9, 9 Наблюдательность

Луцор Верас
     На камвольной фабрике главным диспетчером работала Забелина. Высокая стройная женщина была предельно честным человеком и высоким специалистом в текстильной промышленности. Муж её был лётчиком-испытателем и трагически погиб, а она осталась верной своему мужу в лучших понятиях этого определения.
     По государственному стандарту в СССР, в пряже марки «чш» (чистая шерсть) допускалась примесь не шерстяных волокон до 6%. От Забелиной администрация фабрики требовала разрешения на примесь в 8 и даже 10 процентов. Добиться того, чтоб Забелина согласилась с увеличением примеси на 1% – было большим достижением. Из-за постоянных ожесточённых споров по поводу увеличения примесей, Забелиной пришлось уволиться с фабрики, не доработав полгода до пенсии.
     Что давало администрации фабрики увеличение примеси, которая почти ничего не стоила, по сравнению с дорогостоящей шерстью? Наша фабрика выпускала около 8-ми тонн пряжи ежесуточно. Увеличение примеси на один процент давало экономию шерсти в 80 килограммов ежесуточно, а 80 килограммов шерстяной пряжи, стоимостью по 25 рублей за килограмм, это 2000 рублей – деньги по тем временам немалые! Это уже резерв для хищений!
Методов хищений было множество. Администрация фабрики чаще всего пользовалась методом скрытого хищения. Например, на трикотажную фабрику отправляли пряжи больше, нежели было указано в сопроводительных документах, а при получении возвратной тары из трикотажной фабрики в картонных коробках находили трикотажные костюмы высшего качества в виде подарка. «Вы нам подарили пряжу, а мы вам – трикотажные костюмы». Хищений не было – были бартерные «подарки». Такие «подарки» при Брежневе находили во многих местах. Однажды надо было поменять на тростильном станке пришедшую в негодность шестерёнку. На складе вскрыли ящик с шестерёнками, полученными из Камчатки, а там оказались вяленые кальмары! А вот ещё один пример:
     «Мой товарищ, готовясь к своей свадьбе, купил в магазине три трёхкилограммовых банки с селёдкой пряного посола. Дома он решил вскрыть одну банку и попробовать селёдку. В банке оказалась чёрная икра! Вскрыли и остальные банки. Там тоже была чёрная икра! Тогда мой товарищ помчался в магазин, дабы купить ещё «селёдку», но икры в банках ему обнаружить уже не удалось».
     Мы жили в стране, в которой не воровать было грешно.
     Мне рассказывали, что когда в администрации фабрики заговорили обо мне, кто-то из начальства сказал:
     – Откуда он всё знает? У него что, половина рабочих фабрики являются его осведомителями?
     Забелина возразила:
     – Ваше предположение ошибочно. Всё довольно просто. Он, всего-навсего, наблюдательный человек.
     «Наблюдательность» – в этом слове так много сказано! Все люди всё видят, но не анализируют увиденное, поэтому не помнят виденное, и не «видят» то, что скрыто за увиденным. Я расскажу несколько примеров такой наблюдательности:
     Ранняя весна – на тротуарах жидкая грязь. Я иду по тротуару со своей подругой. Навстречу нам идут три девушки. Я говорю своей спутнице:
     – Обрати внимание, навстречу нам идут три девушки. У средней девушки ноги сзади чистые, а у двух крайних девушек ноги забрызганы грязью до самой попы.
     Мы разминулись с девушками, а моя подруга оглянулась и засмеялась:
     – Откуда ты узнал, что у средней девушки ноги чистые, в то время как у двух иных девушек ноги обрызганы грязью основательно?
     – По походке видно. Две крайние девушки, вероятно, занимаются танцами, возможно в балетной студии, потому что они ставят ступни ног носками врозь, не только по выработанной на занятиях привычке, но и потому, что в таком положении скрывается кривизна ног. Это женский секрет. При ходьбе человек отрывает пятки от земли наружными сторонами и отбрасывает от себя жидкую грязь на 15 градусов в наружную сторону от осевой линии стопы. Если человек ставит ступни ног носками врозь, тогда пятки развёрнуты так, что человек пятками отбрасывает грязь не в сторону от себя, а себе на ноги. С таким манером постановки ног при быстрой ходьбе можно забрызгать себя грязью до головы. У девушки, которая идёт посередине, походка такая же, как у спортсменов, егерей и опытных охотников – они ставят ступни ног строго параллельно направлению движения. Так ходят и дикие животные, в отличие от домашних животных и человека. Волк ставит свои лапы строго параллельно своему движению, а собака лапы ставит так, как и человек – носками наружу. Медведь тоже косолапит, разворачивая свои пятки наружу, дабы быть чистым. Крайние девушки бросают пятками грязь себе на ноги, а девушка-спортсменка идёт между своих подруг и отбрасывает грязь от себя на ноги и «попы» своих подруг. Человеку, который ставит ступни ног параллельно движению, в слякотную погоду нельзя идти рядом с товарищем или нести в руках поклажу. Товарища и свою поклажу он забрызгает грязью основательно. Я иду рядом с тобой и вынужден ставить свои ноги так, чтоб не забрызгать жидкой грязью ни себя, ни тебя. Мне это непривычно, ибо хожу я обычно так, как ходят дикие животные.
