***

Сергей Шмойлов
                Люди из пробирки и их покровители.

               

Сотворение мира.

       О, сколько нам ошибок трудных
                Готовит просвещенья дух.
                И опыт – сын ошибок трудных,
                И гений – парадоксов друг.
       А если говорить по-простому: очень многие открытия, сделанные людьми, совершаются ими совершенно случайно. Мог ли мечтать микробиолог Анатолий Смирнов, что сделанное им открытие – относительно происхождения жизни во Вселенной, - само придет к нему в руки? И прославит не только его, но и всех членов его семьи.
       Все началось с того, что – поздно вечером, - глава семейства стоял вместе со своей женой, Светланой, на балконе и, глядя в звездное небо, рассуждал об основах мироздания.
В, частности, о происхождении человека.
       _Можно ли было представить, - говорил он, - что какие-то одноклеточные организмы сначала разовьются в многоклеточные, а потом вообще, станут нами, людьми. Это же парадокс; который ну никак нельзя объяснять только теорией эволюции. Ведь практика показывает: ни одной обезьяне, в действительности, не переродиться в настоящего человека. Значит, в появлении нас, людей, есть какой-то Божественный замысел? Или мы возникли лишь благодаря удачному стечению обстоятельств?.. Эх, хотел бы я знать!..
       _Смотри: видишь – звезда падает? – попыталась Светлана отвлечь мужа от возвышенных мыслей, показав на мерцающую вдалеке точку. – Скорее, загадывай желание.
       Решил было Анатолий прочитать ей лекцию насчет того, что падающих звезд не бывает; это раскаляются метеориты, при проходе через земную атмосферу. Да не успел: камень, размером с кулак, врезался в стену их дома и отскочил, прямо к ним на балкон.
Сильно напугав Светлану и сильно обрадовав ее супруга.
       _Эврика! – закричал микробиолог, словно древнегреческий мыслитель. – Эврика!.. Вот он, долгожданный дар небес!
       Причина для радости у него была весьма основательная. Ведь, по существующей гипотезе, благодаря метеоритам формы жизни могли перемещаться с одной планеты на другую. Чтобы пойти там по отдельному пути развития. Не случайно поэтому каждый космический посланец брался на учет ученым миром, становясь объектом пристального изучения.
       Анатолий бережно положил столь ценную для него находку в стеклянную чашку. Потом жена его, по его просьбе, налила туда куриного бульона, - для питания  - возможно, находящихся на камне – микроорганизмов. И этим дело не закончилось. Вопреки желанию Смирновых-старших.
       Ведь еще были Смирновы-младшие. Дочь Виктория, - учащаяся старших классов. Сын Коля, - недавно только начавший ходить в школу. И полуторагодовалый Никитка, - всеобщий любимец и озорник.
       Вычитала где-то Виктория, что для успешного развития кого или чего-либо, полезно подопытному давать слушать классическую музыку. Включит, бывало, возле самой чашки Баха или Моцарта, рассчитывая на благоприятный эффект. Хотя самой-то ей слушание классики удовольствия совершенно не доставляло. Тогда она – в отсутствии родителей, - врубала какой-нибудь рок, на всю квартиру, и по себе понимала, что, на самом деле, всем должно было нравиться.
       Брат ее, Коля, обычно долго просиживал над отцовским микроскопом. Горя в нетерпении первым обнаружить  на камне маленьких чудовищ. Уж все делал он, для их появления: и бульон подливал, и температуру поддерживал, - под руководством главы семейства. Даже иногда – от себя, - добавлял в чашку чуть-чуть компота или сладкой газировки. Все было бесполезно.
       А сколько слов он высказал, за время своего высиживания!..
       Как-то Смирнов-старший не выдержал и пригласил в гости своего знакомого телемастера. Вывел тот изображение с микроскопа на телевизор, установил возле камня чувствительный микрофон, - для обнаружения подозрительных звуков, - и теперь можно было следить за вероятным процессом, не отвлекаясь от домашних занятий.
       Ах, да: был ведь еще Никитка.…Так тот любил, - оставаясь без присмотра, - залазить на стул, - подбираясь к чашке, стоявшей на столе. И трогать камень пальцем; по-своему принимая участие в семейном эксперименте.
       Тут надо признать: совместными усилиями добились-таки Смирновы однажды
успешного результата.
       Включили они одним вечером телевизор, а там, на экране, какие-то гуманоиды!.. Не люди, не птицы, - но что-то среднее между ними. Тело, по строению, было у них  человеческое, - покрытое короткими перьями; с куриными головами. Стояли эти инопланетяне на месте и не знали, куда обратить им свой взор.
       Не знали и Смирновы, как обращаться им с питомцами своими.
       Не знали все, за исключением Николая. Давно мечтавшим вступить с пришельцами в контакт.
       _Привет, марсиане! – торжественно выкрикнул он, нисколько не сомневаясь в том, что те его поймут.
       Отец его был несколько иного мнения, и относительно происхождения пришельцев, и их способности к членораздельной речи. Спорить с сыном микробиолог, все-таки, не стал; его сейчас волновало вот что.
       _Если мы были создателями этих существ, по чистой случайности, - принялся вслух рассуждать Анатолий, - верно ли тогда мое предположение, что и нас, людей, кто-то создал совершенно случайно?..
       За этой дискуссией никто и не заметил, как Никитка подобрался к камню и уже занес над ним свою карающую руку.
       Общий крик ужаса, изданный инопланетянами и хорошо переданный чутким микрофоном, быстро привел семью Смирновых в чувство.
       Едва Светлана успела  оддернуть сына в сторону, - спася целый мир от неминуемого уничтожения. Да, именно тогда-то всем стало ясно, что разум у пришельцев был, поскольку ведали они, что им только что грозило.
       Включила Вика инопланетянам классическую музыку, пытаясь хоть немного успокоить их.
       _Так: значит, я нашел неземную форму жизни, - продолжил рассуждение глава семейства, в прежней своей озабоченности. - Жена – позволила ей возродиться. Дочь и старший сын – окружили ее своей заботой. Вот если бы могли сказать эти существа, что значим мы для них, - то было бы прекрасно!..
       Переглянулись вдруг инопланетяне…Да неужели они поняли его слова?
       _Перед нами – наши боги, - сказали они, на чистейшем человеческом языке, - а мы перед ними стоим голые!
       И ринулись кто куда… Появившись снова перед ошарашенными Смирновыми, уже прикрытые какими-то одеяниями.
       _Выходит, считаете вы нас своими богами? – переспросил их растерянный микробиолог.
       ¬ ¬_ ¬Конечно, - сказали в ответ ему пришельцы. – Или всемогущий бог не знает, кто он есть?
       Ну почему же: и Смирнов-отец, и его жена, и их дети – все они были уважаемые люди… А, впрочем, что ученый морочил голову пришельцам? Да, - они, Смирновы, были их Творцами.
       И, в любом случае, обязаны были они, их создатели, впредь вести себя перед инопланетянами осмотрительно. Чтобы однажды каким-нибудь поступком не подорвать у представителей неземной цивилизации доверие к себе, и не заставить думать их о человечестве в целом плохо.

