Тайны Русской православной церкви. Глава 5 ч. 2

Владимир Бровко
             Гл. 5  ч. 2

       История создания Григорианского  календаря

      Из  содержания предыдущей  части, вы уважаемый  читатель уже хорошо знаете историю создания Юлианского календаря,  а так  же осведомлены обо  всех его  основные недостатках, которые  требовали от правителей  европейских стран и руководителей  обоих ветвей  христианской церкви, проведения немедленной  реформы  существующего летоисчисления.

     Поэтому   прежде чем  начать, рассказ о структуре и принципах устройства нового календаря, давайте  рассмотрим вопросы  подготовки реформы и  назовем главных действующих лицах прямо  причастных к созданию и внедрению в оборот  календаря, т. е покажем историю вопроса.
     А исторические события развивались по принципу, озвученному в одной из русских поговорок «Скоро сказка  сказывается да не скоро дело делается!»

     Но, главным инициатором реформы календаря, все же выступила Римско-католическая церковь (лат. Ecclesia Catholica Romana), поскольку  именно она  в первую очередь была заинтересована  в том,  чтобы новый календарь обеспечивал  точное определения дня Пасхи (главного  христианского праздника).
 
     Впервые  вопрос отставания  календаря  официально обсуждался уже  в 325 г. на Первом Никейском Соборе, чтобы установить праздник Пасхи, который по традиции  и во избежание  совпадений с другими праздниками, ранее был установлен в  День весеннего равноденствия, то - есть 21 марта.

    Но Юлианский календарь, отставал все больше и поэтому «Пасха» праздновалась все позднее.

     В целях определения точного дня Пасхи вопрос о реформе календаря  вновь обсуждался на Соборе в Костанце (1414-1418), затем на Базилейском Соборе и на Лютеранском (1512-1517).
 
    Первым, из Римских Пап  взявшимся за реформу календаря  стал Папа Лев X. Он  учредил комиссию, но дело не было доведено до конца по независящим от него обстоятельствам.

      После  него другие  Папы:  Элевтерий, Виктор I,  Иоанн I, Клемент IV,  Клемент VI, Сикст IV тоже   пытались решить этот вопрос, но вновь  безуспешно!

     На Трентийском Соборе (1545-1563) вновь было  решено потребовать  от  нового  Папы Григория XIII  реформировать календарь.

    И раз он, в нашей истории, есть главным  действующим  лицом,  от воли которого завило принятие  решение о введении нового календаря, то и давайте  более детально изучим его любопытную биографию.

     Григорий XIII (лат. Gregorius PP. XIII; в миру Уго Бонкомпаньи, итал. Ugo Boncompagni; 7 января 1502[1] — 10 апреля 1585) — папа римский с 13 мая 1572 по 10 апреля 1585 год.

     Уго  Бонкомпаньи родился 7 января 1502 года в Болонье. Происходил из дворянской семьи. Изучал право в Болонском университете, а затем, как квалифицированный юрист, доктор права, был советником многих епископов в Риме и Триденте.
       В 1565 году был назначен кардиналом и послан с дипломатической миссией в Мадрид.
       В период понтификата Пия IV не одобрял слишком жёстких, по его мнению, папских приговоров.

       Имел одного внебрачного сына, Джакомо, которого после получения папской тиары не мог слишком сильно опекать в новой атмосфере тридентской реформы. Григорий XIII — последний папа, про которого точно известно, что у него были незаконные дети.

       Большую власть над папой имели иезуиты, театинцы и их сторонники.
       Однако Григорию XIII удалось назначить кардиналами двух своих племянников, но их влияние в Римской курии было ограниченным. Родной брат папы, который выехал из Болоньи в Рим, чтобы поздравить Григория с избранием на трон св. Петра, получил приказ вернуться обратно.

       Хронисты подчеркивают, что папа, по примеру Пия V, вёл набожный образ жизни и, что даже в первые годы понтификата, еженедельно трижды сам отправлял мессу.
 
       В период Возрождения вид папы, служащего обедню (кроме особо торжественных случаев), был крайне редким.

       В Риме дело реформы продолжали члены новых монашеских орденов, призванных возродить религиозную жизнь и пропагандировать христианские принципы в духе решений Тридентского собора.

