Ателье художника. Арена успехов и поражений

Койфман Валерий
Ф. Базиль "В мастерской художника", 1870, д'Орсе    

Арена успехов и поражений. К выставке «Миф ателье. От Шпицвега до Пикассо, от Джакометти до Наумана»
 
 С 31 октября 2012 года в Государственной  галерее Штутгарта (ГГШ) пустует кресло директора. Уроженец Гонконга, английский искусствовед Шон Рэйнбирд (Sean Rainbird) после 6 лет руководства всемирно известным музеем возвращается в «туманный Альбион», чтобы возглавить ирландскую Национальную галерею в Дублине.
Считается, что за период его пребывания в Штутгарте из-за финансовых и структурных проблем музей несколько подрастерял свой блеск и привлекательность, в результате чего в 2011 году здесь было всего 200 тысяч посетителей, тогда как, например, в 2006 году - 412 тысяч.
Это связывают, среди прочего, и с нескончаемыми строительно-ремонтными работами в музее, и неудачей с новой смешанной системой развески картин, в результате чего была разрушена цельность музейной коллекции (ряд признанных шедевров отправился в запасники, уступив место модерну регионального уровня), и с отсутствием выставок, получивших громкий резонанс в художественном мире. Свое будущее ГГШ связывает теперь с новым директором, профессором искусствоведения из Мюнхена 48-летней Кристиной Ланге (Christiane Lange), которая приступит к своим новым обязанностям 1 января 2013 года.
Госпожа Ланге покидает в Мюнхене пост директора одной из самых известных и успешных выставочных площадок Германии, художественной галереи Kunsthalle der Hypo-Kulturstiftung. Она станет первой женщиной  во главе музейного флагмана Баден-Вюртемберга.

