Владимир Сиренко - Главный дирижёр Украины

Евгений Петрович Ганин
Публицистика.
Фото автора.
*************
     Дирижёр – это не простой человек, размахивающий руками перед большим собранием профессиональных музыкантов. Профессия дирижёра изначально – таинственная, сложная, загадочная. Она требует труднейшей деятельности интеллекта, эрудиции, души, сердца и  природного таланта. В одном лице должно гармонично сочетаться искусство лидера, политика, философа и артиста. Это - профессия зрелого возраста, требующая вечного совершенства, постоянной внутренней перестройки, ревизии накопленного жизненного опыта, фундаментальных знаний культуры и истории всего мира. Руки дирижёра, его глаза, спина, всё тело - есть продолжение его воли и чувства. Он обязан слышать и понимать не только музыкантов на сцене, но и слушателей в зале. Секрет управления людьми посредством музыки можно постигнуть через единение идей композитора и эмоций образованного человека на сцене и в зале.
    Такими уникальными качествами дирижёра обладает Художественный руководитель Национального Заслуженного Академического Симфонического Оркестра Украины Владимир Фёдорович Сиренко.
******************
    Среда, 12 сентября 2012 года. Колонный зал Киевской Филармонии переполнен слушателями. Чинная, нарядная, улыбчивая публика, приготовилась получать  удовольствие от первого выступления в 149 сезоне Киевской филармонии Главного национального симфонического оркестра Украины.
    Программа выступления Главного Дирижёра Украины - Владимира Сиренко полностью посвящена творчеству гения русской классической музыки  - Петру Ильичу Чайковскому.
    Я удобно расположился на 11- месте  третьего ряда партера.Появление  дирижёра было встречено публикой бурными аплодисментами. Маэстро медленно поднял руки: воцарились полная тишина. Кисти его рук протянулись к духовым инструментам. Пальцы нажали невидимые клавиши, и тёмные звуки кларнетов запели печальный хорал любви и смерти Ромео и Джульетты:

          «В Вероне древней и прекрасной,
          Где этой повести ужасной
          Свершилось действие давно, -
          Два уважаемых равно,
          Два славных и высоких рода,
          К прискорбию всего народа,
          Старинной лютую враждой
          Влеклись… Что день, - то новый бой.
         
          Багрились руки граждан кровью;
          Но вот, под роковой звездой
          Чета двух душ, исполненных любовью,
          Из тех (враждебных) родились утроб.
          И обрела - в их гибели ужасной -
          Вражда родов исход себе,- и гроб.

          И вот теперь, о той любви несчастной,
          Запечатлённой смертью; о плодах
          Вражды семейной, вечно раздраженной,
          И смертью чад лишь горем упрощенной
          Мы в лицах повесть вам на сих досках представим…»
 
    У Владимира Сиренко - хореографические руки. Они начинают священное действо: его пластичные пальцы удивительным образом соединяют пространство и время: Волшебство музыки переносит нас в далёкий итальянский город Верону. Авторы - композитор, поэт, артисты оркестра, наполняют Колонный зал Киевской филармонии чарующими звуками любви Ромео и Джульетты...  Тема лютой вражды родителей постепенно заполняет всё пространство концертного зала. Мелодию нежности свирепо перебивают фанфарные сигналы смерти...
    Владимир Сиренко наполнил сердца слушателей эмоциями вечной драмой любви и смерти. Музыка Чайковского задаёт слушателям шекспировский вопрос:
    "Почему молодые люди должны обязательно погибнуть, чтобы началось примирение? 
******
    Отзвучали финальные аккорды "самой печальной повести на свете". Дирижёр не сразу опускает руки, молитвенно обращённые к небу. На несколько секунд в зале наступает гробовая тишина...
    Мы, слушатели, сердцем почувствовали музыкальное волшебство Маэстро и его уникального оркестра. Наступила гробовая тишина осмысления драмы ... Затем  по рядам пролетел шквал благодарных аплодисментов. Первое отделения концерта закончилось выступлением французского виолончелиста украинского происхождения Владимира Шевеля. Оригинальное произведение Чайковского на тему "рококо" было исполнено замечательным музыкантом артистично, проникновенно... Буквально на одном дыхании - смычком своего чудного инструмента - он артистично, виртуозно рисовал балетные мизансцены театрального представления.
    Владимир Сиренко аккомпанировал солисту подобно ангельской тени аккуратно, ласково следуя за каждой нотой солиста. «Вариации рококо» особенно выделяются из всех произведений Петра Ильича, прежде всего, светлыми, радостными картинами, иногда грустными, но чаще - шутливой перебранкой, между отжившим свое время бодрым старичком,и молодыми «кокетливыми деврчками-флейточками». Каждая вариация, звучала в концерте в обрамлении кокетливых виолончельных завитушек, а временами - солидный инструмент начинал жаловаться на горечь одиночества угасающей жизни. Изысканный, галантный, капризный стиль «рококо» (rococo – ракушка) возник во Франции XVIII века.Получив признание у декораторов королевских и царских дворцов, архитекторов и художников, музыкальный стиль "рококо"  привился у таких клавесинистов, как Куперен, Рамо и у ряда других музыкантов той романтической эпохи, отголоски которой мы находим в современном шоу–бизнесе. В музыке Чайковского этот виртуозный стиль приобрёл русское песенное начало. Он отразился в  балете «Лебединое озеро» и в опере «Пиковая дама». У Владимира Шевеля "Виолончельные вариаций с оркестром", сохранили цельность композиторской мысли. Монолог интеллигентного старичка был пронизан романтическими речитативами, рефренами, - то минорными, - то мажорными настроениями. Виолончель солиста почти словесно пела:
        "Жизнь прошла уж давно,
         Ох, рококо, рококо!"
А когда шаловливые "флейточки-девочки" смеялись над  старцем, то виолончель отвечала:
        "Я ещё - огого, огого! Мы ещё - рококо, рококо!"

