О подвиге детей-партизан. Сизарка Белой Руси 1ч

Онучина Людмила
                (рассказ)
                Бывают в памяти  человека людские судьбы, о которых  нельзя не рассказать. Вот я и решила поведать тебе, мой читатель, о женщине - партизанке,  стезя которой – героизм девочки-подростка в годы Великой Отечественной войны и боль пронзительная от мирной послевоенной жизни.               
                Как-то дождливым осенним утром зашла ко мне женщина,мама двоих
 учеников, Галины и Павла. Присев на стул,тихо расплакалась… И было отчего.
                Передо мной была сельская труженица, лет шестидесяти: с проседью волосы, лицо с круглогодичным полевым загаром, в глубоких морщинах, а карие глаза, хоть и полные слёз, источали тот свет доверчивости, от которой женщины часто  страдают. На самом деле ей было чуть за сорок. «Вот она, женская доля-долюшка…» - мелькнула у меня мысль. И не напрасно.
                Я прикрыла дверь кабинета и приготовилась выслушать, понять слёзы матери.
-  Поволокова Елизавета Сергеевна я. Мама Павлуши да Гали, двойняшки они у меня,  в восьмой класс ходят. Сама-то успела до войны четыре класса отходить – всё моё образование тут. А к вам пришла с бедой. Галочку мою обманул солдатик, на прошлой неделе демобилизовался, уехал не известно куда. Сама дочка мне рассказала, плачет, места себе не находит… Боюсь за неё. Только что была у командира части, где служил тот,  разэтакий. Так вот командир послушал меня и сказал, что много всяких возле солдат крутится, что я, мать, в этом виновата. Приказал кабинет тут же освободить… Одна я их поднимаю. Шагая к порогу, не подумав, ему выпалила: горевать да  бедовать тебе, майор, за слёзы материнские. Ушла. Теперь каюсь за пожелания ему, боюсь – плохое сказала…
-  Попробуйте сначала, Елизавета Сергеевна, успокоиться – это ещё не самое безысходное, - начала было я, не имея того опыта, чтобы развязывать  столь горькие жизненные узлы. Но ведь человек доверился, да и должность моя обязывала…  Не знала я эту женщину, но что-то мне подсказывало: не одна у неё беда. Казалось, вся она – неизбывная  боль-печаль.
-  Нервы в тряпки превратились ещё в партизанском отряде, когда была совсем подростком, как мои дети сейчас. В суд подам на этого майора и его солдата, - под плач продолжала она. – Только вот судиться – грешно,  об этом ещё бабушка мне говорила,  учила никому не желать плохого (это опасно, а я вот сегодня пожелала … командиру).   
-  Скажите, пожалуйста,  кто знает о случившемся?
-  Мы с дочкой,  майор и вот вы, а больше, думаю, никто.
-  Давайте, подождём. Может, с Галей всё и обойдётся (понимаете, о чём я…). Обещаю с ней побеседовать, успокоить её. Тогда и напутствие бабушки о судах исполните, раз вы верите…
-  А как же без Бога? С ним я и прошла партизанское пекло. Без Креста – на задание, донесений не добудешь. Все партизаны в душе  несли Крест, да и кто запретит …  Только вот в здешнем военкомате не хотят признать во мне партизанку. Документов у меня нет: погиб весь наш отряд в белорусских лесных топях. Деревни немец выжег – свидетелей, кто бы подтвердил, как я в тринадцать лет пустила под откос не один эшелон с немецкими танками…  Да я вам потом  как-нибудь об этом…  Не это сегодня моё сердце давит.
-  Вот и договорились. Подождём. А праздник на улице вашей обязательно засияет, - вела я к итогу нашу беседу.
             Женщина, вроде успокоившись, вышла. Сердце моё щемило.Как говорить с Галей, что  сказать, чтобы вернуть её к жизни?  Думать и думать… На следующий день беседа наша состоялась. Страх и горечь её как будто удалось смягчить, а через три недели она меня и маму успокоила: всё обошлось… Девочка часто забегала ко мне  на чай, а всё-таки нет-нет да и катилась слеза по её щекам.
             Братик с сестричкой окончили  школу, оба поступили в техникум. Мать
же всё казнила себя за слова «горевать да бедовать тебе, майор, за слёзы материнские». Они и правда оказались «плохими»: майор иногда забывал … про семью. Однажды, возвращаясь на мотоцикле от любовницы, перевернулся, сломал позвоночник…  Инвалид.  Может, это не имеет никакого отношения к беде Елизаветы Сергеевны, несчастной женщины с двумя детьми…  Всего лишь совпадение. Возможно, а может и…  Недаром же в стародавние времена на Руси  вдов да сироток старались не обижать.  Мудрее люди были…    

                31.10.2012 г.

   См. ПРОДОЛЖЕНИЕ, часть2.