     – Какой ты скучный! Женщинам с тобою неинтересно, потому что тебя невозможно обмануть, – получил я неожиданное откровение.
     – Бесхитростные отношения женщины к мужчине скучны?
     Вероятно, так и есть, потому что женщины, за малым исключением, с мужчинами строят отношения на «невинном» обмане и мошенничестве. Но обман невинным быть не может, поэтому между мужьями и жёнами происходят частые ссоры и разрушаются семьи.
Однажды несколько одиноких женщин из моего рабочего коллектива обратились ко мне с просьбой:
     – Володя, вероятно, у тебя есть друзья, мужчины-одиночки. Вероятно они такие же порядочные, как и ты. Познакомил бы ты нас с ними. Возможно, мы нашли бы среди них себе мужей.
     – У меня есть друзья, которые живут в одиночестве. Один из них, Василий Цап, был женат. С женой он жил в большой любви и взаимопонимании, но у его жены появилось онкологическое заболевание. Она болела несколько лет и умерла. Василий после смерти жены построил большой дом на четыре комнаты с ванной, туалетом, с верандой и подвалом. Он работает в шахте, не пьёт и не курит, но у него всегда есть в буфете хорошие коньяки и французские духи для женщин, которые иногда бывают у него в гостях. Василий имеет огород, на котором выращивает всевозможные овощи и консервирует их на зиму. Консервы и все блюда, которые он готовит, изумительно вкусны!
     – Володя, познакомь нас с этим мужчиной, - возбуждённо заговорили женщины.
     – Хорошо, я поговорю с ним. Возможно, он не откажется от знакомства с вами. Василий – порядочный человек, поэтому опасаться обмана с его стороны не стоит. О порядочности Василия говорит его образ жизни. Во дворе и в доме у него идеальный порядок. Бельё, шторы, ковры, мебель и всё, что есть в доме, сияет санитарной чистотой. Курить в его доме нельзя. У него есть отдельный нож, которым он разделывает рыбу, есть нож для мяса, а также – нож для хлеба и нож для овощей. Нарушать этот порядок нельзя.
     Женщины меня перебили:
     – Не надо нас знакомить с ним.
     – Боитесь строгого порядка? По этой же причине от него уходят все женщины, которые хотя бы один раз побывают в его доме.
     Я ездил с рабочим коллективом в цирк смотреть «Водяную феерию». Зрители восхищались фокусами с водой, не соображая, откуда берётся вода. Я не выдержал и стал рассказывать:
     – Смотрите внимательней не на руки фокусника и не на фокусника, а на второстепенные объекты. Всегда в жизни старайтесь своё внимание направлять не на тот объект, к которому ваш противник, или собеседник старается привлечь ваше внимание, а на второстепенные объекты. Второстепенные объекты – ассистенты, помогающие мошеннику обмануть вас. Второстепенные объекты и открывают секрет обмана. Вот смотрите, девушки в широких юбках несут под своими платьями тазы с водою. Теперь вы уже увидели, откуда берётся вода, а могли и сами это заметить. Надо быть внимательными, тогда все фокусники станут для вас скучными и неприятными лицами. Если фокусник экстра-класса, тогда он работает без ассистентов. У фокусников низкого класса обязательно есть ассистенты. Ассистенты как раз и являются иллюзионистами, а не фокусник. В азартных играх мошеннику ассистируют несколько человек, поэтому у мошенника выиграть не удаётся никому. Я удивляюсь не грубой и неуклюжей работе фокусников, а людям, которых предельно легко обмануть.
     Работницы сказали мне:
     – С тобой неинтересно ходить в цирк.
     – А что, вам интересней жить тогда, когда вас обманывают? – удивился я неожиданно для меня открывшемся аспекте человеческой психики.
     Я вспоминаю некоторые случаи, которые произошли тогда, когда я работал в красильном цехе. Случай первый:
     Красильные аппараты загружены и работают в автоматическом режиме. Красильщикам пока что делать нечего, и они сидят на скамеечке. В цехе появилась незнакомая молодая женщина с тетрадью в руке.
