Лекции по мистицизму. Лекция 4

Антонина Волкова
Наиболее распространенными течениями мистицизма XIX - XX в.в. выступают оккультизм, теософия, антропософия, язычество. Современный оккультизм является продолжателем древних традиций поздней античности, эпохи Возрождения, ранних учений Нового времени. Видные деятели западного оккультизма конца XIX - начала XX века Е.Блаватская, Р.Штейнер, А.Безант, Д.Форчун служили возрождению и обновлению основ оккультной философии и практики. В России этого периода наибольшее распространение получила теософия: существовало Теософическое общество, имевшее объединения в семи крупных городах, издавалась многочисленная литература, журналы. Мировую известность обрели труды русских деятелей мистицизма: Е. и Н.Рерихи, П.Успенский, Д.Андреев, П.Иванов, Г.Гурджиев. В среде народа наиболее популярно язычество (магия, колдовство, ведовство), обретшее особый размах в конце XX века. Отмечается, что православие на протяжении веков выступало и сегодня выступает с резкой критикой мистицизма во всех его проявлениях (А.В.Пигин, 1998; А.Кураев, 1997, 1998; архиепископ Рафаил (Карелин), 2000).
Современный мистицизм в России является наследником идей оккультизма, теософии и антропософии конца XIX - начала XX века. В его массовидной форме наиболее популярны разработки идеи в четырех направлениях:
1. "Магическая медицина". В отличие от нетрадиционной медицины, она представлена эклектичными концепциями народных целителей, экстрасенсов, разнообразных ведунов, просто народных самоучек. Концепции имеют необычайно низкую теоретическую проработку, однако пользуются популярностью.
2. Магия обыденной жизни. Это направление представлено деятельностью гадалок, колдунов и экстрасенсов, занимающихся снятием сглаза, порчи, венца безбрачия, приворотами, улаживанием семейных и бытовых взаимоотношений, заговорами на удачу и т.д. На наш взгляд, их деятельность восполняет нехватку профессиональной психологической помощи и социального патронажа.
3. Культур-космогония. Это направление представлено эклектичными учениями о началах цивилизации, движущих силах истории, факторах эволюции, роли космических сил в жизни человека, управлении культурным процессом со стороны инопланетян и т.д. Наиболее популярная здесь тема -летающие тарелки и пришельцы.
4. Антропософское направление. В нем можно отметить несколько тенденций: популяризация древних учений о человеке, как правило, учений Индии, Китая, Ассирии, Египта, древнего Израиля; популяризация оккультных учений о скрытых силах и потенциальности человека; работы "энергетического" направления, обучающие познанию и использованию сил и энергий тела, души и духа.
Зачастую литература по указанным направлениям весьма упрощенна, ориентирована на обывателя, но представляет интерес как культурно-исторический феномен, отражающий пласт народных верований и представлений.
Для "академического" мистицизма в целом характерны следующие темы: тема космизма (П.Успенский, Е.Бла-ватская, Е. и Н.Рерихи); социальные темы (Г.Гурджиев, Шри Ауробиндо, Д.Кришнамурти, Р.Бах, М.Бубер); творческие силы эволюции (Е.Блаватская, А.Бейли, П.Успенский, Р.Бах, Е.Каменская), антропософские темы (К.Кастаньеда, Р.Штейнер, А.Гхош, Д.Судзуки, А.Кроули. Д.Хардинг).
 Для нас важно выделить несколько терминов: мистический опыт, мистические состояния, мистические феномены, мистик как личность. Каждое из указанных явлений изучено недостаточно, хотя есть ряд исследований мистических состояний (С.Гроф, 1994; В.В.Козлов, 1997; В.В.Майков, 1987; А.Минделл, 1996; Д.Л.Спивак, 1983; Е.А.Торчинов, 1998), личности мистика (Ж.Бросс, 1998; Э.Вандерхилл, 1998; Г.Даниловский, 1994; Е.Ф.Писарева, 1937; И.А. Жерносенко, 1997; В.В.Кравченко, 1997), ряда феноменов мистики (В.М.Бехтерев, 1994; Бехтерева Н.П., 1999; К.Витакер, 1999; Ш.Карагула, 1993; Д.Килль, 1992; М.В.Лодыженский, 1992; Ч.Хэнзел, 1970).

Мистицизм - мощный слой культуры во все времена и у всех народов. Его многоплановость и разнообразие форм не позволяют увидеть те базовые факторы, которые включены в производство и движение мистического познания. Вместе с тем живучесть и востребованность мистики - свидетельство ее онтологического и гносеологического значения в организации человеческого бытия и движения культуры.
Мистицизм проявляется как живое явление, отражающее современность выявлением не столько новых форм и видов, сколько откликом на исторически актуальную проблематику. Для современного мистицизма характерно обращение к темам космогонического, человековедческого и конкретно-научного типа.
В мистицизме как в целостном явлении отражается устойчивый принцип человеческого познания и отношения к действительности. Его неизменные начала отражаются в сохранении традиционных форм и проблем мистики. Его способность к изменению выражается в отклике на запросы современности. Эта особенность позволяет предполагать, что мистика является выражением живого и эволюционирующего свойства человеческой духовности. Мы далеки от мысли, что можно найти простые формулы для обозначения этого свойства. Однако современное человекознание и философия располагают рядом концепций, позволяющих сформулировать общие предположения о его природе и сущности. Мы полагаем, что мистика - это обнаружение в духовной деятельности тех устойчивых принципов и категорий, которые известны как интенциальность (Э.Гуссерль), врожденные идеи (Платон), сапиентальное чувство (Р.А.Варгезе), антропологические универсалии (Г.Бейтсон) и т.д. Можно полагать, что они видоспецифичны.
Мистика - почти единственная форма, в которой проявляется способность человеческих существ к использованию систем отображения и целесообразного реагирования на гораздо больший диапазон сигналов, чем это известно научному человекознанию. Наши разработки в сфере мистики направлено на извлечение из нее того нового, что поможет расширить представления о возможностях человеческого познания и ориентации в многомерном мире.