Сказ о сухом дереве

Тамара Богдановская
Однажды, ранней весной из земли появилась на свет маленькая былинка. Она покачалась на ветру в разные стороны, развернула два нежных листочка и огляделась вокруг. Первое, что она увидела, было огромное дерево. Листьев на дереве не было, а длинные ветки доставали до самых облаков. Снизу малышке казалось, что на ветвях дерева растут облака, а ветер отрывает их и разносит по небу. Она долго с восхищением смотрела на великана, играющего с ветром и облаками.

-Извините, но когда появляетесь на свет, надо здороваться с соседями! - услыхала былинка чей-то тихий шепот.

-Простите меня, пожалуйста! Здравствуйте. Я только что появилась на свет и не знаю здешних обычаев. Я вообще ничего не знаю. Не знаю даже, кто я и как меня зовут.

-Разрешите представиться, ваш ближайший сосед, Мох Вечнозеленый. Я очень давно живу здесь и все знаю. Ты еще очень молода и трудно определить твое семейство, но со временем это станет ясно. А пока, если не возражаешь, я буду называть тебя Лилиана.

- Почему Лилиана?

- Потому, что я всю жизнь мечтал иметь знакомую Лилиану. Мне, кажется, что с этим именем тебя ждет прекрасное будущее.

-Не возражаю. Называйте меня Лилианой. А Вы, случайно, не знаете, кто вон тот великан?- спросила былинка и указала на сухое дерево.

-Конечно, знаю! Это сухой Дуб по имени Анвер.

- Ах, он так прекрасен. Я бы очень хотела дружить с ним. Вы не могли бы представить меня ему, - робко спросила былинка.

-Дружить с Анвером? Ну, ты и придумала! - возмутился Мох. Он на тебя даже не посмотрит.  Сколько его знаю, он никогда ни с кем не дружил. Даже со мной. Раньше на Дубе было много листьев, и он бросал такую густую тень вокруг себя, что никто не мог расти рядом с ним. Только я один рос в его тени, потому что очень неприхотлив. Мы жили рядом много лет, но Дуб никогда не обращал на меня внимания. Мы даже ни разу не разговаривали. Он стремился в небо и дружил только с облаками и ветром. Но однажды они сильно повздорили. Не знаю из-за чего, но ветер вдруг разозлился и стал дуть все сильнее и сильнее. Облака почернели от злости и стали метать молнии. Это было ужасающее зрелище. Казалось, что разъяренный ветер и взбесившиеся облака вырвут великана из земли и закинут за горизонт. Но Дуб все же устоял. Тогда тучи все же изловчились и метнули молнию прямо в самую вершину. Ствол треснул, ветки обгорели, дерево засохло. Видишь, на нем теперь нет ни одного листочка. Раньше люди отдыхали в его тени, а теперь они спилят его на дрова. Я сам слышал, как они говорили об этом. Так что недолго осталось стоять сухому великану.

-Какой ужас! Он не должен погибнуть, потому что и без листьев могуч и прекрасен! Как бы я хотела быть похожей на него. Как вы думаете, Мох, если я изо всех сил буду тянуться вверх, то стану похожей на это дерево? -спросила былинка.

- Да у вас нет ничего общего. Думаю, что ты никогда не станешь деревом, - уверенно ответил мудрый Вечнозеленый Мох.

-Почему?

- У деревьев ствол крепкий, а у тебя слабый и бледно-зеленый. Ты не сможешь стоять прямо.

Но Былинка все равно решила, во что бы то ни стало вырасти такой же большой.  Она надеялась, что тогда дерево заметит ее и будет с ней дружить.
Вначале все было хорошо. Малышка стала быстро - быстро расти. Но, к сожалению, Вечнозеленый оказался прав. Дунул ветер, и длинная тонкая Лилиана не устояла. Но поскольку она всей душой стремилась к Анверу, то и упала в его сторону. Чтобы подружка не ушиблась, Мох подстелил под неё свои мягкие бархатные листики.

- Ну, что я тебе говорил? Важно не только высоко подняться над землей, но надо еще суметь удержать голову, - сетовал Мох.

-Ну, ничего, зато я стала ближе к дереву. Если я не могу расти вверх, то могу расти в его сторону. Это тоже неплохо. Когда я дотянусь до него, он заметит меня, и мы будем дружить, - утешила себя былинка и принялась, изо всех сил расти к сухому дереву.