     – Какая красивая и стройная девушка! – сказал Анатолий.
     – Не девушка, а женщина, у которой есть муж и годовалый сын, – поправил я его.
     – Ты её знаешь?
     – Нет, первый раз вижу.
     – Сейчас узнаем, насколько ты прав, потому что она идёт к нам.
     Женщина подошла к нам. Мы познакомились. Она – хронометристка и её направили работать в наш цех. Да, она замужем и у неё есть годовалый сын. Когда женщина ушла, ребята спросили меня:
     – Как ты узнал, что у неё есть сын и муж?
     – О том, что у неё есть муж, мне сказало её лицо, а о том, что у неё есть годовалый сын, мне сказал её красивый животик. Если бы у неё была дочь, то животик у неё имел бы иную форму.
     Случай второй:
     Мой ученик похвастался мне о том, что у него есть замечательная девушка. Через пару дней я увидел ученика в вестибюле фабрики с молодой и неприглядной по фигуре молодой женщиной. В цехе я спросил ученика:
     – В вестибюле фабрики ты стоял с той девушкой, о которой мне говорил?
     – Да, с нею. Она тебе понравилась?
     – Во-первых, она не девушка. Во-вторых, она была замужем, но разошлась с мужем по своим физиологическим данным, по которым и ты с нею скоро расстанешься. В-третьих, у неё есть двухлетняя дочь, и твоя «девушка» сделала уже массу абортов. В-четвёртых, в настоящее время она сожительствует с одним мужиком, который на семь лет старше её. Этот мужик недавно освободился из мест лишения свободы, а в настоящее время занимается грабежами и воровством. Твоя «девушка», встречаясь с тобою, надеется с твоей помощью избавиться от мужика и, если удастся, выйти за тебя замуж.
     – Ты её знаешь?! Ты с ней спал?! – чуть ли не кричит мне парень.
     – Глупый вопрос! Я её первый и, возможно, последний раз видел. Ты же своим возмущением сообщил мне о том, что тебе всё это было известно. Так зачем же ты обманываешь меня и себя? 
     В своём повествовании я сделал отступление во времени. Теперь я снова возвращаюсь к тому времени, когда я работал в прядильном производстве.
     Еще одно событие:
     Я иду во время обеденного перерыва вдоль цехов фабрики с двумя молодыми работницами нашего цеха, а в тридцати метрах впереди нас идут три женщины. Девушек интересует, откуда я так много знаю о людях. Я им говорю:
     – Вот наглядный пример, впереди нас идут в столовую три женщины. Видите ли вы, что две из них беременны?
     Девушки удивлённо на меня посмотрели и бросились догонять указанных мною женщин.  Убедившись в моей правоте, девушки остановились и подождали, пока я подойду к ним. Удивлению девчат не было границ:
     – Откуда ты узнал о том, что две женщины беременны? Сзади же не видно, которая из них беременная, а которая не беременная!
     – Вы удивляете меня. Беременную женщину отлично видно по походке. По походке видно и то, на каком месяце беременности находится женщина. Так же прекрасно по походке видно, какая девушка девственница настоящая, а какая умудряется иметь сексуальные отношения с мужчинами и оставаться «девственницей». Я даже могу сказать какого цвета у вас трусики.
     Девушки остановились. Одна из них язвительно и с колючими искрами в глазах спросила:
     – И какого цвета у меня трусики?
     – Красного, – ответил я.
     На лице девушки появилось выражение крайнего недоумения и ужаса. Я засмеялся и ушёл. После этого события девушки рассказали своим подругам о том, что узнали от меня. Слух о моих возможностях разошёлся по всей фабрике. Теперь люди относились ко мне крайне настороженно. Безусловно, женщины на фабрике обо мне говорили ежедневно. Говорили не только о задержаниях преступников, но говорили и о ситуациях, подобных тем, которые вы только что прочли.
     Мой фотопортрет появился на доске почёта в УВД области. Обо мне заговорили жители не только нашего города, но и в других населённых пунктах. Однажды мой дядя, Иван Данилович, мне рассказывал:
     – Однажды я ехал в междугородном автобусе. Рядом сидящие со мною женщины разговаривали. Они рассказывали друг другу истории о твоих подвигах в поимке преступников. Я обрадовался тому, что о тебе знают и говорят жители нашей области, и сказал женщинам, что ты мой племянник. Женщины замолчали и перестали разговаривать.
     – Зачем же Вы, Иван Данилович, похвастались своим родством со мною? Надо было промолчать, тогда Вы услышали бы обо мне такое, о чём и я о себе не знаю. Люди обо мне «знают» больше, нежели я.