Бумага уступает место электронике

Игорь Суриков


     Я каждый день по укоренившейся привычке открываю свой металлический ящик в подъезде дома с надеждой найти там неожиданное послание, сообщающее о радостном событии, которое может радикально изменить мою жизнь. Но ящик пуст. Только изредка я достаю из него квитанции на оплату коммунальных услуг и телефона. Больше ничего. Отошли в прошлое дни, когда я доставал из ящика письма от своих родственников, друзей, извещения о ждущих меня на почте бандеролях с печатной продукцией или о деньгах (это называлось почтовые переводы). Я сейчас едва вспомнил это название – почтовый перевод. У меня на даче хранятся коробки с письмами моей покойной жены, с письмами нашей американской знакомой Джудит, моего двоюродного брата из Ялты, как и я, пытавшегося что-то делать для сохранения Крыма в составе России и многое-многое другое. Когда я уйду, все это скорее всего будет сожжено теми, кто унаследует дачу или поселится в ней. Кому это нужно?! Сейчас и я почти  не пишу писем авторучкой, не отсылаю их на почте и не жду ответа. Но это не значит, что я перестал общаться со своими знакомыми и родными. Более того, именно в прошедший год я успешно восстановил контакты практически со всеми своими адресатами, живущими аж на другом конце земли. И письма мои, написанные на клавиатуре моего компьютера, доходят до них мгновенно, Раньше моя семья ждала писем от нашей американской знакомой из штата Массачусетс неделями и месяцами. Если их не изымала цензура, то мы получали письма в среднем раз в месяц-два. А вчера я обменялся с ней посланиями два раза за день. Раньше это можно было сделать на почте только телеграммой. Но для этого нужно было идти на почту, заполнять бумажные бланки, платить довольно солидные по советским временам деньги за отсылку краткой депеши. Теперь я отсылаю по интернету не только длинные и иногда занудные послания, но и свои фотографии, музыкальные приветы и все такое прочее. Итак, эпоха бумажных писем практически ушла из нашей жизни. Конечно, при этом мы лишились автографов, но разве не является автографом личности содержание электронного письма конкретного человека. Уходу бумаги из переписки мы обязаны интернету. Но пропадает не только бумажная почта, пропадает вся огромная книжная империя, сделанная из бумаги. Бумажные книги постепенно заменяются на небольшие электронные устройства, в памяти которых  могут храниться не тома, а целые полчища библиотек. Электронная книга в руках сидящего в метро пассажира – это уже привычное зрелище. Наверное, и электронная книга когда-нибудь уступит место миниатюрному смартфону или планшету, позволяющему не хранить в памяти тексты, а извлекать их из интернета в любой нужный нам момент. Как отошли в прошлое каменные скрижали с высеченными текстами, как перестали существовать записки на бересте наших новгородских предков, так уйдут из нашей жизни книги, которым несколько веков поклонялись многие думающие люди. Книги сделали свое дело. К сожалению, уходят из жизни не только бумажные книги, но и сами тексты, записанные хоть бы и не на бумаге. Кому интересны длинные жизнеописания, опубликованные в интернете. На смену текстам приходят короткие заголовки. Мы выбираем тексты на серверах Проза и Стихи.ру не по их содержанию, а по заголовкам. Быстро и необременительно для мозга. Да и автор статьи, рассказа стремится привлечь читателя броскостью заголовка в первую очередь.  Толстенные тома типа «Войны и мира» приказали в наше время долго жить. Никто не будет долго мучить себя изучением того или иного послания, текста. Теперь написать его легче, чем прочесть. Наступила эра электроники. Есть еще одна очень важная область человеческой жизни, где законы развития информатики диктуют нам крайне серьезные изменения. Это область общественной жизни, область политики и народовластия. В настоящее время демократия осуществляется опосредованно, через выборы депутатов в Законодательное собрание. Эти депутаты создают законы, по которым живет страна, на основе пожелания своих избирателей. Выборы депутатов по-прежнему осуществляются путем опускания бумажных бюллетеней в урны для голосования, хотя в наше время возникла возможность виртуальных выборов, путем голосования в интернете. Видимо отойдут в прошлое бесчисленные участки для голосования, бесчисленные члены бесчисленных избирательных комиссий. Каждый гражданин, сидя дома у своего персонального компьютера сможет высказаться в пользу того или иного кандидата. Однако и опосредованная демократия уже становится ненужной. Существует ведь прямая демократия в виде референдумов по тем или иным вопросам жизни общества. Видимо область действия прямой демократии будет постепенно расширяться за счет сужения сферы принятия решений Законодательными собраниями. Тем более, что проводить референдумы в эру электроники становится все легче и дешевле. Достаточно собрать голоса за и против в интернете для решения важных для общества вопросов. Но что же тогда останется от нынешнего дорогостоящего государства. Наверное, останется исполнительная власть, судебная власть и полиция. А как будет осуществляться выбор президентов, премьер-министров, судей и шерифов, предстоит решить будущим поколениям.

.