- Какая же ты глупая и упрямая! Тебе вредно для здоровья расти так быстро. Посмотри, на кого ты стала похожа! Длинная, тощая - настоящая верёвка. Расти надо медленно, чтобы корни, ствол, ветки и листья были крепкими и здоровыми. Иначе ты зачахнешь, - ворчал мудрый Мох.

-Я должна скорее добраться до дерева. Раньше, чем придут люди и спилят его. Я должна прикоснуться к его стволу и рассказать, как я люблю его.

- Говорю же тебе, что Анвер не станет слушать тебя, - возмутился Вечнозеленый.- Ты еще очень молода и не знаешь, кто такие эти люди! Когда они придут пилить дерево, то приведут с собой лошадь с телегой. Если в это время ты будешь находиться рядом с деревом, тебя или съест лошадь, или затопчут люди. Ты погибнешь, не успев расцвести. Мой тебе добрый совет, пока не поздно, расти в другую сторону. Зачем тебе этот Дуб? Он тебе вовсе не пара.

-Спасибо за мудрые советы. Вы, конечно, правы, но я все же дотянусь до дерева. Когда приедут люди, я расскажу им, как сильно я люблю это дерево. Уверена, что они не спилят его, - ответила глупышка.

Не отвлекаясь на разговоры, не глядя по сторонам, былинка изо всех сил стала расти к дереву, пока не уткнулась во что-то большое и корявое.

Когда она подняла голову и огляделась по сторонам... О, ужас!
Любимого дерева не было! Перед ней стояла корявая стена, а дерева нигде не было.
Былинка расплакалась от горя и обиды. Она затратила столько сил, чтобы добраться до любимого, а его нет!

-Что ты плачешь? Не плачь, моя дорогая, - пытался утешить ее Мох.

-Я так несчастна. Я потеряла своего любимого, - горько плакала Лилиана. Как мне жить дальше. Моя жизнь потеряла смысл.

-Я же предупреждал тебя, что вы не пара. Этот Дуб не заслуживает твоих слез. Он очень заносчивый и никогда не станет любить тебя.  Зачем он тебе? Люби лучше меня. Я такой же большой, только не в высоту, а в ширину. Видишь, куда бы ты ни направилась - везде я. Люби меня - я всегда рядом.

-А где вы видите дерево? - удивилась Лилиана.

-Да вот же оно. Только раньше ты смотрела на него издалека, а теперь оно рядом, - засмеялся Мох, - большое трудно разглядеть вблизи. И ты не полюбила бы его, если бы выросла у его корявого ствола.

- Не так я представляла нашу первую встречу. Никогда не думала, что так много меняется от того, откуда смотришь на своего любимого — печально сказала Лилиана. А если я поднимусь до вершины Дуба, что-то изменится?

-Конечно. Только ты никогда не будешь такой же высокой, как Дуб. Посмотри, какой у него мощный ствол, а у тебя тонкий и гибкий. У вас нет ничего общего.

-Я люблю тебя, Мох, но сама не могу понять, почему меня так сильно тянет к этому сухому дереву. Может быть я пойму это, когда доберусь до его вершины и посмотрю на все с его высоты.

-Если люди не срубят дерево, и ты доберешься до вершины, ты сама станешь другой. У основания ты не узнала дерева, на вершине ты не узнаешь себя. Ты уже сейчас непохожа на ту, которая начала свой путь к Дубу. Былинка превратилась в длинную, гибкую Лозу.

Но Лилиана уже не слушала того, что говорил ей мудрый друг.
Она обвилась за выступы коры и как по лестнице, от выступа к выступу, полезла вверх по стволу.

-Как хорошо, что кора оказалась такой неровной. По ней так легко подниматься. Да, Мох оказался прав. Я стала совсем другой. Неизменной осталась только моя Любовь!

- Лилиана, не покидай меня! Я так привык к тебе. Тебе тоже не будет хватать меня. Ну зачем тебе это сухое, разбитое, корявое дерево?! Да, я звезд с неба не хватаю, зато и молнии в меня никогда не ударят. Я надежный, мягкий, теплый. Со мной не страшны никакие бури. Не уходи! Тебе будет хорошо со мной, - кричал Вечнозеленый Мох удаляющейся Лозе.

-Прощай! Я всегда буду помнить твою доброту. В том месте, где я появилась на свет, из земли пробивается новый побег. Будь добр, встреть его и помоги, как ты помогал мне. Прощай.

-Не делай этого. Скоро приедут люди, срубят сухой Дуб и тебя вместе с ним! - причитал мудрый осторожный Мох.

