Вагон из прошлых лет. Картины воспоминаний. Гл. 1

Михаил Гавлин
                Михаил Гавлин 
               
                Вагон из прошлых лет
                (Картины воспоминаний в прозе и стихах)

                Когда б Вы знали, из какого сора растут стихи…
                Анна Ахматова
                Новый год. Но к старому перрону
                Подкатил вагон из прошлых лет.
                Михаил Гавлин               

Приведенные в эпиграфе слова из стихотворения Анны Ахматовой очень часто приходят мне на ум, когда я перечитываю свои давние, да и не слишком давние стихи. В памяти моей невольно всплывают различные события, факты и картины из моей жизни, которые сопровождали их появление на свет. Ведь за каждым из них, как за кинокадром, стояли целые эпизоды, страницы жизни и судьбы и было бы, наверное, интересно связать их между собой и посмотреть на прошлое через эту взаимосвязь. Эти картины из воспоминаний, пусть даже отрывочные, произвольные, неясные, видимо, могут иметь какую-то свою особенную ценность и право на жизнь, раз в них отразилось то, что когда-то сумело послужить импульсом для рождения такой редкостной, трудноуловимой и трепетной материи, как поэзия.         

                Дворовое детство   
               
Детство мое прошло на заднем дворе одного из людных и шумных, со множеством магазинов, столичных переулков в самом центре Москвы. Но двор был удивительно тихий, провинциальный, забытый богом и людьми, со своей замкнутой жизнью, правилами и играми, со своей дворовой компанией, футболом, голубями, картежной игрой в подъездах и пластинками по вечерам. Все это вместе взятое, как-то незаметно переходило в строчки стихов.
Мои ранние стихи были связаны с этими первыми впечатлениями от дворового детства и от прочитанных книг, главным образом из мира путешествий, приключений и фантастики. Они носили наполовину книжный характер, а наполовину порождены детской фантазией.
Стихами я мучался всю свою сознательную жизнь. Правда, в начале я очень много их прочитал. Пытаться же рифмовать сам я начал гораздо позже лет с 12-13, долго писал риторические, в духе героико-романтических баллад, подражательные стихотворения, а затем тоже подражательные, но уже под знаменем «высокого реализма» стихи. Потом стали складываться довольно «бунтарские» стихотворения, правда проникнутые каким-то не слишком осмысленным духом борьбы, протеста против неведомо чего и неведомо кого. В общем, молодость брала свое и дерзила. Вот образцы этой дерзости уличного мальчишки, бродяги, странника, каким я тогда, если и не был, то хотел казаться.

         Улица      

     Я иду по улице.               
     Мокрый снег и грязь.               
     Зимний месяц хмурится,               
     На кого-то злясь.               

     Серо все и буднично               
     В свете фонарей…               
     Только ветер уличный               
     Для меня бодрей.               

     С будничною спешкою
     Мне родней Москва.               
     Здесь звучат насмешкою
     «Умные» слова.

     К черту «академиков».
     Вот мои друзья:
     Жизнь – моя полемика,
     Улица моя.

Были и первые почти лирические стихи трудящегося юноши, возвращающегося рано утром с ночной смены из экспедиции Моспочтамта, где я тогда работал, то ли экспедитором, то ли грузчиком, отвозя мешки с почтой на вокзалы и аэродромы, переполненного, выпирающим изо всех пор наружу, сознанием трудовой гордости и беззаботным оптимизмом.  Идешь по утренней, еще малолюдной, улице Кирова, по асфальту, влажному от утреннего полива, к  метро, смотришь по сторонам и сочиняешь.               

                С ночной смены

                Поутру, когда еще в городе             
                Деревенская тишина               
                И воробьев чириканье,               
                И голубей воркотня,               

                Иду я домой с работы,               
                Беспечный, совсем простой.             
                Какой я еще работник,               
                В работе я рядовой.               

                С веселым почтением кланяюсь
                Старушкам и старикам,
                С торговками перебраниваюсь
                За семечек теплых стакан.

                Стою перед пестрой афишею:
                Разглядываю ее.
                Срываю портрет с актрисою:
                Сегодня влюблен в нее.

                Навстречу девчонка хорошенькая
                Пройдет, отведет глаза.
                И хочешь сказать ей хорошее,
                Но почему-то нельзя… 

Мой почтовый патриотизм, кстати, тоже выразился в соответствующих стихах.

                Тройки почтовые               
          
                Были тройки почтовые
                У России – тоски.
                Лихо мчались бедовые
                Ее ямщики.      

                И широкая, грустная
                Часто песня лилась,
                Говорила, что чувство
                И огонь не погас.

                Ах, навек нам останется
                Символ русской тоски:
                Песня – вольная странница
                И ее ямщики.   

Особенно много стихов, очень дорогих мне, было связано со двором, дворовой жизнью, улицей и со школой. Они были чем-то вроде личного дневника, куда записывалось самое сокровенное. Это были лирические монологи, исповеди, в которых я пытался передать смутную поэтическую атмосферу тех бесконечно прекрасных лирических вечеров в дни беспечной юности, окружавшую меня, моих друзей, одноклассников, сверстников, юных москвичей  в те годы. Особенно любил я бродить по вечерним улицам: Горького (ныне Тверская), Дмитровке, Петровке, которые были совсем рядом с домом.

                Вечерней улицы
                Огни и путаница…
                А мне здесь нравится,
                А мне любуется.

                Витрины лунные
                Над тротуарами
                И пары шумные
                Проходят тайнами.

                Девчонки милые
                Шуршат нейлонами
                И с каждым под руку
                Костюм бостоновый.

                Проходят мальчики,
                Костюм с иголочки,
                И с каждым под руку
                Девчонка в лодочках

                И снова улица
                Вечерней путаницей.
                А мне здесь нравится,
                А мне любуется.

Мы ничего не знали о том, что происходит вокруг, мы жили, как птицы, как маленькие зверьки, вне пространства и времени, полнокровной органической жизнью, не замечая бедности и неудобств, радуясь самому своему существованию, теплу, воздуху, свету, излучавшемуся на нас.

                Весенние приметы

                Профессор, мурлыкающий песенку,
                И старый переулок, влезший на гору,
                И тихая запущенная лесенка
                В подъезде с двумя статуями нагими.

                И девочка, маячащая впереди,
                И медленно текущая река,
                И репродуктор, из окна античного,
                Донесший что-то быстрое, ритмичное,

                И сам я, шепчущий стихи у парапета,
                Мне говорят весенние приметы.


Продолжение следует.