        По инициативе папы Григория XIII в Риме появилось два новых учебных заведения (коллегии).
        Первая коллегия получила позднее название Григорианского университета, а вторая — Германская коллегия — была предназначена для немецкого духовенства, происходившего из высших слоев общества, и призвана оздоровить мораль духовенства в Германской империи.

          Создана была также Греческая коллегия для обучения духовенства, предназначенного для пастырской деятельности на территориях, находившихся под влиянием православной церкви.

       И как мы уже знаем, что  именно Григорий XIII  в 1572  принял решение об учреждении  «Комиссии о реформе календаря», работа которой завершилась в 1580.

       После чего в 1582 Папа Григорий XIII своей буллой «Inter gravissimas» санкционировал появление нового  календаря, который до сих пор пользуется в большинстве стран мира и получил в честь папы наименование « Григорианского».
      Но  историки, упоминая  об этом документе,  никогда не приводят его перевода на русский  язык. Поэтому  я наверно впервые открыто публикую  свой вариант перевода вышеназванной  папской  буллы. Это очень интересный и поучительный   документ и давайте  внимательно ознакомится с его содержанием.

        Возможно, мой перевод  есть несовершенным в литературном контексте, но зато он близко к  оригиналу,  отражает  основные моменты  календарной реформы.

                Inter Gravissimas  («Среди важнейших»)
                Григорий, епископ, раб рабов Бога, в вечной памяти.

     «Среди наших серьезных пастырских обязанностей, не последнее, есть то, что мы заботимся, чтобы  священные обряды с помощи Божией были защищенные.
       Также принимаются  в свое внимание и  необходимость окончательного их отражение в молитвенниках, но они были остановлены из-за отсутствия времени, и тогда  на Совете отцов,  было  решено  передать  этот вопрос  властям и на суд римского понтифика.
      Однако существуют две основные части: отражение священных обрядов  в молитвенниках: молитв и религиозных гимнов,  которые надлежит читать на государственные праздники и в рабочие дни;
     Другие проблемы: годовой  цикл  Пасхи и других праздники,  возвращение которых зависит от измерения  движения  Солнце и Луна.
     Реформа первой части,  была проведена  Пий V [1566-1572], нашим предшественником и вступили  в силу.

     Реформа второй  части, которая  требует, прежде всего, восстановление календаря, была обсуждаема, в течение длительного времени,   нашими предшественниками римскими понтификами.

    Тем не менее,  она не могла быть проведена, до сих пор, потому, что различные проекты  календарной  реформы, предложенные астрономами, представляли, огромные и почти непреодолимые трудности, которые всегда сопровождаются при осуществлении  такой реформы.
      И они   не были прочны, и особенно они не поддерживали  нетронутыми древние обряды Церкви, а это была наша первая задача в этом деле.

      Хотя, таким образом, эта обязанность была возложена на нас, она была  разрешено.
      Наш дорогой сын Антонио Lilio, профессор науки и медицины, принес нам книгу, написанную в свое время его братом Алоизием [Luigi], в которой он показал, что с помощью  нового цикла epacts,  которые он  разработал, и вычислил  свои собственные специфические Золотые номера модели (календаря - автор) и полностью разместил  любой Солнечный год,  где каждый [Дефект] календаря был  устранен, и постоянные  пересчеты не будут требоваться,  для каждого нового поколения.

       Он, таким образом, был в состоянии восстановить и объяснить, почему в этот календарь никогда не придется опубликовать дальнейшие изменения.
       Этот новый проект (календаря – автор), сведенный в небольшой книге, мы направили несколько лет тому назад к христианским  князьям и крупным университетам, потому, что эта работа,  является делом всех,  чтобы она осуществлялась  с  всеобщими консультациями.

        Они, выразив  нам свое согласие,  как мы  и искренне надеялись, что будем  иметь, с этим вопросом  консенсус, устроили сбор в Святом городе. 
       Чтобы реформировать календарь, мы выбрали очень квалифицированных людей  из основных стран христианского мира.
       Те же, после того, как они  посвятили много времени и внимания  этим  работам и, обсудив между ними «циклы», которые они собрали со всех сторон, как старые, так и современные, и как они тщательно изучили   мнения эрудированных  людей, которые писали на эту тему, то выбрали этого цикла epacts, добавляя в него элементы, которые, после тщательного изучения, представляется важным для реализации идеального календаря.

