Космический берег

Антон Данилец
Статья так же готовилась для журнала DISCOVERY, но опубликована не была

Эти места обладают непреодолимой притягательной силой. Они не отличаются благодатным климатом, и добраться до них – большая проблема, но – волею судеб, именно они оказались ближе всего к Недоступному и Загадочному Космосу.
Поэтому, когда мне выпала возможность поехать к одному и этих немногих  «космических берегов Земли», я размышлял недолго.
Командировочные, билет, вагон, 17 часов в дороге и я выхожу из поезда «Санкт-Петербург – Архангельск» на небольшой станции «Плесецкая». Из окна вагона она кажется мне какой-то  особенно провинциальной. Не скажу, что я ожидал чего-то особенное, но все же… Состав остановился и за секунды картина станции изменилась – на перрон выдвинулись пассажиры. Их было много, я бы сказал до половины из тех, кто ехал этим поездом. Много военных, несильно разбавленных «штатскими». Все они деловито и быстро рассаживались в автомобили и автобусы.  Я понимаю – конечная пункт путешествия этих людей этих людей Первый Государственный испытательный космодром Министерства обороны Российской Федерации (1-й ГИК МО РФ).
Мне тоже туда.
НЕМНОГО ИСТОРИИ…
Когда-то это место на Севере России, в глубинке архангельской тайги было очень секретным. Местные жители называли его просто «КОСМОДРОМ», но мало кто из них мог подойти к нему близко. Любопытные могли увидеть лишь суровые блок-посты, километры колючки, вышки охраны. Догадывались они и о существовании многочисленных хитроумных  систем слежения и контроля. Достаточно часто, небо в этом «секторе» поражало «аборигенов» атмосферными феноменами, загадочными «сполохами», иногда на землю падали странные предметы. Но местные, «от греха подальше», предпочитали списывать эти явления на чудачества «залетных» инопланетян. Так, даже относительно далекий от этих мест Петрозаводск стал местом паломничества доморощенных «уфологов».
В СССР умели создавать и поддерживать режим полной секретности, так и Плесецк стал практически «полюсом недоступности».


Досье DISCOVERY
Решение о создании Первого Государственного испытательного космодрома Министерства обороны Российской Федерации (космодром «Плесецк») было принято в далеком 1957  г. прошлого века. Его первоначальное наименование «объект «Ангара». Цель - развертывание крупного соединение межконтинентальных баллистических ракет.

Разработчики определили дислокацию стартовых комплексов объекта на берегу реки Емца, в небольшом удалении от железнодорожной станции, ведь тогда крупногабаритные блоки мощных ракет могли доставляться только по железной дороге.
Объекты стратегической обороны строились тогда быстро и качественно, поэтому уже в декабре 1959 г. первая стартовая установка «Ангары» была принята в эксплуатацию. Вскоре определился и «космический уклон» этого сверхсекретного сооружения  В январе 1963 года на полигоне открылось «Управление по испытаниям космических аппаратов, ракет-носителей и стартовых комплексов для проведения космических исследований», а 17 марта 1966 года состоялся и первый запуск космического аппарата.  Это был спутник  «Космос — 112» выведенный на орбиту ракетой-носителем «Восток».
В общем, за три последующих десятилетия космических пусков хватило уже для вывода на орбиту почти 2 тысяч спутников различного назначения.
Так «Плесецк» стал самым «рабочим»  космическим портом Земли. Его монтажно-испытательные комплексы и «стартовые столы» дали путёвку в жизнь 40% всех космических аппаратов, среди них были и 60% отечественных автоматических спутников.
КОСМОДРОМ СЕГОДНЯ