Наука и религия.

       Умение инопланетян говорить по-человечески объяснялось очень просто: для познания языка им хватило усвоить словарный запас Коли, - когда тот занимался их выращиванием. Да; очевидно, они уже с самого начала обладали какими-то врожденными свойствами. В том числе, имея тягу к различным познаниям.
       Возвели они у себя, в своем маленьком мирке, храмы: богу-отцу, богу-матери, богу-дочери и богу-сыну. Даже Грозному богу Никитке построили пришельцы храм. Где молились не о  его покровительстве им, а о том, чтобы он их – хотя бы - не трогал.
       Не понравилось ученому микробиологу такое преклонение пришельцев перед ними, людьми. Конечно, люди на протяжении своей истории тоже, в объяснении окружающего их мира, прибегали к религии. Но они-то, Смирновы, не деспоты ведь какие-нибудь, пользующиеся своим положением; пусть инопланетяне думают об устройстве Вселенной и законах жизни исходя из того, что уже известно современной науке.
       Что Анатолий и предложил им делать, опираясь на чистые знания.
       _Тогда чем ты можешь объяснить появление вас, людей, при разнообразии растений и животных на вашей планете? – спросили его пришельцы.
       Мутацией, - ответил им Смирнов-старший. Если даже современный человек получился из обезьяноподобного предка, путем развития его ума, - здесь все равно не обошлось без воздействия солнечной радиации, магнитных полей и прочих космических факторов. Если бы Смирновы не ставили свой научно обоснованный эксперимент, ни за что бы им, пришельцам, не зародиться на камне, самим по себе.
       Познать законы природы – значит, познать самих себя.
       Расстроились инопланетяне, удрученные своим столь прагматичным происхождением… Увидела грусть их Виктория и включила тогда им бодрящую музыку, для поднятия настроения. А, узнав, в чем дело, рассмеялась.
       _Вас бы не было сейчас в том виде, в каком вы есть, не будь у нас хоть немного фантазии, - сказала она инопланетянам. – Нам, людям, не пришлось бы совершать свои открытия, если бы мы не могли придумывать их заранее в своем воображении. Еще до полетов в космос люди узнали, что Земля наша круглая. Да и сами полеты были бы невозможны, не мечтай мы, люди, подняться в небо.
       _Хорошо, - согласились пришельцы, - но что тебе подсказывает воображение относительно жизни вокруг?
       _Все в природе гармонично, потому что все находится в почти неизменном равновесии, - ответила им Виктория. – Каждому действию есть противодействие. Против тьмы есть свет; существование всего живого на Земле зависит от источников пропитания на ней. И разве не избавила я вас от печали, попытавшись развеселить вас?
       Инопланетян такое объяснение не совсем устроило.
       _Так в чем же, все-таки, ваше – людей, - и наше предназначение? – спросили они.
      _Не знаю, - честно им призналась Вика. – Быть может, мы, разумные существа,  живем в противовес тех мест, где подобных нам нет. Есть ведь планеты в Солнечной системе – вроде Меркурия и Венеры, - где мы, например, люди не можем  находиться.
       Брат ее Коля, напротив, был просто уверен в том, что космос заполонен обитаемыми планетами. И различные звездолеты практически постоянно бороздили просторы Вселенной.
       _В газетах пишут и по телевидению рассказывают, что инопланетяне самого разного вида с давних пор посещают нашу Землю. Мы вас вовсе не создавали; вы к нам прибыли в спящем состоянии, а мы вас всего лишь разбудили, - сообщил он пришельцам. – Я в какой-то книжке вычитал, что даже мы, люди, родом с Марса. Когда там исчезли вода и воздух, и жить там стало невозможно, - переселились тогда марсиане сюда. Однако в спешном бегстве утратили они свои технологии, и мы, люди, вынуждены теперь создавать известные им изобретения заново.