        Было  отмечено в рассмотрении этого вопроса, что надо ориентироваться в то же время на три даты, чтобы восстановить празднование Пасхи в соответствии с правилами установленного предыдущим понтификов Римская, в частности Пия I [ок. 140 - 154] и Виктор I [ок. 189 - 198, который установил празднование Пасхи в воскресенье, а не 14 нисана
      Излюбленные "Квартодециманские" епископам Азии], и отцы советов, в частности [первого] большое экуменического совета Nicжa [20 мая - 25 августа 325 г., решая следующие правила].

        А именно: во-первых, точная дата весеннего равноденствия, то точная дата четырнадцатый день луны, которая достигает этого возраста в тот же день, как день весеннего равноденствия или непосредственно после этого, наконец, в первое воскресенье, которое следует этой же четырнадцатый день Луна.

        Поэтому мы позаботились не только о том, что весеннее равноденствие возвращается на прежнее  даты, из которых он уже отклонился примерно десять дней после Никейского собора, и так, что в четырнадцатый день пасхальной Луны с учетом ее законное место, из которого теперь далекие четырех дней и более, а также, что основана методической и рациональной системы, которая обеспечивает, в будущем, что равноденствия и в четырнадцатый день луны не двигаться с их соответствующими позициями.

         Таким образом, при том, что в День весеннего равноденствия, которое было зафиксировано отцов [первого] Никейский собор в XII календы апреля [21 марта], заменяется  на эту дату, мы назначаем и порядка, что удаляется, с октября этого года 1582 года, за десять дней, которые идут от третьего до Nones [5-го] через день до ид [14] включительно.

         День, который будет следовать IV Nones [4], где традиционно празднует святого Франциска [Ассизского], должны быть иды октября [15], и там будет отмечаться в этот день праздник святых мучеников Денис [епископ Париж, ранее путать с Дионисия Ареопагита], Рустик [священник] Denis ', и Елевферий [диакон Денис, праздник 9 октября для всех трех], а также память святого Марка, [праздник день октября 7] папа и духовник, и святых мучеников Сергия, Вакха, Марцелл и Апулея [праздник день октября 7].

        Там будет отмечаться на следующий день, семнадцатого календ ноября [16 октября], праздник святого Каллиста [I], папы и мученика [праздник 14 октября], а затем вступает XVI календ ноября [17 октября], офиса и Масса Неделя 18-я по Пятидесятнице, письмо воскресенье переходит от G к C.

       Наконец придет на место пятнадцатого календы ноября [18 октября], праздник Святого Луки Евангелиста [праздник 18 октября], после чего будут следовать один за другим другие праздники, в том, как они описаны в календаре.
      Но так, чтобы это десять дней удаление не приводит к изменениям, с кем должны осуществлять ежемесячные или ежегодные выплаты, она будет падать на судей, в судебных процессах, которые могли бы привести из него, с учетом вышеупомянутых удаления, откладывая десять дней истечения любого платежа.

        Тогда, чтобы не отступать от равноденствия XII календы апреля [21 марта] в будущем, мы устанавливаем каждый четвертый год будет високосный (как обычай), за исключением столетию лет, которые всегда были високосный до сих пор, и мы желаем, чтобы 1600 года по-прежнему високосный год, после чего, однако, эти столетия лет, которые следуют не все високосный год, но в каждом четыреста лет, первые три года столетию не високосный, а на четвертый год столетия, однако, високосный, поэтому 1700 лет , 1800 и 1900 не будет високосный.

         Несомненно,  2000 год, как с нашим обычаем, будет иметь високосный интеркаляции февраля, будет содержать 29 дней, и то же самое правило периодического високосный прослойки в каждой четыреста лет будет сохраняться на неограниченный срок.