Современный «Плесецк», хоть и не снял своей «военной униформы», но стал более отрытым и гостеприимным. Указ Бориса Ельцина от 11 ноября 1994 года, дал импульс «политике открытых дверей». Конечно, «зона особой секретности» не могла в одночасье стать «открытым обществом», но теперь мы знаем о космодроме значительно больше. 
Итак, космодром «Плесецк» раскинулся на немалой территории в 1762 кв. км. (для сравнения – суперсовременный Космодром «Восточный», строительство которого началось в этом году должен «уместиться на площадке «всего лишь в 80 кв. км.).
 Огромная территория позволяла делать мощнейший научно-производственный комплекс монтажно-испытательных корпусов (МИКов), насыщенный коммуникациями, линиями связи и электропередач, обслуживаемое тысячами специалистов относительно «незаметным». Ведь излишнее любопытство может помешать проведению летно-конструкторских испытания ракетно-космических комплексов и оценке их летно-технических характеристик.
Смысл существования этой весьма дорогостоящей инфраструктуры - полный цикл подготовки и запуска космических аппаратов и ракет-носителей космического назначения «Молния-М», «Союз-У», «Циклон-3» и «Космос-3М».
Космические аппараты, запускаемые из Плесецка - полноправные участники более двух десятков национальных и международных космических программ.
Да, здесь на космодроме спутники считают живыми и заботятся о них соответственно. Ведь на орбите им предстоит обеспечить Россию и многие другие страны связью, навигацией, метеопрогнозы. Они должны укрепить международное доверие проконтролировав полноту и своевременность исполнения международных договоров, в том числе по ОСВ, исследовать околоземное пространство, природные ресурсы земли и Мирового океана, осуществить экологический мониторинг, обеспечить телефонию и трансляцию телепрограмм, сообщить спасателям об аварийных судах и самолетах, очагах лесных пожаров, наводнений и других стихийных бедствиями. Некоторые «земные посланцы» становятся летающими заводами-лабораториями, где производятся уникальные медицинские препараты, дающие людям надежду на жизнь и здоровье, развивают перспективные технологии будущего.
Ну, как же ещё можно относиться к таким молодцам?
Итак, сегодня некоторые из «семи печатей» секретности сняты, наконец, с российской космической гавани. Космодром перестал быть «полюсом недоступности» и теперь мы можем спокойно «посидеть на самом бережку космического океана».
МОНТАЖНО-ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ КОРПУС

Приехать на космодром и не наблюдать космический пуска – было бы странным решением. Поэтому, отправляясь в свой вояж, я ознакомился с ближайшим «космическим расписанием», благо с него также снят режим секретности.
На сайте Российского Космического агентства было указано, что ближайший «пуск» состоится 8 сентября. Это устраивало меня в полной мере. Ведь у меня оставалась еще целая неделя – время достаточное для того чтобы ознакомиться с работой космодрома подробнее.
Предположить, что меня пустят в МИК, прямо к ракете и спутникам, пришлось отбросить. Зато возможностей переговорить с людьми, которые практически ежедневно работают там было много. Эти беседы во многом измели мое представление о работе современных покорителей Космоса. Думаю, они будут интересны и моим читателям.
Космодром работает давно и очень интенсивно.
Наверное, потому, для людей, занимающихся подготовкой космических пусков, загадочное и романтическое действо  подготовки очередного «космического визитера» стало просто работой, обыкновенной профессиональной рутиной. Со стороны это выглядит странно, но видимо, без такой «привычки» работать на высочайшем уровне требовании к качеству и надежности «изделий» просто невозможно.
Опыт работы, иногда курьезный, а иногда и трагический, заставил продумать специалистов строжайший регламент работы, отступить от которого хотя бы на ангстрем – недопустимо. И регламент этот охватывает все этапы продолжительного пускового цикла. Космодром отвечает за «изделие» с момента его доставки на территорию полигона.
Здесь ступени ракеты-носителя, спутники, обтекатели, множество другой аппаратуры, тщательно упакованных и охраняемых, изготовленных на многих заводах-изготовителях сходятся е единой точке – одному из космодромных МИКов.
В моем случае – монтажники имели дело с ракетой конверсионной, то есть бывшей военной баллистической ракетой. Её не строили «с нуля», а история для непосвященных осталась неизвестной. Возможно, она стояла на «боевом дежурстве», может, хранилась на секретном военном складе, но, скорее всего  – это сборный «коктейль» из тех и других блоков.

Досье DISCOVERY
Ракета-носитель «Ро;кот» (индекс ГУКОС — 14А05) — жидкостная трёхступенчатая ракета-носитель легкого класса.
Проект - Центра имени Хруничева. База -  межконтинентальной баллистической ракеты УР-100Н УТТХ (по, по классификации НАТО — SS-19 mod.2 «Stiletto»). 

