***

Сергей Шмойлов
                Константин-счастливчик.

Посвящается Г.Х.Андерсену

       Жил-был на свете один весьма преуспевающий делец, банкир, по имени Константин. Не то, чтобы дела его всегда были успешны; просто получалось так, что жизнь ему доставляла больше удовольствий, чем неприятностей.
       О чем еще мог мечтать человек его положения?.. С молодых лет он начал сколачивать свое состояние. И, начав карьеру с самого низшего банковского служащего, к зрелым годам уже заимел  собственный банк, с филиалами по всей стране и множеством подчиненных ему клерков.
       Конечно же, Константин был очень счастливым человеком. Весьма удачливым.
       И был у Константина один товарищ, тоже банкир, по имени Аврелий. Точнее, не совсем товарищ; даже совсем не товарищ. Константин и Аврелий всего лишь когда-то учились вместе. Так вот, дела Аврелия до поры до времени тоже шли благополучно. Но, видимо, у каждого человека есть своя судьба. Обанкротился вдруг приятель, разорился на денежных операциях, хотя ничто ранее не могло предвещать о грядущем для него несчастии.
       Задумался после этого Константин, может ли он сам все предусмотреть, чтобы не оказаться в подобной ситуации?..
       Однажды стоял он перед зеркалом, собираясь навестить свой банк, прихорашивался и заодно размышлял о том, что ждало его сегодня.
       Что он мог предпринять, чтобы избавить себя от возможной беды? Наградить ли своих подчиненных за хорошую работу или, наоборот, наказать особо нерадивых служащих для устрашения прочих? Дать ли взятку государственному чиновнику, дабы он загодя предупредил об издании неблагоприятного закона? Унизиться и обращаться за советами к другим банкирам, пока не лишившимся своих имуществ?
       Если все нельзя было предусмотреть, то от чего или кого зависело положение любого человека?..
        Как вдруг причесывавшийся было Константин от испуга выронил расческу из своих рук.
       Изображение его в зеркале сделало ему какой-то знак, говоривший об его, изображении, самостоятельном существовании.
       _Ты кто? – спросил его удивленный банкир.
       _Констант, - представилось этот некто, - твой ангел-хранитель. Мы, ангелы-хранители иногда являемся людям в таком зеркальном образе, когда они набираются смелости критично отнестись к себе.
       Константин провел рукой по лицу. Разве он спал и видел некий сон?
       _Да, я видение твое, но вполне реальное, - ответил Констант. – Ты сам вызвал меня к себе.
       Удивительно… Если все было явью, неплохо бы было получить банкиру ответ на тревоживший его вопрос.
       _Пойдем со мной. Я покажу тебе свой мир и поясню, от чего зависит жизнь каждого живущего на земле, - предложил Констант, протянув руку через стекло.
       Не пристало бы Константину подвергать себя опасности, но, с другой стороны, без риска он не решал ни одного своего дела. Взялся за протянутую ладонь – и вмиг очутился где-то там, в неизвестности.
       Обернулся было назад – и увидел себя, замершего, за стеклянным оконцем.
       _ Там осталось твое смертное тело. Нам, духам, оно ни к чему, - объяснил его напарник.
       Запарили они вдвоем, в какой-то прозрачной голубой дымке, среди других порхавших ангелов.
       _Иная обстановка нам совершенно не нужна, ибо взоры наши постоянно устремлены в сторону опекаемых нами людей, - сказал Констант. – А вот и то, что ты хотел узнать.
      И что же увидел Константин? В разных местах эйфоричной обители находились какие-то урны, из которых стоявшие к ним в очередях ангелы тянули какие-то бумажки.
       _Количество благ на земле порой ограничено, и зачастую люди могут получить их только за счет других людей. Поэтому здесь, у себя, мы устроили своеобразную лотерею, - поведал Констант. – И я тебе тоже иногда вытаскивал несчастливый билет.
       _Но разве, взяв один, ты не мог прихватить второй, третий?.. – спросил Константин.
       Его хранитель покачал головой. У них, ангелов, вести себя так было не принято.
       Вернул он банкира в его земную оболочку…
       День тот не сулил Константину ничего хорошего. Сразу несколько бед свалилось на его голову.
