К Маньке на колодец

Лауреаты Фонда Всм
ЕЛЕНА СОЛОМБАЛЬСКАЯ - http://proza.ru/avtor/elena94  - ВТОРОЕ МЕСТО В КОНКУРСЕ «ТАМ, ГДЕ НАС НЕТ» МЕЖДУНАРОДНОГО ФОНДА ВЕЛИКИЙ СТРАННИК МОЛОДЫМ


   - Эй, женщина! Сигареткой угости!
Пациентка психиатрической больницы смотрит в открытую форточку зарешеченного окна с верой и надеждой.
- Не курю.
- Пожалела, значит. Э-эх…
- Посмотри: какое расстояние от дорожки до твоей форточки! Если бы и курила, то не докинула.
Женщина лет тридцати старательно смотрит вниз. Потом, криво улыбнувшись, слезает с подоконника. Иду на свидание со старушкой. Ей восемьдесят два года. Лежит в платном отделении по уходу за престарелыми.

   Через несколько минут я уже, поговорив с лечащим врачом, кормлю свою знакомую тортом с ложечки. Она запивает маленькие кусочки свежим чаем и счастливо вздыхает в промежутках. Около нас останавливается полная санитарочка. Усмехнувшись, выдаёт секреты:
- А знаете, она вчера что учудила? Кружку с компотом себе в карман начала ставить. В другой раз к колену ложку бинтом примотала…
Из коридора слышен зов:
- Галя! В седьмую палату! Срочно!

   Через несколько минут мимо нас пробегает санитарка Галя, обдавая  запахом  уборной. Приостановившись, выпаливает:
- Бабка из седьмой палаты ведро с нечистотами взяла и понесла как пустое. Всё расплескалось. Я кричу: «Ты что делаешь?» А она: «К Маньке на колодец пошла».
Санитарка убегает. Старушка уточняет:
- К Маньке? А у неё вода хорошая?
- Да. Вкусная и чистая. Только ты туда не ходи.
- Почему?
- Далеко очень.

   Я, покормив больную, обтираю ей лицо и руки принесённым из дома влажным полотенцем. От кожи некоторых стариков так неприятно пахнет. Моются редко или грибок какой? От этой старушки пахнет фиалками. Представляю: доживёт человеком и родится вновь лесной фиалочкой. Улыбаюсь. Старушка расцветает ответной улыбкой. Не выдерживаю:
- Ты такая красавица, когда улыбаешься!
- А сахарок принесла?
- Держи. Положи в карманчик.
Санитарка Галя опять на пороге. Сообщает:
- Сейчас одна в унитаз простыню затолкала. Я едва вытащила. Уйду. Сил нет с ними работать!
Смущённо киваю. Не могу ей сказать, что совсем не интересуюсь страданиями санитарки из психбольницы. Начисто! Но она топчется, поглядывая на пакет с пряниками и конфетами. И я говорю:
- Да. Сейчас подпишу и унесёте.
Судя по её довольному лицу, понимаю: моей старушке из этого пакета достанется не всё… Ну, может, лишний раз не поругают за то, что ещё учудит?

   Иду по дорожке назад. Из форточки выглядывает та же озабоченная физиономия курящей.
- А…
- Не курю!
Больная криво улыбается и бочком сползает с подоконника. И тут я вспоминаю! Забыла взять справку старушке в жилищную контору.

   Возвращаюсь, ищу врача. Кабинет закрыт. За большим шкафом раздаются весёлые голоса. Заглядываю. Младший персонал дружно уминает пряники и конфеты, которые я принесла пациентке. Бумажка с её фамилией и номером палаты скомкана и валяется вместе с обёртками от конфет. Все чаёвничают. Я делаю вдох-выдох и спокойно спрашиваю:
- Скажите, пожалуйста, где врач?
Высокая тощая санитарка, похоже, новенькая, вскакивает и говорит:
- Сейчас поищу. Подождите в коридоре!
 Сажусь на стул возле кабинета и вижу, что врач и моя плачущая старушка появляются из-за другой двери. Спрашиваю:
- Укол сделали? Больно, да?
- Отобрала… сахарок мой.
- Которая?
 По тому, какой рост показывает, понимаю: та, тощая новенькая. Глажу больную по плечу, она с надеждой спрашивает:
- А к Маньке на колодец…
Врач перебивает. Уточнив причину моего возвращения, идёт писать справку. Медсестра уводит старушку делать укол. Я жду в коридоре. Проводят другую бабулю. Она спрашивает:
 - Ты ко мне?
Её посетительница немного нервно останавливает:
- Мама! К тебе же я пришла. Не узнаёшь? Ну?
Старенькая женщина оценивающе нас  разглядывает. Отворачиваюсь.

   Получив от врача справку, вновь иду мимо «бесплатного» корпуса. Из форточки торчит голова той же курильщицы. Узнала, радостно улыбается и громко кричит:
- Здравствуйте!
- Привет! Как жизнь?
- Курить охота.
- Ничем не могу помочь. Смотри, какое небо голубое!
Больная старательно вертит головой, разглядывая скромную голубизну северных небес…

   Через месяц моя фиалковая старушка ушла к Маньке на колодец за вкусной и чистой водой. Далеко этот колодец. Так далеко…

2012 г.