Наш земляк - Виктор Петрович Астафьев

Антон Тюкин
Антон ТЮКИН

НАШ ЗЕМЛЯК – ВИКТОР ПЕТРОВИЧ АСТАФЬЕВ
(Биография Мастера)

Виктор Петрович Астафьев, русский, советский писатель, родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка, недалеко от Красноярска. Детство выпало ему - трудней не придумаешь. Когда мальчику было всего семь лет, у него погибла  мать. Утонула в реке Енисее. Позже, памяти матери, Лидии Ильиничне, литератор Астафьев посвятит повесть "Перевал". Став  известным писателем, скажет с горькой сыновней любовью: "И лишь одно я просил бы у своей судьбы - оставить со мной маму. Её мне не хватало всю жизнь..."
Детство  Витя  Астафьев провел в детдоме. Прекрасных  людей он знавал немало и не из родни: первыми после мамы, бабушки и деда был в его судьбе Василий Иванович Соколов - воспитатель в детдоме. Там же в детдоме Василий Иванович угадал, что в ту пору Витю не только много унижали, попрекая  хлебом и даже тем, что он де зачем - то  живет, но и достаточно много топтали в прямом и переносном смысле слова. Именно тогда воспитатель Василий Иванович стал защитником и другом Виктора. 
В детстве Витя любил читать без разбора и передыха все, что пропадало в руки, даже дрался из - за книг и даже воровал их, не считая это в детстве великим грехом. В то время, когда Астафьев жил в детдоме при Василии Ивановиче, который частенько твердил мальчику о его "природных данных", о его  "несомненной литературной одаренности", от чего Витя то впадал в лихую, дурашливую веселость, то в смущение, он и начал потихоньку сочинять стихи, стал участвовать в школьном рукописном журнале и еще - напропалую врать ребятам, пересказывая им  прочитанные книги.
Замечательным человеком,  встретившимся ему в начале жизненного пути, был Игнатий Дмитриевич Рождественский, сибирский поэт. В школе он преподавал  русский язык и литературу. В его классе впервые за все время существования 5- го Б даже у лентяев в графе "поведение"  появлялись отличные оценки… Игнатий Дмитриевич приносил на уроки свежие журналы и книги - это было редкостью тогда - и обязательно читал вслух ученикам пять или десять минут. Это было интересно всем. В его классе любили самостоятельную работу на уроке - не писать изложение, не зубрить наизусть длинные, чужие стихи, а творить,  сочинять самим.
Через годы и годы в 1953 году в Перми у Астафьева вышла первая книжка. И тогда же Виктор Петрович Астафьев поставил первый в жизни автограф человеку, который и привил ему уважительное отношение к литературному слову, пробудил в его юной душе жажду творчества. В год когда Игнатию Дмитриевичу исполнилось 50 лет, литератор Астафьев с уважением и радостью написал о нем статью, которую он напечатал в журнале "Октябрь".
Будущий русский, советский писатель кончил школу ФЗО на станции Енисей а после - стал работать близ города Красноярска на железнодорожной станции Базаиха составителем поездов. Осенью 1942 года Виктор  Астафьев ушёл добровольцем на фронт. Семнадцатилетний рабочий Астафьев угодил на передовую, в самое пекло Великой войны. Воинское звание было его - рядовой. Прошагал рядовым до Победы. Был шофёр, артразведчик, связист. На войне его дважды ранили, контузили. Словом, на войне как на войне…
После тяжелого ранения и лечения в госпиталях будущий писатель демобилизовался из армии. Это было осенью 1945 года. Жена Виктора Петровича тоже была на фронтах, воевала. После они вместе приехали жить в ее город уральский, родной - Чусовой. Про то время Астафьев писал: “Работал я сначала где придется. Затем попал в горячий цех. Врачи предложили легкую работу. Но город весь из металлургии состоит, в нем жизнь и работа трудная. Стал вагоны с дровами разгружать, затем мясные туши - для колбасного завода. Позднее перевели в цех мыть и подавать туши обвальщикам на стол, затем солить, селитровать и сваливать  мясо в бочки - труд тяжелый и грязный. Поработал в цехе несколько месяцев, потом мне поручено было вахтерить на заводе по ночам.”
