Лирическое интермеццо. О главном

Дина Мильнер
Наверное пришла пора писать о самом сложном и трудно формулируемом. С чего начать не знаю. Америка, Россия, система, государство, люди, мелочи жизни,  не- мелочи жизни...
Обобщать нельзя. Есть люди такие и люди другие. Везде. Разные. Есть нюансы. Везде. Разные.

У меня лично на данном этапе моей жизни не вызывают поросячего визга огромные американские дома с бассейнами и кадиллаки. Я  не за этим сюда поеду,если поеду, к сожалению. К сожалению – потому что если бы наоборот – то всё проще бы было. Я знаю,что всё это не раздают тут бесплатно.  И всё это стоит денег и труда. Возможностей обеспечить себе такую жизнь – больше, да.  И уверенности,что в одночасье не придут невнятные дяди с кривыми рожами и не отберут у тебя твой бизнес, например,  - в тысячи гигабайт больше.  И что если какой-нубдь очередной мировой кризис грянет, эта страна выберется из него и отряхнется в разы быстрее – да, в этом я уверена, что бы там не говорили.  И что здесь делают ставки не тупо на выкачку нефти ,а потом, от ее выручки – сливанием денег в свои карманы , а  на развитие промышленности и экономики в целом.
 
Что главное для меня? Я не знаю. И это самая большая проблема. Что главное? ЧТО ГЛАВНОЕ?

Наверное лучше по порядку. Что нравится. Люди доброжелательные.Просто люди, в магазине, на улице, в метро, еще где-то. Ценят твоё личное пространство. У меня не было большой выборки, но закономерность стандартная- особенно в не очень крупных городах. В очень крупных – занятые, бегут, спешат, но не обозленные и не хамят. А в небольших – так вообще, всегда помогут и подскажут... Родственники, со своей стороны, нам рассказали кучу душещипательных историй на эту тему. От того момента,как они сюда приехали – без языка, без всего - до просто историй из жизни потом...

Гос. система устроена так, что она тебя поддерживает в твоих разных начинаниях и бедах, а не топит, как у нас. Ну про инвалидов и разных бедных вообще излишне говорить – и так уже рассказано до нас...
Про толерантность, и терпимость, и приятие  разных национальностей – тоже думаю излишне подробно распространяться... Это лучшее место в мире, куда можно приехать поучиться толерантности...
Про комфортность жизни – что может быть комфортней Америки?
Про духовность... Знаете, прозвучит разве что не пОшло, но главное чтобы человек был хороший. По - моему, важнее,чтобы он помогал другим и отдавал что-то и был добрым. Я не уверена, что прочтение всех томов Достоевского и Толстого вкупе в Чеховым и Пушкиным делает Василия Пупкина более духовным,чем Джона из Алабамы, который, например, устраивает бесплатные обеды для бедных,  ходит в протестантскую церковь по воскресеньям, создаёт приюты для собак и не гадит у себя под носом...
А потом, здесь всегда можно найти своих, с которыми во всех подброностях можно обсудить вопросы философии, литературы и театра,   и если ты живешь не в деревне,а рядом с большим городом, то «все звёзды в гости к нам» ...

Что не нравится. Клин на материальном, деньгах. То есть,наверное, (хотя может быть мне показалось),есть некая постоянное «выше, глубже, ширше,  больше»... А он кто? Юрист? Делает 500 000 в год? Вау! А она кто? Врач? Стрижёт по 2 миллона? Вау!  А он кто? Таксист? Хм... ну нехай...То есть уровень твоих достижений измеряется  размером и количеством домов, машин  и т.п.
Наши родственники как-то сказали нам,чтобы мы не брали их за образец какой-то американской жизни. Что здесь все живут как хотят, по-разному м получают от этого удовольствие и привели массу примеров – от практически миллионеров до вечных студентов или живущих на пособия по бедности и, заметьте, неплохо живущих. Наверное, но человек, как правило, хочет быть в мейнстриме и, скорее всего, он включится в эту гонку.
Система довольно легко тебя впускает – не надо ждать сто лет и жить с мамой и папой до старости, чтобы купить себе дом, квартиру. Пожалуйста – есть образование и вменяемая работа? Бери  кредит на более чем  вменяемых (пока еще, по крайней мере) условиях. Надо машину? Да не вопрос вообще. И цены разнообразные, и марка, и подержанность – вполне доступно. Или бери еще кредит с вполне вменяемыми процентами – и ваще бери новую и довольно крутую.  Хочешь еще дом на побережье – ну вперед, вот тебе еще кредитец, тем более, что ты уже выплатил первый и ты теперь на хорошем счету у банка. Где минус, спросите вы,  да сами и ответите, полагаю – ты повязан. Потеря работы для тебя сродни катастрофе – выпрут из дома, отберут машину, поэтому, вероятно периодами, а  то и постоянно ты будешь пребывать в лёгком стрессе, потому что тебе уже есть что терять. Да и к домику привык,  да и на подержанном Форде уже как-то не очень хочется рассекать...  Плюс, всё-таки кризис, хоть и Америка. Есть сокращения, есть потеря мест...