В процессе приемки этих агрегатов, Космодром предусмотрен первый цикл испытаний – приемочные.
Когда комплектация закончена – можно приступать к подготовке запуска. Разрозненные блоки собираются в рабочие агрегаты и постепенно выстраиваются в привычный нам ракетный корпус из нескольких «ступеней». «Верхушка» ракеты увенчивается «полезным грузом» - космическими аппаратами и укрывают их коническим обтекателем.
Традиционно, еще с королевской «семерки» советские, а затем и российские ракеты, собираются «лежа». «Западный» опыт «стоячей» сборки не мог бы прижиться у нас. Климат на всех Космодромах, которые используются нашими соотечественниками, Байконур, Плесецк, Капустин Яр, заставляет «пригибаться», прятаться от непогоды – ветра, дождя, снега.
Возможно новый Российский Космодром «Восточный» будет в этом плане более благоприятен, но пока «лежачая технология» господствует в нашей космонавтике.
Процесс сборки ракеты так же сопровождается испытательным циклом каждого из компонентов «изделия», а затем всей «сборки» в целом. Насыщенность контрольно-испытательной аппаратуры при этом весьма высока. Тут имеются стенды, которые могут охладить или нагреть ракету, поднять в баках высоченное давление (как говорят – провести «опрессовку»), трясти, испытывать на разрыв (для этого имеется вибростенд), ракету «тянут», «мнут», имитируя продольную и вертикальную нагрузку, похожую на ту которая «надавит» на ракету во время старта. Испытатели даже специально имитируют и отказы различных системы, для того чтобы определить «запас надежности».
Так что описанная мной выше «рутина» - скорее не привычка, а необходимость жесткого установления сквозного, досконального контроля. Испытания - процедура. долгая и сложная, но в ней нельзя упустить ни одного, самого мелкого этапа, а для этого надо быть «немного педантом».
Но такие испытания еще и опасная для жизни работа, требующая от человека высочайшего самообладания. Недаром испытательные корпуса разнесены по Космодрому на большие расстояния, так что если где-то случится авария, другие испытательные комплексы не пострадают.
Итак, мы видим, что специалисту монтажно-испытального комплекса приходиться быть «всегда готовым к смертельному риску педантом» - сочетание качеств необычное, и я бы сказал – редкое. И, видимо, именно его наличие дает описанный мною выше эффект «рутины» в их работе.

РАКЕТА «К СТОЛУ»

Итак, из МИКа выходит, готовая к пуску «сборка», влачившая в себя ракету-носитель, «полезный груз», укрепленный в головной части и защищенный обтекателем (в нашем случае – комплект из 3-х спутников). Эта сборка передается космодромным транспортникам, которые должны доставить и установить ее непосредственно на стартовой позиции.
Мы уже говорили о разветвленной инфраструктуре Космодрома. Так вот – значительную её часть составляет именно транспортные системы. «Сборки» в Плесецке возят по рельсам на специальных платформах – транспортно-подъемных агрегатах.
Железнодорожный способ характерен для российских Космодромов, в отличие от США, где для этих целей приспособлены колесные и гусеничные транспортеры. Впрочем, на скорость перемещения «груза» способ доставки, скорость передвижения не меняется и составляет в среднем 5 км/ч. (снаряженный «Шатлл» в США  «едет» на своем транспортере и того медленнее – всего лишь 1 км./ч).
 Так что сопровождающие, вполне могут поспеть за этим кортежем пешком.
Транспортники медленно, но верно доставили «сборку» к месту осуществления пуска, теперь её установят на стартовой позиции – образно говоря – «подадут к столу».
Вообще называть стартовую позицию – столом, не вполне корректно. Но это название прочно вошло как в лексикон космодромного персонала, так и широкой публики, следящей за успехами космической отрасли. Откуда взялось это понятие – мне неизвестно, но данное лексическое изыскание и не входит в задачи этого повествования.
Итак, транспортно-подъемный агрегат  приводит «сборку» в вертикальное положение и устанавливает на «стартовом столе».
Конструкция стартовой позиции достаточно интересна. Мы можем представить ее наиболее наглядно, потому что события космических стартов, которые мы видим в кинохрониках, в наибольшей степени, происходят именно здесь.
На «столе» ракета переходит в введенье «пускового расчета».. Её специальными приводами сдвигают к центру позиции, где её ласково и нажжено захватывают «фермы-опоры». Они разработаны и сделаны так, чтобы ракета могла свободно «висеть» в них под тяжестью своего веса.  При старте же, тяга двигателей превосходит вес ракеты, а опоры просто «разведутся» на манер питерских разводных мостов под действием противовесов.
Конверсионная ракета «Рокот» не велика, поэтому и дополнительные «фермы обслуживания» для нее не производят впечатление гигантов, обеспечивающих пилотируемы запуски «Союзов», но все необходимы для старта атрибуты есть и здесь. Ведь ракете требуется электропитание, информационный обмен с центром управления, топливо.

Досье DISCOVERY
Топливо в ступенях ракеты носителя «Рокот» - несимметричный диметилгидразин (НДМГ) и азотный тетраоксид (АТ).