        Кроме  того,  так что в четырнадцатый день пасхальной Луны дано с точностью и, что возраст Луны представлены с точностью до верного в соответствии со старым  использование церкви, принять к сведению его каждый день с чтения мартиролог, то для того, чтобы один раз  Золотой номер снимается с календарем, подставить цикла epacts для него, который, благодаря своей очень точные правила, упомянутые выше Золотой номер, делает так, что новая луна и в четырнадцатый день Пасхальное Луна всегда держите свое место.
        И это ясно видно в объяснении нашего календаря, где также представлены пасхальной таблицы в соответствии с древней практикой Церкви,  которая позволяет найти более уверенно и более легко священную  даты Пасхи.

         Наконец, отчасти потому, что из десяти дней отрезаны от октября с года 1582 (что надо сейчас называем годом реформ), а отчасти потому, что из трех дней, которые не должны быть включены любые дополнительные течение каждого четыреста лет, это будет необходимо остановить 28-летнего цикла, буквы воскресенье использовали до сих пор в Римской Церкви.

          Мы хотели бы заменить его же 28 летний цикл, как адаптировать эту же Lilio правилу високосный интеркаляции за последние годы нашего века, а также на весь солнечный год,  так что буква воскресенье всегда может быть задан как легко, как и перед использованием солнечного цикла, так как это объясняется в канон, который передается ему.

         Мы, таким образом, с тем, что традиционно является атрибутом суверенного понтифика, мы одобряем этот календарь, в настоящее время реформировать и совершается благодаря бесконечной доброжелательности Бога к Его Церкви, и мы того, что она напечатана в Риме с мартиролог.

        Но, так, чтобы эти заказы в целости и сохранности и ясно всюду недостатки и ошибки, мы запрещаем все печатные издания, созданных на территории, с или без посредника, к нашей юрисдикции, и что святой Римской Церкви, иметь смелость и  печатать  или   публиковать,  без нашего разрешения, календарь  или мартиролог,  вместе или по отдельности, или извлечь  пользу в любой форме от этого, под угрозой потери контрактов и штрафа в размере ста золотых дукатов в пользу  Апостольского Престола.

         Что касается других, то они остаются аналогично вопросу, мы даем им, то же запретом, под угрозой отлучения от церкви и при других скорбей в наше усмотрение.

          Таким образом,  удаляя  и абсолютно отменяя  старый календарь и мы хотим, чтобы все патриархи, примасы, архиепископы, епископы, настоятели монастырей и других руководителей Церкви  ввели в действие для чтения, богослужения и празднования фестивалей, каждый  из которых в свою   Церковь, монастырь, монастырь, команды, армии или епархии, новый календарь, и использовать только его, а также все другие священники  и  дьяки, светские граждане, обоих полов, а также солдатами и всем христианами, этот календарь, использование которых начнется после десяти дней удаленных за  октября 1582 года.

            Что касается тех, которые живут в районах, слишком далеко, чтобы принять знание этого письма во времени, они позволили сделать такое изменение в октябре того года, который следует сразу же, а именно 1583, или следующий, как только, конечно,  как это письмо будет приходить к ним в порядке, что мы указали выше и которые будут более обильно объяснил в календаре год реформ.

            Кроме того, в соответствии с условиями власти, с которой была  возложена на нас  Богом, мы призываем и просим наших дорогих сыновей во Христе, нашего знаменитого Рудольф [II], короля римлян стать императором, а также других царей и князей, как и республик.

          Мы рекомендуем им, поскольку  они оба стремились достичь достойных результатов и  особенно, в целях поддержания гармонии между христианскими  народами  в  праздновании   фестивалей,  принять   для себя наш календарь  и  заботиться, чтобы  все их субъекты приняли его с уважением и соответствовать ему  неукоснительно.

           Как это ни будет трудно, однако, переслать это письмо всем странам христианского мира, для того, чтобы оно оглашается и отображается на ворота базилики равноапостольного князя и на тех апостольской канцелярии, а также на вступление Кампо-ди-Фьори.

        Кроме того, среди всех народов и во всех странах, один должен предоставить такую же  абсолютную  копию  этого письма, даже напечатанного,  в сопровождении образцов календарю и мартиролог, в то же время с подписанным рукой и печатью нотариуса общественные и авторизованные сановника церкви, что бы быть предоставлены все атрибуты  оригинального письма.

