрить в производство – на базе ЛПЦ-2. Эффект таков: сократился срок ремонта механизма, увеличился срок службы накопителя, объем производства металла повысился на 15 процентов.
- Вы и сейчас занимаетесь рационализаторством?
- А как же! Я же по специальности механик, люблю работать с техникой,  оборудованием. Мой младший брат по профессии врач. Вот я ему говорю: ты лечишь людей, а я - технику. Но мне легче, потому что для техники всегда найдутся запасные части и детали. Остается только дерзать, творить, совершенствовать.
Не так давно в родном цехе внедрили мою авторскую работу – автоматическое раскрывание контейнеров. Эта работа имеет ценность с точки зрения безопасности труда, поскольку исключает человеческий фактор. Также недавно в ЛПЦ-2 мы усовершенствовали рамы для погрузки рулонов – опять же с целью обеспечения безопасности.
Вообще,   работать с увлечением – мой удел. В работе я растворяюсь, стараюсь в нее вложить душу – так меня учили родители, учителя в школе и, конечно же, мои наставники – великие учителя в производстве – механики Владимир Алексеевич Щеголев, Михаил Андреевич  Беляков. Они многому меня обучили в металлургическом деле, за что я им безмерно благодарен.
Все, что я умею, стараюсь тоже передать сегодня молодым. Смотрю на новое поколение  специалистов комбината – и сердце радуется. В наше непростое время многие из молодых умеют сохранять душевный задор, тягу к знаниям, стремление к освоению дела, романтический настрой на жизнь. Это поистине радует. Хотелось бы еще, чтобы больше молодых людей приходило работать на заводы, чтобы не чурались они профессии рабочего. Я по долгу общественной работы в партии «Нур Отан» часто встречаюсь с молодыми темиртаусцами, карагандинцами, пропагандирую, так сказать, благородный труд рабочего завода, чтобы престиж рабочей профессии был всегда на высоте.
-  Алишер Маханбетжанович, вы довольны своей жизнью?
- У меня есть любимая жена, прекрасные дети, внуки. Супруга Гульжиган Рахматулловна после окончания института и до самой пенсии трудилась в центральной заводской лаборатории. Старший сын Болат окончил Темитрауский втуз, работал также  на комбинате. Дочь Гульжан закончила экономический факультет КарГИУ, работает в банке. А за плечами младшего сына Олжаса - аграрный университет в Астане, и теперь он учится в магистратуре во Франции.
Так что я доволен жизнью. Но… не до конца. Утвердительно отвечу тогда, когда реализую все свои жизненные планы. А их у меня, между прочим, много. Во время той болезни, когда однажды вдруг «отключился» в беспамятстве от реальной жизни, вдалеке я увидел маленькую точку розового света. Этот свет дарил мне тепло и умиротворение. И в тот момент все заботы и суета повседневной жизни отошли вдруг на задний план. Был только свет и покой… Я думаю, Всевышний неслучайно меня вернул к жизни. У меня еще есть здесь немало дел, я еще могу приносить пользу людям, родному цеху, родному комбинату…