       _Тогда ты, может, поведаешь, к чему все, в таком случае, стремятся? – попросили его пришельцы.
       _К захвату территорий, - был ответ Коли. – Дело даже не в том, что кому-то стало у себя мало места. Это различные цивилизации соревнуются друг с другом, кто умнее и приспособленнее. Где жить по нормальному нельзя, там гуманоиды строят подземные города, ходят в скафандрах. Или посылают на какую-нибудь планету роботов. Главное: поставить неуправляемый космос - всех этих дур-звезд и всякие там черные дыры, - под свой контроль, и все. Останется потом только радоваться своему успеху.
       Расстроились опять инопланетяне, завидуя техническому превосходству людей над ними. И начали крушить прежние языческие храмы, - возводя вместо них мастерские и Академии наук.
       Увидела Светлана, как пришельцы резко принялись перестраивать свой быт, - и удивилась. Нет; нельзя было – по ее мнению, - им было совсем утрачивать веру. Ведь, при невозможности познать что-либо, легко усомниться в собственных силах. Так что даже они, люди, делая свои открытия, по-прежнему веруют в свое божественное предназначение.
       _Может, далеко не случайно вы оказались у нас? – предположила Светлана. – Может, так оно было угодно Богу?.. Который, все-таки, есть.
       Усомнились инопланетяне, что религия вообще может кого-либо привести к истине. И тогда Светлана вкратце пересказала им библейскую историю о сотворении мира, явлении людям пророков и Исуса Христа, - говоривших от имени Творца.
       _Наша вера учит нас относиться добрее друг к другу, - сказала она, - и стремиться постоянно к чему-то лучшему. Именно вера в лучшее позволяет нам думать, что мы все делаем правильно. И именно вера в добро позволяет нам, людям, дружелюбно относиться не только к самим себе, но и к представителям иных цивилизаций; вроде вас. Как это хорошо! – всем жить в мире…
       Это все были мнения старших членов семьи. Инопланетяне даже уже хотели было ласково заговорить с Никиткой, - рассчитывая сделать для себя вывод из его поведения, - да быстро пожалели о своем намерении. Карапуз, как обычно, полез трогать камень, и только общий строгий окрик, усиленный микрофоном, отпугнул его.
       Итак, узнали пришельцы теперь все, что им требовалось для дальнейшего существования.
       Не перестали они, после проведенных бесед, уважать своих человеческих покровителей. Просто чтил их маленький народец теперь уже не как богов, а как гениев.
       Статуи гения-отца пришельцы устанавливали в Академиях наук, гения-дочери – в школах искусств. Изображения гения-сына(старшего) размещали они в своих мастерских, а гения-матери – в больницах, приютах и прочих подобных учреждениях. Даже у грозного Никитки имелись здесь свои поклонники, из числа бунтарей.
       _ Похоже, к сегодняшнему дню у вас уже сформировался новый взгляд на жизнь, – предположил  Анатолий, с интересом наблюдая за проводившимися инопланетянами преобразованиями.
       _Все в мире происходит точно также, как и в вашей семье, - заявили ему те. -  Вы ссоритесь, но одновременно и живете в согласии друг с другом. И вокруг все, с одной стороны, подчиняется определенным законам, - что очень разумно; а, с другой стороны, опять же все подвержено изменениям, вопреки этим законам, - что тоже свидетельствует о наличии разума. И мы, и вы, люди, ограничены в своих возможностях, но – все равно, - и мы, и вы всегда стараемся преодолеть стоящие у нас на пути преграды. Отдельный