Несмотря на все трудности Виктор Петрович Астафьев не запутался в жизни, к чему, впрочем, имелось множество предпосылок тогда. Ни единым пятнышком не испачкал своей биографии и после. Вынес трудности послевоенной жизни и с достоинством человека, который добросовестно выполняет работу и блюдет гражданскую опрятность уважая имя свое, делал нужное дело. А причина тому - есть тот самый “стрежневой корень, уходящий в людскую поросль” - как писал про это он сам. “Нет  страшнее доли - остаться человеку  наедине  с собою, заблудиться в потемках своей души, окаменеть в самом себе.” – говорил Астафьев.
Много разных профессий сменил будущий русский писатель после Великой войны, метался, как он скажет, “по разным работам”. Был он и слесарем, и чернорабочим, и грузчиком, и плотником в вагонном депо, и мойщиком мясных туш на колбасном заводе, пока в 1951 году в газете "Чусовской рабочий" не опубликовал свой первый рассказ. После этого Астафьев стал газетным, литературным сотрудником.
Вот так началась творческая биография великого литератора. Наступил очередной, очень сложный, напряженный период в жизни Виктора Петровича. Днем работа в газете, ночью, после того, как уснут дети – он писал рассказы. Собранные в книгу "До будущей весны", эти первые рассказы положили начало богатому литературному наследству.
Да, писательский облик Астафьева складывался далеко не сразу, ему самому пришлось проявить незаурядную способность прорастать через всякого рода препоны. Как и другие его сверстники, ушедшие на войну чуть ли не подростками, он не был подготовлен к литературной деятельности ни достаточным учением, ни умственным воспитанием, и ему понадобились годы и годы труда, чтобы развить свой талант, что возможно было сделать только благодаря воле и настойчивости, да еще, разумеется, тем условиям жизни, при которых приметить свой талант и поддержать его при первых еще очень неуверенных шагах становилось своего рода законом.
Да, нелегкий путь в литературу привел Виктора Астафьева. Это человек, литературный талант которого вырос из общения с простыми людьми, с рядовыми тружениками. Поэтому все герои его произведений простые люди, представители народа. Сам Виктор Петрович знал прекрасно немудрящий быт народа, психологию его, его нравы, обычаи, а потому представлял он “рядовых, советских людей” в своих произведениях не в виде некой однородной массы, а показывал читателям индивидуальные черты своих героев, создавал яркие, неповторимые характеры.
* * *
В свое время критик Александр Макаров писал: “Проза Астафьева, отливается ли она в сюжетное повествование или лирический рассказ - раздумье, - это всегда размышление о нашей жизни, о назначении человека на земле и в обществе и его нравственных устоях, о народном русском характере и о способности натур живых и деятельных прорастать через обстоятельства как бы ни были они тягостны, и выходить из испытаний, обогащаясь нравственно и сохраняя, как говорится, душу  живую.”
В долгие часы ночного дежурства Виктор Петрович написал свой первый рассказ "Гражданский человек". "Гражданский человек" мало чем отличался от десятков газетных рассказов о подвиге связиста, который, и будучи ранен, провод соединит. Там все завершает утешительный конец: однополчане получают письмо от выздоравливающего героя… Лет так через шесть Виктор Петрович опять возвратится к своему литературному первенцу, и тогда сухой костяк фраз обрастет образной плотью. Начинающий писатель словно вдохнет душу в своего Матвея Савинцева, восстановит рукописный вариант. И не выздоравливать в госпитале пошлет его, а правдиво изобразит, как он тяжко и мужественно умирал на поле боя - русский человек, как в последнюю минуту думал, как бы посмягчить горе близких, чем бы их утешить. Назовет он рассказ - "Сибиряк".
Тема Великой войны продолжает жить в творчестве Астафьева на протяжении всех долгих лет его писательства. Вспомним хоть бы знаменитую повесть “Пастух и пастушку”… “Ах, война, война... – писал Виктор Астафьев - Болеть нам ею - не переболеть, вспоминать её - не перевспоминать!” Но самым значительным военным произведением Астафьева будет знаменитый, как бы завершающий все его творчество великий и страшный роман “Прокляты и убиты”.
* * *
В1959 году молодой литератор поступил  на Высшие литературные курсы в Москве. Труд писательский  - беспрестанный поиск, сложный, изнурительный, долгий. Трудный, как и всякий настоящий и ответственный  труд. Труд, которого солдат и рабочий Астафьев никак не боялся. 