        Никому  из мужчин, не разрешается нарушать, наш  мандат, и никто ни осмелится безрассудно быть в оппозиции.
       Но если вы будете затягивать  с этим, Всемогущий Бог возьмет вас с негодованием, и вы будете наказаны  его  апостолами Петром  и Павлом.

         Дано в Tusculum [теперь часть Фраскати], в год воплощения Господня 1581, шестой календы марта [24 февраля]; нашего понтификата, год 10.»

Cae. Glorierius
А. де Alexijs

      А  из  этого  документа  мы  узнаем  имена  первых двух   авторов  проведенной календарной  реформы:  родных братьев Алоизия  Lilio [Luigi]и   Антонио Lilio (продолжившим  его дело Алозия после  его скоропостижной смерти) .

     Именно они первыми, предложили, что новый календарь будет - солнечным календарем, базирующийся на чередовании времени года.

      По предлагаемому  проекту  «Год»  состоит из 12 месяцев различной длительности (от 28 до 31 дня) и насчитывает 365, или 366 дней.

      Год, на  который  приходится  366 дней, называется  високосным и случается каждое 4 года, с редкими исключениями. Так, например, 2 200 будет не високосным, а  2400 и 2800, напротив,  будут високосным.
 
      Что касается смещения весеннего равноденствия вследствие неточности Юлианского  календаря, Лилио считал, что необходимо исключить 10 дней.
    Но,  вот окончательно  необходимость об исключении 10 дней   обосновал  уже немецкий ученный-иезуит Кристофор Клавио.
     Именно он  предложил, на основе расчетов Лилио, перескочить с  даты  4 октября на 15 октября 1582.

      И поскольку это  еще один из ключевых автором Григорианского календаря то позвольте  помянуть его имя небольшой справкой.

         Клавий (Christophorus Clavius; 1537, Бамберг — 1612, Рим) — германский математик и астроном. Прославился своим участием в комиссии по календарной реформе, созданной папой Григорием XIII; и  является одним из авторов григорианского календаря
       Именно ему было поручено папой Григорием XIII руководство другими ученными 9 ученными преобразование календаря. Из его трудов  дошедших до нас наиболее интересны для математиков и астрономов считаются:
• «Euclidis elementorum libri XVI cum scholiis» (1574);
• «Gnomonices libri VIII» (1581);
• «Calendarii romani gregoriani explicatio jussu Clementis VIII» (1603);
• «Computus ecclesiasticus per digitorum articulos et tabulas traditus» (1603).
      Его именем в ознаменование заслуг перед мировой наукой,  назван третий по величине кратер на видимой стороне Луны.
       
      Что же касается  Луиджи  Лилио, то  его латинизированное имя пишется как:  Алоизиус  Лилиус, и он был главным создателем «Григорианского календаря».Но со временем его имя  как бы забылось и до сих пор остается в тени имени Папы Григория XIII/

        Хотя современники высоко ценили его заслуги. Так еще в 1582 году  вышеназванный Кристофор Клавио подводя  итог календарной реформы, писал:
        «Если был бы жив Алоизиус Лилиус Ипсикронус, человек, более, чем кто - либо заслуживающий бессмертия, главный автор такого удивительного исправления, блистающий над другими, благодаря своим открытиям».
    Дело  Луиджи продолжил младший брат Антонио, образ которого и был  запечатлен на барельефе мавзолея Григория XIII в Ватиканской Базилике, где он, коленопреклонный, преподносит Понтифику новый календарь.
       Работа его брата Луиджи Лилио по расчету и установлению точности нового Календаря была настолько важной, что и Папа Григорий XIII написал 3 апреля 1582:
      «Мы желаем особой благодатью способствовать тому же Антонио, чтобы вознаградить его за большие и трудные изыскания,  преодолевшие испытания и компиляцию реформы, подготовленной братом Луиджи».
       Желая воздать должное труду Луиджи Лилио, Папа предоставил  Антонио  Лилио исключительное  право  публиковать реформированный  календарь в течении 10 лет.
     А это  уже само по себе было миллионным делом, сулившим большое богатство!

