И снова о грамотности и ЕГЭ

Сергей Федченко 3
    И снова о грамотности и ЕГЭ

    Недавно я опубликовал отрывки из статьи А. Ростовцева "Российская история глазами школяра" и надеялся, что она привлечёт внимание читателей, однако мои надежды не оправдались,Не думаю, что это вызвано равнодушием к судьбе наших детей и внуков, а вероятней недооценкой опасности не правильного, вредного воспитания молодёжи в духе космополитизма, превращения их в равнодушных Иванов,не помнящих родства, в лучшем случае в дилетантов, в узких специалистов с ограниченным кругозором и зашоренным мышлением.

          Не думаю также, что учителя в школах, преподаватели в ВУЗах не понимают пагубность такого ущербного образования, но они скованы учебниками, методическими указаниями, и инструкциями, исходящими из так называемого министерства образования то ли из-за несоответствия  руководящих чиновников  занимаемым должностям,  то ли из-за обуревающего ими назойливого новаторского зуда.

          Такой новаторский зуд, правда в несравнимо меньших размерах, проявлялся иногда ещё в советское время. Так, в 70-х годах обучение по геометрии, кажется, в 6-м или 7-м классах, начали проводить по учебнику АКАДЕМИКА  КОЛМОГОРОВА, по мнению которого детей уже с детства надо готовить мыслить категориями высшей математики. С этой целью вводились понятия конгруэнтности, множества,  тождества, адекватности и т. п. в такой наукообразной форме, что мне, кандидату технических наук, трудно было объяснить своей дочери, что хотел вложить в детскую не подготовленную голову талантливый учёный. Результатом такого нововведения стало то, что к мышлению категориями высшей школы школьники не приблизились, а геометрию усвоили намного хуже, чем по старым проверенным временем учебникам.

        Так что каждый должен быть на своём месте и заниматься своим делом, а не считать, что учить может каждый. В подтверждение этой мысли могу привести пример из преподавания какой-то дисциплины по радиолокации и радиоэлектронным устройствам в военной радиотехнической академии. Один из основоположников теории по радиолокации профессор Ширман отвратительно читал лекции, за ним невозможно было ничего законспектировать, так как он полагал, что на простейших по его мнению истинах не стоит задерживаться, "галопом по Европам" проскакивал мимо примитивных на его взгляд моментов, но не понятных слушателям, к тому же обладал плохой дикцией. Другой же преподаватель, не обладающий такими фундаментальными знаниями, как Ширман, читал лекции намного лучше, и все офицеры из этого потока лучше усваивали материал и намного лучше сдавали экзамен по этой дисциплине.

        Другие примеры, подтверждающие мысль, что не всем, даже очень умным, дан талант педагога. Учебник ПРОЕССОРА Е.С. Вентцель "Теория вероятностей" по общему мнению по доходчивости изложения материала, насыщенности жизненными примерами из практики применения данной теории в различных сферах человеческой деятельности намного превосходит аналогичный учебник АКАДЕМИКА Пугачёва. То же самое можно сказать об учебнике А.М. Половко "Теория надёжности" в сравнении его с одноимённым учебником более именитого учёного, генерального конструктора одной из первых ЭВМ для подводных лодок "Курск" ПРОФЕССОРА  МФТИ Я.А. Хетагурова.

       Может быть, на каком-то этапе учебного процесса и полезно усложнение изучаемого школьниками или студентами материала, но оно должно подаваться на подготовленную для его усвоения почву, а не так, как это делается в одной из Пермских школ, где учится во 2-м классе моя внучатая племянница. Детей (вместо приучения к чтению сказок, детских стихов и соответствующих их возрасту рассказов и развития образного мышления) пытаются приучить анализировать картинки, заготовленные заранее в специальных тетрадях, то есть читать хотя бы комиксы, и описывать, что на них изображено, По сути дела, от них требуют писать изложение по картинке, когда они к этому ещё  явно не готовы.  Более того, одним из пунктов такого упражнения им предписывается найти в интернете какую-то оперу и написать к ней ЛИБРЕТТО?! Что это, как не бред сивой кобылы? 
               
       Такая методология обучения сродни тому, как если бы теорию относительности стали преподавать студентам 1-го курса, не дав хотя бы  основ высшей математики, теории света, квантовой механики и других подготовительных дисциплин. Или если бы новичка, пришедшего в секцию спортивной гимнастики, стали учить выполнять элементы упражнений по нормативам 1-го разряда, а то и мастера спорта. Ни к чему хорошему это бы не привело: в лучшем случае к неправильному  выполнению упражнений, переучивать которые намного трудней, чем учиться сначала при правильной тренировке, а в худшем случае -  к тяжёлым травмам.

       В то же время, о том, как благотворно действует на воображение, эмоциональный настрой ребёнка добротная, мастерски написанная книга, я сужу по запомнившейся мне с детского  возраста фразе: "Ветер гнал по небу причудливые облака, напоминающие крылья огромной сказочной птицы". А сейчас вместо таких высокохудожественных книг школьникам 10-12-ти лет рекомендуется чтиво о половых отношениях с картинками, изображающими голого мальчика, лежащего на голой девочке. Стоит ли удивляться при этом, что 12-тилетние девочки беременеют и не стыдятся приходить на телевизионные шоу и рассказывать всему миру о своей любви к 30-тилетнему мужчине.
 
           Поражает полное отсутствие у многих  молодых людей интереса к чему-либо духовному, к культуре, литературе, искусству. Субкультура, поп-музыка, идиотские сериалы, кровавые детективы прививают бездуховность и примитивизм мышления. Это проявляется хотя бы в современных песнях, почитаемых или даже признаваемых за хиты. Обычно это два, от силы три куплета примитивного содержания типа “как я мясом торговала, как я водочку пила” (как вариант – как я с милым кувыркалась на кровати золотой) или “когда сижу на унитазе, не простом, а золотом, я хочу иметь всё сразу и сейчас, а не потом”, с десятикратным повторением такого же примитивного припева вроде “мне уже 16 лет, ты целуй меня везде…” под звуки так называемой музыки вроде шума воды, сливаемой из унитазного бачка или монотонных ударов в бубен шамана людоедского племени.

        Когда-то в 7-летнем возрасте, когда я только что научился читать, на меня огромное впечатление произвёл рассказ В. Катаева “Флаг” о защитниках одного из важных фортов в Северном море, погибших, но не вывесивших белого флага капитуляции, как того требовали фашисты. Случайно лет 10-15 назад мне попался на глаза этот рассказ, опубликованный в одной из газет как своеобразное обращение к нынешнему поколению. Прочитав его и вспомнив свои детские впечатления, я дал почитать его двум студентам, уж не помню кому точно, надеясь, что рассказ пробудит   созвучные чувства. Однако меня ждало глубокое разочарование, так как рассказ не произвёл абсолютно никакого впечатления, а может быть, он даже не был прочитан: прочитать 3 страницы серьёзного художественного  текста для многих сейчас большой труд, от которого отвыкли и ум, и сердце, и душа, которая по С. Щипачёву “обязана трудиться и день, и ночь, и ночь, и день”.

        Поэтому после даже такого поверхностного рассмотрения дел с образованием и воспитанием современной молодёжи  наивные до идиотизма ответы по истории России на ЕГЭ, ПРИВЕДЕННЫЕ В ПРЕДЫДУЩЕЙ СТАТЬЕ, НЕ КАЖУТСЯ ТАКИМИ ОБЕСКУРАЖИВАЮЩИМИ, а представляются в какой-то мере закономерными. То ли ещё будет, оё-ёй?!