Топливо в современных российских ракетах достаточно сложное, многокомпонентное и высокотоксичное. Этот фактор значительно усложняет и удорожает пуки. Именно поэтому для новой ракеты-носителя «Русь», которая будет стартовать с Космодрома «Восточный» предусмотрено новое, экологически чистое, безопасное топливо.
Сейчас же, уже после заправки, на стартовой позиции «сборка» проходит свое последнее перед стартом «процедурное» испытание. Проще говоря, «пусковой расчет» имитирует все стартовые действия. Не осуществляется пока, только запуск маршевых двигателей.

ОБРАТНЫЙ ОТСЧЕТ

Так, постепенно, приближался день старта. И вот он наступил.
Надо сказать, что военная специфика Плесецка, сказалась на возможности посмотреть это кульминационное действие все проделанной работы. Укрытие наблюдательного пункта по военному лаконично и предельно просто. Участники события деловиты, сосредоточены.
Процедура старта, оказывается очень похожа на то описание, которое мы видели в кинохронике или художественных фильмах (таких как моё любимое с детства «Укрощение огня»). Разве что «обратный отсчет» и набор команд предполетного регламента звучит не столь величественно, как в кино. И вообще – все как-то быстро и очень обыденно.
Звучит команда «Пуск» - стартовая позиция и наблюдательный пункт в мгновенье преображаются. Ракета медленно «ползет» вверх и на миг застывает на столбе огня..
В моей голове проносятся некоторые сведенья о запусках этих ракет, полученных совсем недавно. Припоминаю - первый пуск конверсионного ракеты-носителя «Рокот» с разгонным блоком «Бриз-КМ» (точно такая как сейчас стартует у меня на глазах)из Плесецка состоялся 16.05.2000 г.

Досье DISCOVERY
Стартовая масса ракеты-носителя «Рокот» составляет 107,5 тонн, длина — 29,15 метра, максимальный диаметр — 2,5 метра (ГО 2,5х2,62). Позволяет выводить до 1950 килограммов полезной нагрузки (при использовании РБ «Бриз-КМ») на круговую орбиту высотой 200 км наклонением 63° с космодрома Плесецк.

Через 5 лет  8 октября 2005 г. случилась первая неудача. Запуская спутник «Криосат» не отделился разгонный блок. Части ракеты упали в Северный Ледовитый океан уже где-то «за полюсом», ближе к арктическому побережью Канады. Проблема заключалась в каком-то незначительном компьютерном сбое.
Все это вспоминается действительно, очень быстро. Ведь в следующий миг, ракета начинает уверенный «штатный подъем.
Далее, следуют короткие доклады о параметрах старта, хронометраже полета.
Ракета, в отличие от спутников, поднятых ею на орбиту, делает свою работу быстро, какие-то минуты, может десятки минут (в зависимости от типа миссии и самой ракеты). Уже в 7.32 московского времени ракета «Рокот» взята на сопровождение средствами Главного испытательного центра испытаний и управления космическими средствами им. Титова, а в 9.14 проходит доклад, что выход на расчетную орбиту блока космических аппаратов военного назначения серии «Космос» и космический аппарат (КА) «Гонец-М» прошел успешно.
Чуть позже на ленты информационных агентств ляжет короткое сообщение за подписью пресс-секретаря управления пресс-службы и информации Министерства обороны РФ по Военно-Космическим силам Алексея Золотухина: «Конверсионная ракета-носитель «Рокот» с тремя космическими аппаратами в среду стартовала с космодрома Плесецк. Старт ракеты-носителя прошел в штатном режиме», — сказал он.
Два «военных» спутника после выведения космическим аппаратов на орбиту получили порядковые номера «Космос-2467» и «Космос-2468».
Их гражданский коллега – спутник связи «Гонец – М». Космический аппарат этого типа «занимается» организацией связи. Он передает в том числе массивы данных «электронной почты», которыми мы пользуемся ежедневно, возможно даже в этот самый момент При этом он способен регистрировать поступившие сообщения в бортовом запоминающем устройстве, для того чтобы сохранить их и передать пользователю в нужный момент (мало ли кто-то отдыхал или был в рабочей поездке и не имел доступа к компьютеру).
Этот «мудреный» спутник заодно обеспечивает связь абонентов, «общей зоны радиовидимости», передаёт телексные и факсимильные сообщения, «держит контакт» с пользователями GPS/ГЛОНАСС.
Не забывает он и о задачах орбитального мониторинга - собирает данные с датчиков охранной и пожарной сигнализации, ведет экологический контроль в диапазонах частот 0,3—0,4 гигагерца и 0,2—0,3 гигагерца
Что же – теперь и у меня есть свой «космический друг», за судьбой и успехами которого, я буду следить очень внимательно