По главной улице с оркестром часть 2

Елена Вислова
Есть такие педагоги,которые своей "деятельностью" запросто отнимут у своего ученика желание заниматься тем,чем всю жизнь хотелось.А есть такие,которые и дерево убедят в том,что оно музыкально.Борисов,безусловно,относился ко второй категории.За время,которое я провела в Большом оркестре,я научилась слушать,слышать и получать удовольствие от того,что делаю.
За полтора года в Хабаровском училище,я видела народный оркестр на сцене всего один раз,во время отчётного концерта.
Большой из концертов,казалось,не вылезал .Мы играли в школах,училищах,разных учреждениях.С этим же оркестром выпускники народного отделения сдавали ГОСэкзамен по дирижированию.И для того,что бы выпускник не рухнул в обморок от волнения перед экзаменационной комиссией,программа обкатывалась.То есть опять же устраивался концерт.
Для Борисова мы были не просто оркестровыми музыкантами.Он делал из нас артистов!
Отношение к "не солидному" инструменту балалайке у меня в корне изменилось.
Мне всегда казалось,что учиться играть на этом инструменте глупо и не перспективно.Я сейчас не о своей "секунде" говорю,на которой любой дурак три аккорда сыграет,а о настоящей балалайке-приме,услышв которую,наши первые эмигранты на западе начинали плакать.
На нашем курсе было трое ребят-балалаечников.И они были настоящими звёздами!Чуть ли не со второго курса они были востребованы в разных музыкальных коллективах города.В постоянных разъездах то с "Юностью",то с "Огоньками"(знаменитые танцевальные ансамбли).Времени на учёбу как таковую у них практическки не оставалось,от чего почти все предметы,кроме специальности,хромали на обе ноги.
---Где опять ваша святая троица?!--бушевали педагоги,отмечая присутствующих на занятии.
--У них концерты.--со вздохом отчитывалась староста--Один в Москву уехал,другой в Омск,третий в Африке.
Про Африку--чистая правда!"Огоньки"поехали танцевать на гастроли в Того и наш однокурсник был в составе музыкального ансамбля.Вернувшись,он с гордостью демонстрировал нам фотки на фоне пальм в обнимку с аборигенами.
Ну и конечно--сам Бог велел!--все трое они работали в Городском Оркестре Народных Инструментов,которым руководил--угадайте кто?--конечно Евгений Иванович Борисов.
О существовании этого оркестра я узнала почти сразу,как только перевелась в Барнаул.
Я на тот момент была сапожником без сапог.Музыкантом в некотором смысле безграмотным,который играет музыку,но не знает её и не любит,поэтому и душу вложить не может.
Каждый год в начале сезона в училище(и не только в нашем) в целях культурного совершенствования и для расширения кругозора,распространяли музыкальные абонементы в филармонию.Я их не брала.Но глядя,с каким энтузиазмом расхватывают мои однокурсники маленькие книжечки,только удивлялась.Им что,время занять больше нечем?Мало музыки на занятиях?

На симфонические концерты этих абонементов вытащить меня было не реально.И однокурсники быстро это поняли.Но послушать Городской народный оркестр,они считали,я была просто обязана!
--Ты же народница!Как можно пропустить такой концерт?Там же Борисов,педагоги наши!
Действительно,в Городском оркестре Борисова играли несколько педагогов нашего училища,включая моего "пупсика".А так же педагоги музыкальных школ города.
Музыканты серьёзные,точнее,наверное,те,кто считал себя серьёзным музыкантом,"мараться" о любительский коллектив считали ниже своего достоинства.Но,забегая вперёд,скажу,что ни оркестр,ни музыка  от этого совсем не страдали.Чего не скажешь о самолюбии дирижёра.

Даже когда я перевелась в Большой,интереса к этим культурным мероприятиям у меня не появилось.И всё же один концерт меня заинтересовал.
---Посмотри!--моя ближайшая подружка Женя сунула мне под нос абонемент--Неужели и в этот раз не пойдёшь?
Я стала вчитываться.Такого-то числа....в филармонии...концерт Городского оркестра..бла-бла-ба...солист....
Солистом был мой "пупсик".И на это стоило посмотреть!
Наши с ним отношения к этому времени достигли фазы тихого противостояния.Из обоих фонтаном бил юношеский максимализм.У меня он только начался,а у "пупсика" ещё не закончился.Я,как лошадь,почуявшая под собой слабого,неуверенного всадника,лягалась,брыкалась и норовила укусить.К третьему курсу меня уже не называли разгильдяйкой и двоечницей.Я получала повышенную стипендию.Но вот характер так и остался вредным и колючим.
Я была уверена,что мой педагог,как музыкант, слаб.Или мне очень хотелось в это верить?Чему может научить меня человек,который сам еле кнопки перебирает?Во всяком случае, на концерт я пришла от части для того,что бы получить подтверждение тому,за что так его не уважаю.