Публика была в полном восторге от солиста: Браво! Бис!-сотрясали партер и балкон концертного зала. Владимир Шевель в знак благодарности -исполнил элегический "Ноктюрн", созвучной с киевской романтической осенью.
******
      Во втором отделении концерта исполнялась Пятая симфония Чайковского, ми минор.
Прошло одиннадцать лет после сочинения Четвёртой симфонии.Концертный сезон 1887—1888 годов был у Чайковского был очень напряжённым. В эти годы он начал  впервые выступать в качестве дирижёра собственных произведений. Прозвучала опера «Чародейка», поставленная в Петербурге Мариинским театром. В ноябрьской Москве он дал два симфонических концерта. Зимой отправился в первую большую гастрольную поездку за рубеж. Дирижировал концертами из своих сочинений в Лейпциге, Гамбурге, Берлине, Праге, Париже, Лондоне. Возвратившись в Россию, Пётр Ильич с огромным удовольствием поселился во Фроловском имении, в семи верстах от Клина, в усадьбе помещиков Паниных. Тишина, безлюдье, живописные холмы, русская упоительная природа -  вся эта красочная обстановка располагала композитора к комфортабельному творчеству. Он снял небольшой домик, «стоявший на солнечном пригорке, окруженный тенистым садом,переходящим в густой лес.
"Я совершенно влюблен в Фроловское»", — писал он брату. Здесь в мае 1888 года он начал работать над Пятой симфонией. Сочинялось она медленно и трудно: «Буду теперь усиленно работать, мне ужасно хочется доказать не только другим, но и самому себе,что я еще не выдохся .Частенько находит на меня сомнение в себе и является вопрос: не пора ли остановиться,не слишком ли я напрягал всегда свою фантазию,не иссяк ли источник? Ведь когда-нибудь должно же это случиться, если мне суждено еще десяток-другой лет прожить, и почему не знать, что не пришло уже время слагать оружие?.. Трудно сказать теперь, какова моя симфония сравнительно с предыдущим и особенно сравнительно с Четвертой. Как будто бы прежней легкости и постоянной готовности материала нет; припоминается, что прежде утомление бывало к концу дня не так сильно. Теперь я так устаю по вечерам, что даже читать не в состоянии"
   К 14 августу 1888 года Пятая симфония была полностью закончена. Премьера симфонии состоялась 5 ноября 1888 года в Петербурге в концерте Филармонического общества.
Вся программа была составлена из произведений Чайковского. Дирижировал сам автор.
10 декабря он дирижировал ею в Москве, в концерте "Русского музыкального общества.

