Дело Мандельштама

Журнал Эмоции
В ноябре 1933 Осип Мандельштам бросил вызов самому Сталину

Мы живем, под собою не чуя страны,
Наши речи за десять шагов не слышны,
А где хватит на полразговорца,
Там припомнят кавказского горца.
Его толстые пальцы, как черви, жирны,
А слова, как пудовые гири, верны,
Тараканьи смеются усища,
И сияют его голенища.
 
А вокруг него сброд тонкошеих вождей,
Он играет услугами полулюдей,
Кто свистит, кто мяучит, кто хнычет,
Он один лишь бабачет и тычет.
Как подковы, кует за указом указ —
Кому в пах, кому в лоб, кому в бровь, кому в глаз
Что ни казнь у него — то малина
И широкая грудь осетина.

А дальше судьба поэта достаточно известна. Арест и мучительное ожидание расстрела. И вдруг: «Изолировать, но сохранить. Резолюция Самого! Возможно, вождю польстило признание его всесилия, пусть и необычно: через каламбур (кремлевский горец!) и образ всесильного человека («сброд тонкошеих», « играет услугами людей»).
Даже сейчас творчество Осипа Мандельштама вызывает не просто интерес, а я бы сказал эмоциональную рецепцию его стихов. Ну чем не СЕГОДНЯ:

Мне на плечи кидается век-волкодав,
Но не волк я по крови своей…?

Судьба-то поэта известна, а вот переживания нет. И я сейчас немного о другом. Намедни посетил спектакль «Дело Мандельштама». Необычная постановка. Я бы сказал вызывающая… Вызывающая думать. Думать и задавать вопросы (прежде всего себе) о том, что у нас общество болеет, а государство не может (или не умеет?) найти подходящее лекарство.
Неоднозначная режиссура, великолепная игра актеров. И это все сопровождается прекрасной гитарной музыкой с соответствующей обработкой и песнями на стихи Осипа Мандельштама.
Потрясающая песенная версия стихов «Шерри-бренди». Я ее принял. Хотя я сам написал в 1991 году музыку к этим стихам и считал (и не только я!) что это удачная версия.
«Как убедительна музыка Баха! Принимать в искусстве что-нибудь на веру недостойно художника, легко и скучно... Мы не летаем, мы поднимаемся только на те башни, какие сами можем построить».

Придите и посмотрите спектакль «Дело Мандельштама» театра «Разные люди». Каждую пятницу (2, 9 16 ноября 2012 г) в 19.00. ВВЦ, 62 павильон. Билет всего-то стоит 600 рублей. Если есть интерес, позвоните и узнайте информацию по тел.499 760 21 56