       Сначала ему доложили о бегстве одного из управляющих, с большой суммой денег. Затем продажный чиновник сообщил о создании государственной комиссии для проверки состояния финансовых организаций; а бумаги банкира были не совсем в полном порядке. Счета его вполне могли быть подвергнуты аресту. Потом пришла весть о пожаре в одном из филиалов его банка.
       _О, Констант, где ты? – взмолился Константин перед огромным зеркалом, висевшим в его кабинете.
       Явившийся на зов ангел ничем не мог утешить расстроенного предпринимателя. Лотерея есть лотерея. Судьба.
       Напрасно Константин уговаривал хранителя вести потусторонние дела точно так же, как и он, Константин, проворачивал свои земные дела. Не желал идти ангел вопреки божественному закону.
       Обругал тогда банкир ангела за плохое исполнение своей главной обязанности… Как вдруг чудная мысль пришла ему в голову.
       Предложил он Константу поменяться временно местами. И, в таком случае, пообещал в дальнейшем никогда не иметь к нему претензий.
       Убоялся Констант обвинения небесным судьей в несоблюдении согласия со своим подопечным. Поддался на уговоры и принял человеческое обличье.
       А Константин, став ангелом, сразу же приступил к решительным действиям.
       Ринувшись к судьбоносным урнам, он вытянул билеты сразу по трем важнейшим вопросам. Не повезло ни по одному из них. Стоявшие сзади него хранители в нетерпении ждали теперь своей очереди, однако Константин ничего никому не собирался так легко уступать.
       _Э, господа хорошие, подождите. Я еще не все сделал, что хотел, - заявил он ангелам.
       И удача пришла к нему. Точнее, к его земной оболочке.
       Управляющего-вора изловили и похищенные им деньги вернули. Государственная комиссия оказалась слепа при проверке его бумаг и не заметила в них весьма серьезных просчетов. Горевшее же здание пострадало от огня гораздо меньше, чем ожидалось.
       С той поры так и повелось; по любому поводу Константин тянул счастливые билеты.
Захотел, скажем, Констант-банкир кофе утром испить, - пожалуйста, счастливый билет! – чтобы напиток не был ни теплым, ни обжигающе горячим. Или спускается Констант по лестнице  в своем офисе, -  опять билет, чтобы – не дай Бог, - не подвернул себе на ступенях ногу.
       Дела новоявленного банкира пошли лучше некуда. Расширил он филиалы своего банка не только у себя в стране, но и начал выводить их в прочие государства.
       А вот банкир Аврелий так и не сумел поправить свое хозяйство. Пустил он свое имущество на распродажу.
       Константин повытягивал, наверное, с десяток счастливых билетов, чтобы банк приятеля на торгах достался именно Константу, причем за очень низкую цену. То-то выгодное дельце, в будущем сулящее высокие прибыли, удалось ему, Константину,
провернуть!
       Аврелий же, увидев, что после распродажи его семья так и не сумела выбраться из нищеты, от отчаяния покончил жизнь свою самоубийством.
       Тогда-то Констант понял, какую непростительную ошибку он совершил, идя на поводу у своего подопечного. Ведь он стал причиной не только гибели человека, но и подставил другого ангела-хранителя!
       Решил Констант предстать перед небесным судом за свою глупость, вопреки уговорам Константина.
       Да не тут-то было; не волен, оказывается, бывший ангел был распорядиться своей жизнью на земле. Захотел банкир-подлец застрелиться, - оружие постоянно давало осечку. Попытался утопиться, - его спасли. Пробовал повеситься, - веревка каждый раз оказывалась непрочной и рвалась. Бросился было вниз с крыши небоскреба, - внизу очень кстати проезжала повозка, набитая мягким тряпьем. Опять не убился.
       Константин приложил немало стараний ради спасения своего бренного тела.
       Вызвал тогда его Констант и потребовал немедленного возвращения его обратно. Тот не стал возражать; он получил и так вполне достаточно для продолжения земной жизни.
       _Смотри: не устрой мне какую-нибудь пакость. От моего положения зависит судьба очень многих людей. Не вздумай подводить если не меня, то хотя бы их, - предупредил Константин ангела-хранителя.
