Прогиб плиты в детском садике

Максим Рузский
Максим РУЗСКИЙ

ПРОГИБ ПЛИТЫ В ДЕТСКОМ САДИКЕ

Всем известная железобетонная пустотная плита армирована тремя или четырьмя  стержнями, расположенными внизу, в трех сантиметрах от поверхности потолка. Эти арматурные стержни периодического профиля работают на растяжение, а бетон в верхней зоне сечения, над отверстиями, работает на сжатие.


Чтобы еще больше усилить такую плиту, арматуре придают иногда предварительное натяжение, растягивая ее на упорах, расположенных вне самой плиты. Тогда после затвердевания бетона арматурные стержни отпускают с упоров и они, укорачиваясь, выгибают плиту вверх, придавая ей строительный подъем. Такая преднапряженная плита может нести нагрузку больше, чем простая.


Однажды, когда в восьмидесятых годах я работал в отделе, занимающемся реконструкцией школ и детских садиков, меня попросили поехать и посмотреть, почему прогнулась такая пустотная плита в детской спальне. Само явление было из ряда вон выходящее. Обрушение в помещении, где спят малыши – этого еще нигде не было. Предотвратить такую беду было задачей с одной стороны почетной, а с другой и опасной, если бы мне не удалось правильно отгадать истинную причину этого явления.


Я ехал туда, убежденный в том, что эта плита бракованная, и про себя уже обвинял строителей, положивших в перекрытие подозрительное изделие. Мне казалось, что я сразу увижу на потолке саму арматуру, плохо провибрированный, пористый бетон, трещины вдоль и поперек.
Отчет об этой поездке уже складывался в моей голове в жесткие обвинительные фразы.


Но когда я пришел в детский садик и за воспитательницей прошел в спальню, то сразу увидел на потолке  эту прогнувшуюся плиту. На ней не было никаких признаков трещин или бракованных мест.


Только она очень сильно прогнулась и имела прогиб шесть сантиметров, что резко выделяло ее среди остальных плоских плит потолка.


Зрелище было фантастическое. Такой прогиб плит я никогда не видел.


Когда воспитательница детсада насладилась моим недоумением, то сказала:
- Пойдемте, я покажу вам кое-что.
Я побрел за ней.


Она повела меня на лестничную клетку и сама умело забралась вверх, откинула люк, потом за ним второй люк, и вылезла на кровлю. Я тоже полез за ней.


Когда я пролезал через люки, то заметил над перекрытием спальни еще и покрытие, несущее саму плоскую кровлю. Это покрытие из больших тонких «вафельных» плит опиралось на стены и на кирпичные столбики, расположенные вразброс на пустотных плитах  перекрытия спальни. Плиты покрытия, как и положено,  были смонтированы с явным уклоном в сторону водосборных воронок. Я вылез на кровлю и стал оглядываться. Ничего особенного я не заметил. Только кровля показалась мне слишком плоской, как ледяной каток.


-  Видите, это лед, - сказала воспитательница. – Воронка засорилась, и дождевая вода постепенно намерзала на кровле. Толщина льда сорок сантиметров. Сантехник сверлил. Он рыбак, у него бур есть.


- А прочистить воронку он не догадался? – спросил я с некоторым пренебрежением.
- Он пытался, но ничего не получилось.


Только потом, через много лет, я узнал, что в таких случаях прогревают трубу воронки паяльной лампой, чтобы скопившийся в ней гудрон, растаял и протек вниз по трубе, освободив путь дождевой воде. Но в этом здании это невозможно было сделать, поскольку расстояние между перекрытием спальни и покрытием из «вафельных» плит было всего сантиметров тридцать пять, и пролезть между ними с  паяльной лампой было  очень опасно.


Я сфотографировал все, что мне было нужно, на тогда еще пленочный фотоаппарат, и уехал.


Конечно, я нарисовал монолитный участок вместо этой плиты, но, думаю, что там так ничего и не сделали.  Снять прогнувшуюся плиту и заменить ее на два швеллера с монолитом, было очень сложно.


Диагноз, изложенный мной в чертеже, был следующий:
 В связи с засорением водосборной воронки, на кровле намерз слой льда в сорок сантиметров. Его вес был передан через плиты кровли на плиты перекрытия помещения спальни через кирпичные столбики, один из которых расположен посередине прогнувшейся пустотной плиты. От непредусмотренной нагрузки плита прогнулась.


Для себя я на всю жизнь получил уверенность в работе пустотных плит, которые под большой нагрузкой,  не ломаются, а прогибаются до одной сотой пролета (предельный разрешенный прогиб 1/200) и продолжают работать в упругой стадии, без трещин. Конечно, тут сыграло положительную роль и длительное время постепенного нагружения – весь осеннее-зимний период.

20121012