Я вбежала в зал филармонии почти перед звонком.И была просто в шоке,увидев,что свободных мест нет!А люди всё приходили...Им ставили раскладные стулья в проходе.
Я едва успела примоститься на таком стульчике почти у самых дверей,как зал начал аплодировать,и на сцену стали выходить музыканты.

Этот вечер для меня был полон  открытий."Пупсик" оказался настоящим виртуозом.В каком-то восторженном ступоре я смотрела,как его пальцы совершают головокружительные пассажи и даже хлопать забывала.
Иногда он делал паузы и оркестр играл небольшие пьесы.Зрители купали музыкантов в продолжительных овациях.
Домой вернулась с твёрдым намерением помириться со своим педагогом.Одно его занятие я всё же продолжала пропускать.(Не жертвовать же оркестром!)Но,когда приходила,всегда была готова."Пупсик"уловил перемену моего настроения и перестал на меня злиться.Семестр я закончила не потеряв стипендию.А в следующем мы уладили расписание так,что бы никому не было обидно.

Потом ещё не раз я ходила на концерты Городского оркестра.Репертуаром он не очень отличался от Большого.Зато отличался мастерством музыкантов. То,что в училище было рабочими моментами,тут слушалось совсем по другому.И наверное первый раз меня посетило ощущение праздника от встречи с Музыкой.
На одном из концертов оркестр играл Вивальди.Я сидела в зале с комком в горле и поверить не могла,что слушаю классику,написанную для симфонического оркестра.Домры и балалайки на столько виртуозно заменили скрипки и вилолончели,как будто именно для них Вивальди писал свою музыку.
В зале царило благоговейное оцепенение.Зрители как будто и дышать перестали.И когда замер последний аккорд,зал взорвался аплодисментами.
Борисов повернулся лицом к публике,руки замерли в приветственном взмахе. Люди хлопали уже стоя и у всех на лицах был такой восторг!А позади дирижёра встал весь оркестр,приветствуя своих слушателей.
Ощущение было незабываемое!И--чёрт возьми!--мне захотелось быть к этому причастной!
Взгляд остановился на молодой женщине с балалайкой-секундой в руках.Вот тут и я могла бы сидеть.И вдруг,приглядевшись,увидела,что секунда-то в оркестре одна!Одна вместо положенных двух!
Могла бы?Нет,я буду играть в этом оркестре!
И на следующей же репетиции Большого,я решила поговорить с Борисовым.

Следующая репетиция была только через два дня.И по мере её приближения мой энтузиазм немного подтаивал.Я не перестала желать получить место в Городском оркестре.Но Борисова боялась до дрожи в коленях.И,наверное,не рискнула  бы подойти к нему,но видно это был один из немногих дней,когда Фортуна поворчивалась ко мне лицом.
Репетиция прошла тяжело.Дирижёр был недоволен.
--Через два дня концерт.А мы не готовы--скорбно глядя на оркестр подводил он итог---Сыро,серо,не вкусно!Где ваш пофессионализм?Вы же артисты!
"Артисты" притихли на своих местах,боясь пошевелиться.Борисов вздохнул,пожав плечами
--Все свободны.---и захлопнул партитуру.
Студенты стали потихоньку вставать.Обычно в это время к дирижёру и подходили со всеми вопросами.Я уже сделала шаг вперёд.Но вид у Борисова был усталый,измученный и раздражённый.Не подходящий момент  выбрала я для разговора.Решила перенести,но Евгений Иванович заметил этот мой "шаг вперёд" и позвал меня сам
--Леночка,подойдите пожалуйста.Вам не трудно донести партитуры до каптёрки?
--Нет,конечно.
--Буду очень вам признателен.
--Евгений Иванович,можно вопрос?Точнее просьбу?
--Я вас внимательно слушаю.
--Возьмите меня в Городской оркестр...пожалуйста...у вас там только одна "секунда"..--торопливо,запинаясь от волнения проговорила я.
И увидев,как вытягивается от удивления лицо Борисова,подумала:
"Не возьмёт...ой,дура...на что надеялась?"
Но он вдруг улыбнулся и сказал
--Леночка...С удовольствием!
Вот так я стала,в некотором роде, артисткой.
Долетев на крыльях счастья до каптёрки,я сунула партитуры в руки ворчливому выпускнику и помчалась на следующее занятие,по пути восторженно сообщая всем,кто попадался,эту замечательную новость.
О чём вещал преподаватель на занятии,я,конечно,уже не слышала.Всё это было уже не важно.
Я буду играть в оркестре!Я буду единственной студенткой(не считая наших ребят-балалаечников) среди педагогов!Я буду выходить с ними на сцену в красивом бордовом бархатном платье!И те бурные аплодисменты,которые дарят оркестру слушатели,теперь будут звучать и для меня тоже!