Через несколько лет когда Виктор Петрович уже заканчивал Высшие литературные курсы, в середине пятидесятых годов знаменитый критик Александр Макаров заявив о признании Виктора Астафьева, как даровитого писателя, очень точно обозначит основные творческие устремления тогда ещё молодого художника русского слова: "размышление о нашей жизни, о назначении человека на земле и в обществе и его нравственных устоях, о народном русском характере... по натуре своей он моралист и поэт человечности".
Поначалу Астафьев начал писать прозу (от рассказов до романа "Тают снега") в том её понимании, какое он застал в советской литературе ко времени своего художественного и мировоззренческого становления. Пишу это, но без тени укора. Умнее своего времени ты не будешь, особенно если позади у тебя лишь сиротское деревенское детство, детский дом, ФЗО, да война, да голодный, трудный, послевоенный быт. Чтение, конечно же, тоже было. Читал Виктор Петрович всегда очень много. Были в  детском, юношеском списке его, конечно же, и Максим Горький и Михаил Шолохов.
Много позже в "Зрячем посохе" - благодарной книге о своём лучшем незабвенном учителе А. Н. Макарове в ответ на укоры критика в незнании творчества Антона Павловича Чехова Виктор Астафьев припомнит свой так мало способствовавший систематическому образованию юношеский путь, но без досады заметит: "Естественно, что и в чтении я не мог "подбортнуться" к тихому Антону Павловичу, ибо рос на литературе сибиряков: Петра Петрова, Вячеслава Шишкова, Лидии Сейфуллиной, Всеволода Иванова... Бунина открыл для себя лишь в сорок лет, по независящим от меня причинам."
Виктор Петрович Астафьев – автор многочисленных повестей и рассказов. Много создано было им книг о войне, о мире, о детстве. Все они отмечены загадкой таланта, звуками Родины - светлой и чистой, горькой и радостной музыкой человеческой судьбы. Вся его многообразная биография, его путь долгий и ясный - на виду у читателей. Произведения, созданные Виктором Астафьевым, хорошо всем известны. Это и многочисленные рассказы, и повести: "Перевал", "Стародуб", "Кража" , "Звездопад" , "Пастух и пастушка" , "Последний поклон". Во многих из них автор поднимал очень важные, острые и порой злободневные для советского общества темы - проблемы. Так, в психологических повестях и романах о войне и сибирской деревне "Кража" (от 1966 года), "Пастух и пастушка" (от 1971 года), в рассказе "Царь-рыба" (от 1976 года; это произведение было удостоено Государственной премии СССР за 1978 год), в цикле автобиографических рассказов и повестей "Последний поклон" (книги 1 - 2, изданы в 1971 – 92 годах), в повести "Зрячий посох" (от 1988 года, написана на основе переписки с критиком А. Н. Макаровым; книга удостоена Государственной премии СССР за 1991 год) звучит яростный призыв литератора к противостоянию нравственному распаду общества, сохранению его нравственных и моральных основ с неизменной опорой на корневые устои русской, национальной жизни, поднимается трагическая тема гибели русской природы и русской души. В заключительном, великом романе "Прокляты и убиты" (книга 1, от 1992 года) Виктор Петрович Астафьев живописует мрачную обстановку казарм военного времени, передает страдания простых солдат - жертв бессмысленной жестокости репрессивной советской системы. Перед тем в повести "Печальный детектив" (от 1986 года) литератор ставит жестокий “диагноз болезни” нравственному и социальному состоянию советского общества 1970 - 80-х годов… Знаменит, заслуженно любим читателями цикл лирических миниатюр "Затеси" (публикуются с 1972 года). В творческом багаже  литератора Астафьева есть и киносценарии… За многолетний плодотворный, творческий труд на благо Родины Виктору Петровичу Астафьеву в 1989 году было присвоено высокое звания  Героя Социалистического Труда.
До конца своих дней знаменитый писатель земли русской проживал в Красноярске,  на родине. Но не только Красноярск и Красноярский край был для Виктора Петровича родным, его домом. Так, на протяжении ряда лет в конце шестидесятых – начале семидесятых годов литератор Астафьев жил и работал у нас в Вологде. Здесь его тоже любят и помнят, здесь по праву считают своим земляком.