 наших народов не свободен в сообществе подобных себе, и, тем не менее, лишь благодаря помощи других он может осуществлять свои желания. Да, именно так: каждый наделен свободой действий, при отсутствии таковой. И когда все будут учитывать это правило, состоящее из противоречий, только тогда можно будет прийти к всемирному согласию.
       Понравилось микробиологу их столь мудрое заключение… Правда, показалось ему, что объединение совершенно разных выводов в одно целое может привести, в итоге, к путанице, но никак не к достижению истины.
       _А нам и неважно, правильно мы думаем или нет, - ответили ему инопланетяне. – Нас устраивает такое воззрение, и мы будем жить вместе с ним.
       Хорошо; пусть же они живут себе. Кто бы возражал?..



Путь к человеку.


       Не мог Анатолий держать пришельцев у себя дома долго; не терпелось ему поскорее показать их своим коллегам. И отнес он тогда столь ценный для науки камень к себе на работу.
       Наступил теперь черед удивляться другим уже ученым. Ведь это же чудо: видеть настоящих инопланетян, да еще невредимых, после космического перелета!.. Им даже дали название «вне-су», от сокращенного определения: внеземные существа.
       Ученых волновал вот какой вопрос: как пришельцы сумели перенести странствие по просторам Вселенной, не имея защитных приспособлений?.. Не считая, конечно, того, что они пребывали в инкубационном состоянии.
       И попросили ученые у инопланетян разрешения провести с ними ряд экспериментов, для прояснения их физических данных. Что ж, «для науки» те всегда были готовы постараться.
       Какие только опыты после этого люди не проводили с ними!.. Подвергали их воздействию высоких и низких температур, облучали, погружали в абсолютный вакуум. Инопланетяне все терпели, не слишком страдая от всего этого. Терпели, пока дело не дошло до погружения их в кислоту и проведения опытов с регенерацией.