Я опросила многочисленных русских друзей, живущих в Америке, что им нравится, а что нет в американской жизни.Среди глобальных положительных вещей были вот такие: легко вести бизнес, хорошо работает гос.система с получением всяких бумажек, если есть голова на плечах и много работать – то можно многого добиться, ты чувствуешь себя защищенным (если «гром грянет», то ты знаешь точно,что через несколько минут приедет скорая и  все остальные службы;  полицейские, опять же, твои лучшие друзья), легко быть мобильным (перемещаться по стране и переезжать с одного места на другое), нравится как тратятся деньги с налогов,нет бюрократии чиновников и взяток, люди общительные.

Среди отрицательных: нет критического мышления, раздражает перекос в сторону политики относительно нац. меньшинств (такое ощущение,что пора уже говорить о расовой дискриминации белых, а не черных),проблемы в бытовых вопросах (ремонта, например) – то есть решаются поверхностно, пока не «ткнешь» носом в суть дела - сами туда не «ткнутся», люди держат дистанцию, сложно построить близкие отношения, сильная пропаганда, вызывают досаду нелегальные иммигранты с «качанием» своих прав.
 
Среди бытовых: качество «местной» еды не всех утсраивает, приходится покупать либо в русских магазинах, либо европейскую еду, а она дороже; низкое качество мобильной связи.
Знаете, а чисто эмоционально, я себя несколько раз, в разных местах, ловила на одной и той же мысли “я не хотела бы здесь жить”.
 
По мере продвижения отпуска, я привыкала ко всем реалиям и пейзажам и эта эмоция как бы отступала... И я представляла, что вот, я вернусь в Москву, в этот грязный воздух,  пробки, в эту непонятную погоду, в свою маленькую съемную квартирку,  увижу злобных старух на бульваре – и я еще вспомню и Флориду, которая в самом начале заслужила моё «фи» своей провинциальностью, и Чикаго с его пригородами и метро, которые в какой-то момент мне казались вымершей местностью с магазинами посреди чиста поля, и даже немного сумасшедший Нью-Йорк мне покажется чинным и благородным.

Я представляла себе это, а сама чувствовала, что я уже соскучилась по Москве, по своему катку в Крылатском, по улице Мясницкая с её переулками,  по своим студентам  и еще по чему-то,  что нельзя описать прилагательными и существительными.
 
Почему мы думаем о том, чтобы уехать? «Что, всё так плохо?» - спросите вы

Да в том то и дело, что в данный и конкретный момент жизни оно вроде бы  и лучше чем было (я сейчас чисто с обывательской точки зрения). Но ведь это «лучше» настолько неустойчиво, что может закончиться в любой момент, - это раз. А два, - в нашей стране жить небезопасно. Я сейчас не про коварных «KGB guys», которые бдят и ходят по улицам (как думают американцы), а про то, что если с тобой что-то случится, не обязательно тебя должно порвать на части, нет . Ну просто суд какой-нибудь или еще чего, - то ты совершенно бесправен. Про ведение бизнеса вообще молчу. Как в нашей стране можно разбогатеть по-честному? Да никак... А не по-честному я не хочу. Я  не люблю,когда меня лишают свободы выбора. И еще я не хочу становится непременно Рокфеллером. Просто я хочу иметь определенный финансовый статус и возможности, которые позволяли бы мне жить в комфортных условиях и заниматься тем, чем я хочу, развиваться, иметь разные хобби. Вот этот финансовый статус в Америке имеют миллионы. Они держат небольшие (или большие) клиники, магазины, заводики, заправки, лавки, парикмахерские. И они не боятся, что однажды, из ниоткуда возникнут ребята и скажут сворачивать бизнес. И им также в голову не приходит закладывать в себестоимость товара бюджет на взятки и откаты.

Вопрос, насколько  сильно я хочу всего вышеперечисленного в предыдущем абзаце, чтобы сменить страну проживания? Нет ответа. В данный момент я уже хочу домой. Может  быть я приеду домой – и через неделю захочу обратно, я не знаю. Время покажет...