Потом,в процессе,я узнала,что в Городском оркестре не хватало не только балалаек-секунд.Там много чего не хватало.И оказывается студенты,ещё за долго до моего появления, не один раз выручали Борисова,заполняя собой кадровые бреши.К 4ому выпускному курсу вслед за мной туда подтянулась бОльшая часть моих однокурсников.
Но это всё позже.А на тот момент я была действительно единственной студенткой в оркестре.

Городской оркестр в то время базировался в Котельщиках(ДК Сибэнергомаш).Туда и пришла я на первую свою репетицию.
Всю ночь проворочавшись без сна,в какой-то тяжкой полудремоте,я встала ни свет ни заря.Как первоклассница,боялась опоздать на первую линейку,боялась,что не получится,боялась....да всего боялась!В итоге приехала в Котельщики самая первая.На вахте дремал дедок,уборщица лениво возила тряпкой по полу.
--Чего так рано?--не дружелюбно проворчала она,увидев меня в дверях.
---Я на оркестр
--А-а-а....Так до оркестра ещё пол часа!
--Так уж получилось.
---Ну проходи в зал.Там на креслах и разденешься.
В зрительном зале царили тишина и полумрак.Гулкое эхо подхватывало каждый звук,каждое моё движение.
Я повесила своё пальто на кресло в первом ряду,медленно поднялась на сцену и повернулась лицом к "публике"....
Одна на сцене в огромном зрительном зале я казалась себе такой маленькой и ничтожной.....По спине пробежал знакомый с детства холодок,на лбу выступила испарина,а кончики пальцев неприятно покалывало.

Я не помню когда  во мне поселился панический страх перед сценой и вообще всякого рода выступлениями.Ещё лет в пять я с удовольствием пела песни с табуретки у бабушки на работе,в швейном цеху.Женщины в цветастых платочках смеялись,хлопали мне и одаривали всякими лоскутками,которые очень пригодились потом в игре с куклами и на уроках труда в школе.
В клубе той же швейной фабрики на предновогоднем концерте я  спела какую-то частушку и выиграла бутылку шампанского.Пела я хорошо,но выигрыш получила скорее всего потому что была самой маленькой артисткой.
В школе я была неизменной солисткой в хоре.
А потом...музыкальная школа и жёсткое требование мамы учиться только на отлично.И с каждым годом это давление возрастало.Я стала бояться сыграть плохо.А потом стала бояться просто сыграть.Чем дальше,те хуже...
Никто не знал,каких усилий стоило мне закончить муз школу с красным дипломом.Как подкашивались от страха ноги,когда я с аккордеоном выходила на сцену,сдавая академ  или зачёт.Как трудно было унять дрожь во влажных от паники руках.Как ледяные мурашки пробегали по спине,когда пальцы предательски соскальзывали с клавиш....

Скрипнула дверь и в зал вошёл Борисов.
--Раньше я всегда приходил первым!--удивлённо сказал он---Или вы тут ночевали?
Застигнутая врасплох на сцене со своими воспоминаниями,я не нашлась что ответить.
--Пойдёмте,я покажу вам ваш инструмент--сказал Евгений Иванович и прошёл за кулисы,где в маленькой комнатушке на стеллажах разместились домры балалайки и баяны.Потом подхватил один из мягких кожаных стульев,что стояли за занавесом и  поставил его ближе к краю сцены.
--Вот примерно тут будет ваше место.Устраивайтесь.
Всё это время я молча ходила за ним следом.Так же молча я поставила перед своим стулом пульт,водрузила на него папку с надписью "балалайка-секунда" и стала ждать .

Было немного жутковато от мысли что вот сейчас сюда придут незнакомые,очень взрослые серьёзные люди,педагоги,которые в училище казались мне строгими и неприступными,словно боги Олимпа.Как мне себя с ними вести?Тут ведь уже не училище.
Первыми пришли мои однокурсники,балалаечная троица.И от их появления мне сразу как-то стало легче.Их места были впереди меня.И пока остальные оркестранты готовились к репетиции,ребята,развернувшись ко мне,травили анекдоты.
Рядом поставила стул молодая очень красивая женщина."Моя напарница"--вспомнила я .Она улыбнулась и протянула руку.
--Привет.Я Людмила.
Я едва успела назвать своё имя,как баянисты дали "ля" и оркестр загудел,пошла настройка.

[Для справки: " дали "ля" " означает,что баян протяжённо играет ноту определённой высоты,по которой настраиваются все струнные инструменты.]

Меня традиционно представили оркестру,музыканты постучали медиаторами по декам и репетиция началась.
Ничего сложного в тот раз мы не играли.И постепенно страх не соответствовать этим "виртуозам Барнаула" растаял.
Через пару недель я уже ощущала себя на своём месте.Быстро перезнакомившись с большинством музыкантов,я перестала робеть перед "богами Олимпа" и увидела в них просто людей,которым не чуждо ничто человеческое.А ещё  чувствовала,что рядом с ними я выросла.Как будто поднялась на ступеньку вверх.
(Продолжение следует)