Лекции по мистицизму. Лекция 5

Антонина Волкова
Сопоставив взгляды ученых и видных теоретиков мистицизма на природу отражаемой в мистическом опыте реальности и характер полученного знания, мы пришли к выводу, что мистика рассматривается в следующих аспектах: как до-научная, не строгая, эмоционально окрашенная форма познания внешней действительности; как преимущественно  субъективное знание о собственном внутреннем мире, представленное в самонаблюдении; как отражение процессов овладения собственной потенциальностью, включения в активность спавших ресурсов психики; как спонтанная манифестация скрытых сил целостного разума человека в его видовой, априорной форме; как отражение процессов реорганизации сознания в эволюционные моменты, периоды переходов к новой форме бытия и сознания.
Мы считаем, что каждое из этих представлений может быть частично справедливым в отношении определенных форм и отдельных видов и характеристик мистического опыта. Однако ни одно из них не охватывает мистический опыт целостно, а также не позволяет объяснить его специфику: спонтанность, качественно иное физиологическое обеспечение, включение малоизученных программ регуляции жизнедеятельности и деятельности сознания, невидимый и неизвестный источник, появление чуждых опыту личности и нередко - духу современности новообразований сознания и т.п. Мы делаем следующие выводы: мистический опыт не может быть полностью понят как выражение активности частных социально формируемых аспектов человека (личности, субъекта); он представляет собой отражение системного реагирования целостного сознания на изменение базовых условий существования; сущность мистического опыта - отражение процессов реорганизации различных уровней сознания, процессов их перехода в иное состояние; мистический опыт представляет собой согласование структурно-функциональных и информационно-содержательных характеристик сознания; перестройка сознания не отделима от упорядочения телесных, эмоциональных и умственных реакций личности на возникшее новообразование. В этом значении мистический опыт представляет интерес как опыт познания базовых характеристик сознания, его способности к усвоению опыта.