       Ничего не ответил Констант, удалившись прочь от чуждого ему человека.
       День, второй не вдавался он в нужды своего подопечного. На третий день вынужден был-таки вернуться к своим обязанностям. И подошел к заветным урнам.
       Но тут случилась незадача. Архангелы, стоявшие на страже возле урн, не допустили Константа к вытягиванию жребия.
       Оказывается, на одного человека полагалось строго определенное количество выполнимых желаний. Ради соблюдения справедливости.  А получилось, что на одно земное тело – не человека, а именно тело, -  было перебрано билетов удачи аж на три года вперед. Блюстители небесного порядка сочли своим долгом срочно вмешаться в ход проведения судьбоносной лотереи.
       Так Константин-банкир и остался сам по себе, не имея отныне покровителя свыше.
       В последующее время дела его пошли хуже некуда. Как он не старался, каким бы он не был предусмотрительным финансистом, - не сумел в одиночку справиться с выпавшими на его долю напастями. Разорили его власти, конкуренты, собственные служащие и клиенты в пух и в прах.
       В этом  не было совершенно козней со стороны Константа. Было вполне достаточно, что у Константина не было своего ангела-хранителя, а у других людей – были. И очень многие из них желали поправить свое положение за счет зарвавшегося банкира.
       И вот прошло три года, когда наступил-таки для Константина последний судный час.
Лишился за долги он последнего своего банка, с которого начинал когда-то свою головокружительную карьеру. Что ему теперь оставалось делать? Наняться к кому-нибудь на должность рядового клерка? Да кто же ему, известному прохвосту, доверит вести даже самые простые дела?..
       В смятении метался Константин посреди съемной квартиры. С некоторых пор у него уже не было собственного дома.
       _Где ты, Констант? Зачем покинул ты меня? – вскричал отчаявшийся делец, достав из нагрудного кармана маленькое зеркальце.
       Изображение в стекле передало его эмоции, - и больше ничего.
       Уж сколько раз бывший банкир раньше звал на помощь своего хранителя, и все было понапрасну.
       Кто мог избавить его, несчастного банкрота, от дальнейшего, окончательного падения? Внушить ему надежду?.. Увы, никто. Страх  только один за будущее отныне зрел в душе некогда преуспевающего человека. А с таким настроением, действительно, не было ему спасения.
       Опять взглянул Константин в зеркало, пытаясь увидеть в нем светлый ангельский лик.
       По-прежнему там была лишь мерзкая, испуганная рожа.
       Припомнился тогда-то Константину его бывший приятель, Аврелий. Разорил он тогда товарища своего, не помог ему в трудную минуту. Так и ему, Константину, никто никогда не поможет…
       Не случайно конченые люди обычно кончают жизнь свою самоубийством. Вот и Константин решился прервать свое бренное существование.
       Приставил он пистолет к своему виску. В последний раз посмотрел в зеркальце, прощаясь неизвестно с кем.
       Если Констант видел его в этот момент, то наверняка не позаботился бы о том, чтобы оружие его не сработало.
       Как вдруг – произошла осечка. И снова осечка.
       Улыбнулся ему некто в зеркальце.
       От неожиданности выронил Константин и зеркальце, и пистолет из рук своих.
       От падения зеркало не разбилось, а увеличилось в размерах. Вышел из него ангел-хранитель и возложил руку свою на голову падшего человека.
       Потому что истек срок наказания, отведенный свыше этому нечестивцу.
       Упал Константин на колени перед ангелом, повинился за прегрешения свои перед ним.
       Поднял его Констант, не позволил ему вновь упасть на колени. Он уже давно простил своего подопечного, ибо не имел права не прощать.
       _Обещай, что никогда более не покинешь меня, - попросил его Константин.
       Констант опять улыбнулся и кивнул. Конечно же, он обещал.
       Хотя он не был уверен, что воспрянувший духом человек отныне будет использовать его только для благих дел.
       Такой уж удел всех ангелов-хранителей: способствовать счастью людей, в каком бы то ни было виде, и нести с ними крест до конца.

Конец февраля, 2007 года.