Несмотря на такое, довольно драматическое развитие событий, музей продолжает активно работать и оставаться «домом, где живет искусство». Реальным подтверждением этого факта является открытие 27 октября 2012 года Большой земельной выставки «Миф ателье. От Шпицвега до Пикассо, от Джакометти до Наумана» (Gro;e Landesausstellung Baden-W;rttemberg "Mythos Atelier. Von Spitzweg bis Picasso, von Giacometti bis Nauman"), которая продлится до10 февраля 2013 года. Выставка посвящена «святому» для каждого деятеля искусства месту: его творческой мастерской, студии, или, как принято говорить, ателье (от фр. atelier - мастерская).
Коллективу организаторов выставки удалось сделать не просто показ некоего набора произведений искусства на заданную тему. Это первое глубокое и увлекательное визуальное исследование на тему «художник и его ателье», такое же важное и интересное, как, например, общеизвестная тема «художник и его модель». Выставка перекидывает своеобразный мост между полюсами искусства последних 200 лет от художников-романтиков до новейших течений в искусстве. Это позволило раскрыть тему «миф ателье» в увлекательных и часто неожиданных диалогах и сопоставлениях 200 произведений 50 мастеров разных жанров и школ из более полусотни музеев и коллекций Европы и Америки. Наряду с несколькими первоклассными работами из собственной коллекции, в Штутгарте экспонируются также предметы искусства из музеев Лондона, Парижа, Амстердама, Вены, Цюриха, Берна, Барселоны, Нью-Йорка, Вашингтона, Ванкувера, Мюнхена, Гамбурга, Берлина, Дрездена, Карлсруэ, Кельна, Бонна и ряда других городов.
Важной особенностью выставки являемся ее универсальность: живописные работы и скульптуры, гравюры и рисунки, фотографии, видеоматериалы и инсталляции. Посетителей ожидает даже такой сюрприз, как возможность реально посетить реконструированное помещение знаменитого парижского ателье художника-конструктивиста Пита Мондриана (Париж, 1925 год).
Издавна художники любили изображать свои ателье. Здесь в уединении или в кругу учеников и помощников, натурщиков и моделей среди принадлежностей для живописи и красок, эскизов и незаконченных картин, реквизита и драпировок они проводили значительную часть жизни. В ателье художники искали секреты красоты и формулу успеха, переживали главные моменты своих творческих взлетов (и падений), отсюда выходили в мир их будущие шедевры, давая обществу сигнал, что появился еще один талантливый мастер.
Выставка «Миф ателье. От Шпицвега до Пикассо, от Джакометти до Наумана» прослеживает несколько периодов развития темы за последние 200 лет.
XIX век. Начиная с XIX века ателье художника - одна из центральных тем в искусстве. На выставке, среди прочих, представлены крупные представители романтического направления в живописи Каспар Давид Фридрих  и Карл Густав Карус, один из ярчайших представителей стиля бидермайер Карл Шпицвег, для которых ателье - место, где они могут фиксировать свои внутренние  художественные видения и создавать картины своих особых миров.
Для импрессионистов-пейзажистов  роль ателье часто играла сама природа. Так на экспонируемой картине Э. Мане «Клод Моне в своем ателье» - это лодка с навесом, плывущая по реке.
Для самого Э. Мане, его друзей Ф. Базиля, Э. Дега, О. Ренуара и других художников-новаторов ателье было не только местом художественного «производства», но и неким прибежищем не признанных обществом художников,  где они встречались с друзьями и коллегами-единомышленниками, представляли и обсуждали свои новые работы. Такова на выставке знаменитая картина Ф. Базиля «В мастерской художника» (1870, д‘Орсе).
Некоторые художники, достигшие еще при жизни богатства и обласканные правителями, так называемые «художники-князья», для повышения престижа и собственной значимости превращали ателье в огромные, парадные, роскошно декорированные помещения. Таково ателье австрийского художника Ганса Макарта (Hans Makart).
Начало XX века. Классический модерн. Тема ателье художника нашла яркое выражение и в классическом модерне. Раздел открывается знаменитой работой Макса Либермана «Мастерская художника у Бранденбургских ворот в Берлине», выполненной в начале XX века.
 От нее экспозиция переходит к важным для раскрытия темы «миф ателье» произведениям мэтров классического модерна: кубистов - Пабло Пикассо, Жоржа Брака, члена группы «Наби» - Феликса Воллотона, фовиста - Анри Матисса, экспрессионистов - Эрнста Людвига Кирхнера, Макса Бекмана,  Габриэле Мюнтер, сюрреалистов - Рене Магритта, Джорджо де Кирико. Для экспрессиониста и сюрреалиста Альберто Джакометти выделено отдельное помещение, где представлены фотографии, пластика, картины и оригинальный фрагмент стены студии, расписанный  мастером.
Современное искусство. С конца 1950-ых годов искусство начинает вновь усиленно прорабатывать подзабытую после войны тему «миф о художнике и его ателье», правда теперь это делается с некоторой долей критики и иронии. Появляются новые имена, но это уже не художники или скульпторы в классическом понимании, а нечто другое - дети нашего «безумного, безумного, безумного  мира», со своим малопонятным, часто воспринимаемым как эпатаж, но возбуждающим всеобщий интерес творчеством. Представленные в Штутгарте Брюс Науман, Йозеф Бойс, Дитер Рот, Пауль Маккарти, Джонатан Меезе, Луи Реннер расширяют изображение ателье с помощью инсталляций, видеоизображений, компьютерной техники. Они рассматривают творческую мастерскую одновременно как жизненное пространство, лабораторию и сцену.
Особенно критически, склоняясь к пародии, размышляют на тему «мифа ателье» Пауль Маккарти в видеоработе «Охотник» (1995)  и Джонатан Меезе (очень популярный и  обсуждаемый молодой немецкий художник) в видеоинсталляции «Сказочный принц» (2007).
Одними из самых важных работ выставки устроители считают огромное полотно «Ателье» (1985) Герхарда Рихтера (самого дорогого и успешного современного немецкого художника), 7-проекторную инсталляцию  американского художника–концептуалиста Б. Наумана «Картография студии» (2001), а также новейшее полотно известного немецкого художника Бэна Вилликенса «Пространство 758» (2011).
Конечно, рассматриваемая тема, не исчерпывается  периодом искусства последних 200 лет, но та огромная, интересная работа, которую высокопрофессионально и с любовью выполнил коллектив Государственной  галереи Штутгарта по созданию выставки «Миф ателье. От Шпицвега до Пикассо, от Джакометти до Наумана», безусловно, станет важным событием в мире искусства.