Та самая Тошнота...

Халиг Керимов
     Тошнит. От всего. От еды, от одежды, в которую всё чаще даже лень облачаться, от музыки, что больше не удивляет и не заставляет благоговеть перед ней, от окружающей меня действительности и от людей, её составляющих.. Да что там?! От самого себя тошнит, в первую очередь, сильней всего. Да и как избежать этой тошноты, когда истоком её, первопричиной является потеря всякого смысла в чём бы то ни было, и совершенное незнание того, что я собой олицетворяю, кем являюсь истинно, без ссылок на чьё-либо мнение или отзыв, зачем рождён и для чего в итоге существую?! И более всего тошнит от непонятной пока мне смены настроений и мыслей, настолько стремительной и непредсказуемой, что поистине пугаюсь я, не зная, какая же из этих мыслей истинна и имеет право на существование. Вот сейчас я думаю именно таким образом, а через пару часов мне вдруг покажется всё это страшной ересью и абсурдом, глупостью, которая неведомо откуда взбрела в мою голову. Но сейчас, когда я думаю так, мне ведь кажется это истинным и реальным! Но пройдёт всего лишь пара часов, может - меньше, и я уже отрекусь перед собой от всего сказанного и обдуманного, в очередной раз назвав всё это чушью в последней инстанции. Возможно..
      И как после этого я могу сетовать на то, как сложно в современном мире найти что-то единственно истинное, чему можно было бы верить без опасения быть обманутым и разочароваться, когда я не могу даже верить себе в полной мере?! Когда я прихожу в бешенство больше от изменчивости и зыбкости собственных мыслей и чувств (к сожалению, зависящих от мимолётных настроений, что наталкивает меня на мысль о весьма вероятной психо-эмоциональной истощённости, как минимум), чем от непостоянства и лживой многоликости этого мира?!
      Человеческий мир всегда был таким, каким он существует и поныне. Рушились  и зарождались вновь цивилизации, менялись политические и экономические системы, государства, общественный строй, но люди в своей сути неизменны, и основные мотивы их поведения и поступков, принципы и идеалы, мечты и устремления остались всё те же. И пока человек находится в согласии со своим внутренним "Я", всё идёт нормально, и он подсознательно воспринимает всё, что его окружает, как адекватную существующей действительности данность, что бы он там не говорил, отдавая дань моде высказываний и суждений, распространённой в том обществе, в котором живёт и постоянно находится, неминуемо впитывая его атмосферу. Но стоит только появиться маленькой трещине в его внутреннем мирке, где уже постепенно, но пока незаметно рождается будущая большая буря, как человек обречён на неизбежный личностный кризис. Если, конечно, он умеет и любит ДУМАТЬ, размышлять, если ему важно докопаться до сути, в чём бы то ни было. Как только образуется этот, пусть пока небольшой, но уже разлад во внутреннем мире, человек тут же начинает воспринимать всё несовершенство мира, все его недостатки, весь абсурд существующего. Благополучие ведь никогда ещё не способствовало продуктивности и полезности дум.
      А трещина эта, появившись однажды в виде смутного, ещё не оформленного вопроса, что мучает пока что изредка и не сильно, слегка покусывая в минуты уединения, уже не исчезнет никогда, и со временем будет только расширяться. За одним вопросом, появятся и другие, более пугающие и жестокие, не имеющие приятных ответов и удобных оправданий, потому как лгать самому себе невозможно, во всяком случае, это продлится весьма недолго. В итоге, образуется огромная пропасть, вселяющая непомерный ужас узревшим её. И человек будет заключен посредь двух её сторон. Одна - между ним и внутренним  миром, который впервые обретает самостоятельность и обособленность от своего владельца, ибо тот перестаёт понимать самого себя (а что может быть страшнее?). Другая - будет отделять его от окружающего мира, от социума, в котором он живёт, и расти она будет прямо пропорционально первой, возможно, в разы превосходя её в в своей гибельности. А сам человек будет пытаться балансировать на узком  и хлипком канатном мостике своих дум, протянутом над этой пропастью, и будет его попеременно клонить то в сторону окружающего мира, то - внутреннего, пока совершенно не измотает его эта острая необходимость выбора, который он сам узрел и осознал, так неприятно открыв его для себя. Сложнее всего будет сохранить это равновесие и не кануть в гибельные глубины мира, будь то внешний или же внутренний. И удаётся это, вероятно, немногим, потому как в финале человек приходит к кризису веры, не зная более, чего же ему держаться в жизни, как ориентира, что взять за точку опоры, и в чём вообще заключается смысл его существования.
      Вот тут-то и начинает его накрывать та самая пресловутая Тошнота (да, та самая сартровская тошнота с большой буквы), когда раздражает абсолютно всё, что его окружает, всё привычное и радовавшее ранее. И чем больше человек бежит от самого себя, пытаясь забыться, скрыться от вопросов, что постоянно его преследуют и не оставляют в покое, тем больше рождается проблем. И дай Бог преодолеть этот период, ибо настолько всё тошно и претит, так внезапно теряется смысл всего существующего, что иным и руки на себя наложить захочется.
      Пока я склонен думать, что решить эту проблему и выйти из такого глубокого кризиса можно лишь путём создания собственной, качественно новой системы идеалов и устремлений, отличной от других, которые нам с самого детстсва пытаются навязать извне, как единственно правильные и верные руководства для жизни, но не как возможные альтернативы для рассмотрения, анализа и синтеза своего собственного мировоззрения, которое должно стать посохом в жизненном пути.   

19 июля 2012 г., 5:45.