Зри в корень

Зара Казарян
Призвание человека… В чем оно заключается? И все ли его находят? И как узнать, является ли та профессия, которую ты выбрал, или то дело, которым ты занимаешься, твоим призванием?

Возьмем, к примеру, врача. Человек поступил в медицинский институт, закончил его с отличием, работает в хорошей клинике, делает сложнейшие операции, самодостаточен и успешен… Но ночью, дома, когда все спят, вместо того, чтобы и самому лечь и уснуть после тяжелого рабочего дня, он под светом настольной лампы пишет художественные рассказы, сочиняет стихи… Слова из - под его пера вылетают легко и непринужденно, когда он пишет, он не делает над собой никаких усилий. Уже скоро светает, утром ему предстоит трудная операция, а он пишет, пишет, и ничего не замечает. Так кто же он по призванию - известный и уважаемый всеми врач, спасший и продливший жизнь десяткам людей, или писатель, чьи произведения так и останутся на тетрадных листах и “канут в лету”?

Многие родители, отдавая дань моде, отправляет своих детей в музыкальные школы. И их абсолютно не волнует, есть ли у ребенка тяга к музыке или нет? Есть ли у него музыкальный слух или “медведь на ухо наступил”? С “младых ногтей” на подсознательном уровне у человека вырабатывается отвращение и к прекрасному миру музыки, и к тем, кто насильно ему этот мир навязал. Зато тот же ребенок с превеликим удовольствием везде и повсюду собирает различные минералы, находит редчайшие самородки, вулканические породы…

В чем же его призвание? Кем ему быть? Посредственным учителем музыки или ученым, который, вполне возможно, подарил бы человечеству новое открытие?

Учитель… Казалось бы, здесь двух мнений быть не должно: в школе человек работает только по призванию. Как же иначе? Но оказывается, что и здесь не все так просто. О каком призвании может идти речь, если многие учителя не умеют даже грамотно излагать свои мысли? Если  не все, то большинство их уж точно напрочь забыли, что когда - то сами были детьми. Если все еще ответом за провинность ученика является огромная двойка в дневнике и устный комментарий к ней: “Все, не стать тебе человеком”. Если учительница позволяет себе на родительском собрании кричать на достойнейших людей - врачей, инженеров, филологов, только из - за того, что их дети сбежали с какого - то урока. И родители должны все это терпеть, потому что понимают, что любое их слово потом выйдет их ребенку боком. Такие учителя могли бы работать в исправительных учреждениях в качестве надзирателей. Может, в этом и есть их призвание?

Обо всем этом можно говорить и писать бесконечно, а воз и ныне будет там. Есть ли решение данной проблемы? Есть. Врачом должен быть тот, чьи предки были врачами. Учителем - генетически учитель. Музыкантом - тот, в чьем доме на протяжении столетий звучала музыка. Но этого мало. Если ты  - врач, и хочешь, чтобы и твои дети стали врачами, ты с самого их рождения должен вести их к этому, и твоим самым большим достижением как родителя должно стать то, чтобы твой ребенок сделал свой выбор самостоятельно, а не обвинял тебя потом в том, что выбор этот был навязан тобою. Как этого достичь? Думай! Быть родителем - это не только обеспечивать хлеб насущный…

Немалая роль в выборе профессии принадлежит и учителям. Они должны отвечать за судьбы своих учеников как перед их родителями, так и перед вышестоящим начальством. В педагогический ВУЗ должны принимать не тех, кто на вступительном экзамене сможет прочесть наизусть несколько стихотворений, а тех, о ком известно, что их бабушка, дедушка, родители сердцем болели за детей. Тех, кто сумеет в сегодняшних неловких подростках разглядеть будущих светил науки, культуры, даже просто строителей, автомехаников и парикмахеров…

Мне могут возразить, что, если следовать всему вышесказанному, то у нас не было бы Ломоносова, Чехова, Платонова и многих других великих людей. Да, есть в природе самородки, не отрицаю. Но еще неизвестно, чей ген в них дал о себе знать в них - может, их предки когда - то давно принадлежали совсем к другому сословию…
Может, все это утопия? Может, невозможно все это организовать и внедрить в жизнь? А я уверена, что нет ничего невозможного. Надо только хотеть видеть проблему, а потом - хотеть ее решить.