В обеих столицах исполнение новой симфонии имело большой успех у публики и в прессе.
Вступление симфонии — траурный марш, интонируемый бас-кларнетом, звучит в сопровождении низких струнных:
"Полнейшее преклонение перед судьбой перед неисповедимым предначертанием", — пишет об этом музыкальном образе Чайковский в своих черновиках. "Сомнения, жалобы, упреки...»
В главной теме мы слышим решительный энергичный марш, но окрашенный сумрачной тревогой: Движение порывисто; ритмика обострена. Но постепенно тональный колорит светлеет, набирает силу, превращаясь в мощный музыкальный поток. Мы чувствуем приближение кульминации всего сущего. Побочная партия в романтическим порыве пытается задержать слушателя навсегда в чувстве надежды и благополучия; скрипичная мелодия пытается сопротивляться бурному движению духовых инструментов к финалу симфонии.
Элегантный вальс струнный инструментов — это полное отстранение от пугающей драмы.
В нем господствуют нежность и чистота, но резкие аккорды всего оркестра разрушают аристократический вальс, возвращая нас к драме, полной накала и борьбы за выживание. Мы, слушатели, временно забыли о композиторских "сомнениях, жалобах и упрёках..."
*******
  Вторая часть, анданте, - один из прекраснейших образцов лирики Чайковского. С первых
тактов звучит скорбный хорал струнных инструментов, затем вступает валторна с глубоко проникновенным соло...
Песнь валторниста - лирическое, страстное прощание человеческой души, - у меня невольно вызывает слёзы...
Светлые напевы деревянных духовых инструментов подчёркивают неизбежность трагического исхода. Но в песне валторны - вопреки всему - появляются ноты надежды:
"Надежда вернулась! Жизнь прекрасна!" Нежданно вновь врывается тема рока. В ответ ей экспрессивно звучит мелодия виолончелей. Они поют человеческими голосами. Безбрежный  песенный разлив эмоций, возможный только в произведениях Чайковского, тщетно пытается
задержать страшный поток гнева "всех против всех"...
Но лирика гаснет, как сгоревшая свеча. В последний раз прекрасная мелодия появляется поникшей, полной минорной печали. Завершает вторую часть произведения короткий вздох  усталого кларнета.
*******
Третья часть - симфонии капризной, изменчивый вальс. Отдушина и мире борьбы, гнева и
ненависти. Романтическая мелодия естественно, свободно переходит от инструмента к инструменту, прихотливо смешивая акценты, нарушая привычную танцевальную метрическую сетку, придавая музыке мечтательную лёгкость, широту дыхания....
Отстраняются, отходят на задний план трагические коллизии болячки, болезни...
В конце вальса, спрятавшись за ритм танца, знакомая темя роковой судьбы человека,но и она не нарушает общего спокойного, чуть печального, сентиментального настроения.
*******
  Финал симфонии, начавшись вслед за последними аккордами вальс, подчеркнуто грузно,
торжественно вступает в свои права марш победителей. Марш необычный, замедленный, не желающий подчиниться ритму шага. Чувствуется неукротимое приближение могучей неведомой  силы... Кто это приближается?.. Бог?.. Сатана?.. Народ?.. Чувствуется движение огромной массы людей. Из него временами вычленяются отдельные «реплики», затем все вновь сливается в один поток, как в кинофильме: кадры народного ликования проносятся - то крупным, то общим планом... Но зловещий  тембр рока медных инструментов перекрывает всё на свете. Кажется, что тема смерти непобедима. Но потом она как будто теряет зловеще-мрачный характер, подчиняясь философскому смыслу произведения Чайковского...
В заключительных тактах симфонии - тема страшной судьбы человека, - у Владимира Сиренко звучит в победном, оптимистичном настроении. Надежда на то что душа человеческая  никогда не умрёт, остаётся с нами, слава Богу!..
Чайковский предоставил всем дирижёрам мира возможность различно трактовать эпический замысел этого загадочного произведения: "Кто должен в конце концов победит: рок смерти или оптимизм жизни?"
Ответ хранится в дирижёрской палочке маэстро.
*******
       После окончания концерта  я поймал Маэстро Сиренко в артистической комнате оркестрантов. Его фрак был мокрым от пота, но лицо его было умиротворённым. Он мне показался солдатом после боя, победившим зло. Глаза выражали радость победы. Он разрешил мне его сфотографировать. Однако мне стало ясно, что беседовать с Владимиром в этот момент – просто издеваться над ним. Мы договорились встретиться на следующий день в его служебном кабинете.
*******
     В маленьком тесном «кабинетике» Первого Дирижёра Украины - Маэстро любезно встретил меня с извинениями:
     "Вот так мы и живём: в тесноте, но не в обиде. Академический оркестр наш многочисленный, талантливый, сложный, насыщенный дорогими музыкальными инструментами, огромной нотной библиотекой, а помещения для ежедневных репетиций у нас нет. В Колонном зале Киевской филармонии мы – увы! – гости с улицы. Это не только наша беда. Творческие коллективы Киева классического направления задыхаются в отсутствии надлежащих помещений для плодотворной работы. Мы отстали от Европы, Америки, Канады, Японии, Австралии,
Германии лет на 200! Но мы работаем каждый день! Гастролируем по всему миру, поднимая авторитет украинского классического искусства. Но так долго продолжаться не может..."
******
     - Однако Вы  вчера потрясли не только меня, но и всех слушателей Вашего замечательного коллектива высоким артистизмом и убедительной трактовкой великой симфонии гения. Не у каждого дирижёра это получается. Многих читателей интернета интересует Ваш выбор репертуара концерта. Почему Вы остановились именно на исполнении Пятой симфонии Чайковского в 149-м  концертном сезоне Киевской филармонии?
   - "К глубокому понимаю этого эпического произведения я шёл долго и осторожно. Жизнь человека, как правило, можно разделить на два главных периода: на молодое время энергичного оптимизма и на время зрелого пессимизма. Две последние его симфонии,(№5 и №6) отражают два периода сложных жизненных переживаний самого композитора. Почти каждый человек, переступая через порог своего пятидесятилетия, подвергается в той или иной степени, депрессии: "А что будет дальше?.. Что будет со мной лично?.." 
Возникает новое психическое состояние, знакомое многим эмоциональным творческим личностям.
     В пятой симфонии Чайковский, как я её понимаю, меняет векторы человеческого пессимизма. В этом произведении, которое зеркально отражает его реальную жизнь, я старался двигаться в одном с ним направлении: пройти от похоронных печальных песнопений к неудержимому финалу торжества победы над злом: "Мы будем жить вечно, если победим рок нашей судьбы".
 
