Pussy Riot простить нельзя помиловать

Андрей Бронников
                Примечание:  статья была написана, что называется, по горячим следам  для электронное СМИ «Человек и закон».  Многое из того, что сейчас вполне очевидно, на тот момент явным и ясным не являлось


   Это произошло.  Случилось, потому что не могло не случиться. Эпатаж и безнравственность достигли высшей точки в своей низости, извините за каламбур.
Группа молодых людей, объединённых панк - пристрастиями и пошлым названием Pussy Riot,  отметилась в православном храме, полностью подтвердив свою принадлежность к вышеуказанному стилю в буквальном смысле этого слова. (punk (жарг.) — шпана, подонок)
   
    Нет необходимости пересказывать происшедшее, ибо всё здесь понятно, как и  понятно то, что для этих девушек и станция метро, и Лобное место, и церковь  всё -  общественные места. Однако с последним вышла промашка.
   
    Божий храм хоть и подразумевает присутствие большого количества людей, но каждый верующий приходит сюда для личного общения с Богом. Наедине.  Сакральное место не есть общественное. Если у человека нет совести, единственное, что убережёт его от недостойных поступков или преступлений - это страх. Испытать таковой можно  только лично пережив неприятные коллизии, и в этом смысле заключение под стражу на короткий срок мне видится полезным. Можно понять атеистическое мировоззрение молодых особ, но почему панк - шабаш надо было устраивать именно здесь, в храме Христа Спасителя?
    
   Некоторые эксперты усматривают в этом деле политическую подоплёку. Не хотелось бы углубляться в эту сферу, но не могу не упомянуть слова яростного противника России Збигнева Бжезинского: «после разрушения коммунизма единственным врагом Америки является русское православие». Прочие выводы предоставляю сделать самому читателю.
    
   До настоящего момента храм оставался, пожалуй, единственным местом, где можно было быть уверенным, что здесь не нахамят и не оскорбят, если не считать строгих замечаний неделикатных бабушек. Даже человек неверующий обретает здесь душевный покой. В одночасье изменилось многое. Теперь, например, в момент слёзных просьб упокоить душу близкого человека, ваши духовные порывы могут быть прерваны орущим существом, внешне напоминающим девушку. Каким уголовным или административным кодексом можно компенсировать таковое?  Очевидно, что это невозможно. Так надо ли наказывать вообще?
   
   Все отчетливее звучат призывы к Патриарху РПЦ о прощении «заблудших овец», вероятно, в надежде, что девушки будут освобождены от ответственности. Если следовать подобной логике, то надо отменить все законы, уповая лишь на суд Божий. Только вот простить и помиловать совершенно разные понятия. Действительно, одно, как правило, сопровождает другое, но не всегда. А при отсутствии раскаяния это даже противопоказано.   Без покаяния и расплаты, в душе непременно распустится «чёрный тюльпан», но при этом  и то, и другое обязательно состоится через трагические обстоятельства жизни, где содержание под стражей окажется далеко не самым страшным событием. Простить или нет, это личное дело каждого, наказывать – коль скоро есть состав преступления – прерогатива государства.
   
   Уверен, если, нераскаявшиеся искренне и публично, молодые люди будут отпущены на свободу, простить их для значительной части верующих будет гораздо сложнее. Увы, в этой телевизионной и интернетовской шумихе я не услышал ни одного призыва к покаянию. Дело ведь  не в том, какое наказание понесут их физические тела, а в том, что будет с их сознанием и разумом, если хотите – душой. Обретут ли они стыд перед родными и близкими, перед всеми нами?   Не получится ли так, что оставшись безнаказанными, эти неразумные бедолаги подвергнутся проклятиям особо фанатичных и вовсе не доброжелательных верующих? Ведь это гораздо страшней, чем получить материальный ущерб в виде штрафа или лишение свободы.
   
   В любом случае их судьба вовсе не в руках правосудия, а в том, что происходит в этой связи в душе  даже самого прагматичного атеиста  либо глубоко верующего человека.    А та сила, что сильнее нас, и которую  принято называть Богом, услышит каждую мольбу о прощении или проклятие, даже если вслух не будет произнесено ни слова и обустроит  дальнейшую жизнь девушек соответствующим образом.
   
   Эммануил Кан сказал: «единственное, что меня убеждает в существовании Бога – это звёздное небо над головой и нравственный закон внутри меня». Вот этот закон и был нарушен. Прощение и наказание лежат в этой же плоскости. Всё это непременно свершится. Судью тоже знают все.  Не хватает только покаяния.