      Поэтому и   мы,  теперь можем  смело согласится  с утверждением  современных исследователей  биографии Л.Лило, которые  пишут:
     «Лилио был единственным, кому по прошествии   веков   удалось, учитывая различные движения земли, разработать календарь, рассчитать с максимально  возможной точностью количества дней, отражающее верный наклон земной оси по отношению к солнцу».

    Но, не взирая на всю  прогрессивность  принятого решения о введении нового точного календаря, в 1582 году на него перешли Испания, Италия, Португалия, Речь Посполитая (Великое княжество Литовское и Польша в состав  которых входили и территории, занимаемые ныне Украиной), Франция, Лотарингия.
    К концу 1583 года к ним присоединились Голландия, Бельгия, Брабант, Фландрия, Льеж, Аугсбург, Трир, Бавария, Зальцбург, Регенсбург, часть Австрии и Тироль.
     Не обошлось без курьёзов, например, в Бельгии и Голландии 1 января 1583 года наступило сразу после 21 декабря 1582 года и всё население осталось в том году без Рождества.
    Была, попытка договорится о введении нового календаря и с Восточной православной  церковью.
     Так  уже в  1583 году Григорий XIII направил Константинопольскому патриарху Иеремии II посольство с предложением перейти на новый календарь.
     В конце 1583 года на соборе в Константинополе предложение было отвергнуто как не соответствующее каноническим правилам празднования Пасхи.Подробности принятия такого решения  будут изложены в следующих частях этой работы.
    В 1584 году завершила свой переход на Григорианский календарь Австрия, начала переход Швейцария (кантоны Люцерн, Ури, Швиц, Цуг, Фрайбург, Золотурн), Силезия, Вестфалия и Испанские колонии в Америке.
     В XVI веке перешла на григорианский календарь католическая часть Швейцарии, протестантские кантоны перешли в 1753 году.
      В ряде случаев переход на григорианский календарь сопровождался серьёзными беспорядками.
      Например, когда польский король Стефан Баторий ввёл в Риге новый календарь (1584 год), местные купцы подняли мятеж, заявив, что сдвиг на 10 дней срывает их сроки поставок и приводит к значительным убыткам. Мятежники разгромили рижскую церковь и убили несколько муниципальных служащих. Справиться с «календарными беспорядками» удалось только летом 1589 года.
        В некоторых странах, перешедших на григорианский календарь, впоследствии возобновлялось юлианское летоисчисление в результате их присоединения к другим государствам. Как, к примеру,  это случилось  в Украине, по мере захвата ее территорий Московским царством.
          В связи с разновременным переходом стран на григорианский календарь стали  возникать фактические ошибки восприятия: например, известно, что Мигель де Сервантес и Уильям Шекспир умерли 23 апреля 1616 года.
     На самом деле эти события произошли с разницей в 10 дней, так как в католической Испании новый стиль действовал с самого введения его папой, а Великобритания перешла на новый календарь только в 1752 году.
       В перешедшей по решению короля Георга II на григорианский календарь 2 сентября 1752 года Британии от текущей даты пришлось отнимать (сдвигать дату вперёд) уже не 10, а 11 дней, поскольку с момента вступления в силу нового календаря в континентальной Европе миновал уже целый век и накопился ещё один лишний день.
    То есть после 2 сразу наступило 14 сентября. Подданные, остались недовольны решением, которое сделало их старше, в стране были замечены протесты под лозунгом: «Верните нам наши одиннадцать дней!», который присутствует в частности на одной из гравюр серии «Выборы», созданной Уильямом Хогартом.
    Временами  вспыхивали бунты, которые иногда приводили к гибели людей, например, в Бристоле. Введение нового календаря имело также и серьёзные финансовые последствия для сборщиков налогов и податей.
      А в 1753 году — первом полном году по григорианскому календарю, банкиры отказались платить налоги, дожидаясь положенных 11 дней после привычной даты окончания сборов — 25 марта.
     В результате финансовый год в Великобритании начался лишь 6 апреля. Эта дата сохранилась и до сегодняшних дней, как символ больших перемен произошедших 250 лет назад.

                (конец ч. 2)
 
Все рисунки и фото к этой части находятся тут:
http://narodna.pravda.com.ua/rus/history/508e3ef3de3d8/