  - Вы сделали это великолепно, Владимир Фёдорович! Мы, Ваши слушатели, с нетерпением будем ждать исполнения последней его Шестой симфонии.
   
  -  "Я ещё ее знаю: где и когда это событие произойдёт.Но знаю,что «лебединую песню» Петра Ильича родного мне по духу человека,я обязательно исполню".
*******
   Владимир Сиренко - Дирижер от Бога. Харизматический добрый интеллигентный Человек, талантливый яркий дирижёр, дисциплинированный, скромный. обязательный, отличный семьянин. Родился в Полтавской области. Из простого баяниста он вырос до когорты замечательных  симфонических дирижёров мира. С его приходом на высокий подиум Главного симфонического дирижёра Украины, коллектив оркестра преобразился, помолодел, но сохранил священное уважение к ветеранам коллектива. Профессионализм оркестрантов достиг мировых стандартов  исполнительского мастерства. Посыпались гастрольные приглашения из Россия, США, Великобритания, Южной Кореи, Франции, Италии, Германии, Испании, Голландии, Польши, Словакии, Болгарии и из других стран всех частей света.
   Слушатели этих цивилизованных стран имели удовольствие наслаждаться музыкой украинских композиторов, произведениями Малера, Берлиоза, Вагнера Бетховена, Станковича,
Губаренко, Шнитке, Чайковского и многих других замечательных авторов. Обширный репертуар оркестра постоянно пополняется. В этом есть заслуга Художественного руководиля Главного национального оркестра Украины. Он лауреат Национальной премии имени Тараса Шевченко; Заслуженный деятель искусств Украины и России. Сиренко дирижировал оркестрами Братиславского радио, Академическим симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии, Simfonia Warsovia, Академическим симфоническим оркестром Московской филармонии, Лондонским Королевским симфоническим оркестром; осуществил более 200 записей в фондах Украинского радио и на CD; записал "Реквием" украинского композитора Валентина Сильвестрова.
   Нынешним оркестром Сиренко в прошлом руководили такие знаменитости, как Натан Рахлин, Константин Симеонов, Стефан Турчак, Владимир Кожухарь, Фёдор Глущенко, Игорь Блажков...
Любой музыкант не мыслим без персонального инструмента. У симфонического дирижёра персональный инструмент – симфонический оркестр, состоящий из артистов с высшим  консерваторским образованием. Каждый их них – неповторимая личность со своим характером, апломбом. Играть на таком живом человеческом инструменте ответственно и сложно. Не каждому маэстро удаётся оседлать это строптивую «музыкальную лошадку». Многих, даже талантливых дирижёров, симфонические оркестры мира сбрасывают с дирижёрской подставки, тех, кто рассматривает артистов оркестра в качестве бездушных роботов, безропотно послушных диктатуре дирижёрской "палки". Владимир Сиренко не дрессирует" музыкантов, а находит с ними общий, равноправный дружеский язык взаимопонимания. Его кредо, проверенное на практике, уже определилось:   
     - Я понимаю и разделяю Вашу мысль, Владимир, что артисты оркестра, дирижёры, композиторы, посетители концертов, ТВ, СМИ, пресса, государство, народ, депутаты, президенты, - все жители страны изначально являются одним большим, неразделимым, цивилизованным обществом классической культуры нашей любимой Украины вообще, и классического музыкального искусства - в частности. Прекрасно, что Вы, дорогой Владимир Фёдорович, этот постулат понимаете не формально, а - душой и сердцем. Полагаю, что в этом заложен один из секретов Вашего творческого успеха. Желаю Вам крепко держать палочку счастья в дирижёрской руке!
******
Резюме:
Первого ноября маэстро Сиренко отмечает свой день рождения.