Но Лоза уже не слышала его слов. Сквозь кружево сухих ветвей она увидела голубое небо, белые облака, яркое солнце и вершину любимого дерева. Ветки дерева встречали гостью очень приветливо. Они тянулись к ней на встречу. А когда Лоза обнимала одну из них, та передавала ее следующей все выше и выше.

-Ах, как я тебя люблю, мой дорогой, - шептала счастливая Лилиана. Люблю, люблю, люблю, - шелестели ее молодые листочки.

-Глупости все это! - заскрипел великан. - Как можно любить сухое разбитое дерево, которое годится только на дрова. Что я могу тебе дать?

-А мне ничего не надо давать. Только не отталкивай. Для меня достаточно того, что ты просто есть. Я счастлива, что могу расти вверх рядом с тобой.

Сухое дерево хотело что-то проскрипеть в ответ непрошеной гостье, но Лоза с такой силой сжала ствол дерева в своих объятиях, что оно закачалось из стороны в сторону, не издав ни единого жалобного скрипа.

Когда Лилиана достигла вершины Дуба, он с тревогой сказал:

-Ты так быстро преодолела путь, на который я потратил многие годы. Куда теперь ты будешь расти?

-Теперь мне все равно куда расти. Главное, что ты рядом, и я люблю тебя. Смотри, птицы опять стали селиться на твоих ветвях. Значит, жизнь продолжается!

- Но я должен предупредить тебя, что скоро меня должны срубить, - печально проскрипел Дуб.

- Не будем горевать раньше времени. Когда придут люди, мы что-нибудь  придумаем, и свершится Чудо, - успокоила его Лилиана.

- Я старое, сухое, разбитое дерево! Что же здесь можно придумать, - подумал Дуб и приготовился к самому худшему, хотя именно сейчас ему очень не хотелось идти на дрова.

Но вот однажды люди все-таки приехали к дереву на телеге с пилами и топорами. Они долго глядели на дерево, не веря своим глазам.

- Что случилось с сухим деревом? Оно стало прекрасней, чем было. Раньше оно никогда не цвело, а теперь на нем распустились чудесные цветы, которые так хорошо пахнут. Ах, какое чудо это дерево, а мы хотели срубить его на дрова. Теперь мы опять можем отдыхать в его тени.

Люди долго ещё восхищались деревом, а потом уехали, так и не срубив его.

- Спасибо, тебе Лилиана! Ты спасла мою жизнь, -сказал Дуб. Но тебе, наверно, обидно, что все восхищаются красотой дерева, а тебя никто не замечает. Это не справедливо. Ведь это твоя красота и аромат. Я же по-прежнему сухое, треснутое дерево.

-Я счастлива, что ты остался жить. Я помогла тебе выжить, а ты дал мне эту жизнь. Благодаря тебе, я поднялась так высоко, - ответила Лоза.

- Оставаясь со мной, ты рисковала своей жизнью.

- Заранее трудно предугадать, где лучше, и что будет с тобой дальше. Там, где я появилась на свет, вырос еще один такой же побег. Он никуда не стремился, ничем не рисковал, а остался лежать на мягком Мху, который окружил его теплом, сыростью и заботой. Так вот он сгнил! Наверное, и я сгнила бы, если осталась там.

- Я очень рад, что у меня появился такой друг. Раньше я не видел на земле равных себе и дружил только со звездами, облаками и ветрами. Даже был безумно влюблен в одну утреннюю Звезду. Хотел дотянуться до нее и похитить с небес. Но небожители рассердились за такую дерзость и обрушили громы и молнии на мою бедную голову. Так я был жестоко наказан. Если бы не ты, сегодня от меня не осталось и следа, - растроганно сказал Дуб.

Теперь у них был общий ствол и общая жизнь. Однажды на рассвете после теплого дождя Лилиана сказала Анверу:

- Ты любовался звездами на небе. Полюбуйся же звездами, которые сияют на моих цветах и листьях. Я собрала их для тебя, любимый.

Это было сказочное зрелище. Миллионы капелек дождя сияли в лучах солнца.

-Это даже прекрасней, чем звезды на небе. Я назову это чудо созвездием Лилианы.
О таком щедром даре я даже не смел мечтать. Ты сделала меня счастливым, - прошептал Анвер.

-Кто бы мог подумать, что такие разные, а стали такой прекрасной парой, Нет, пожалуй, правильней сказать не парой, а одним целым, - вздохнул Вечнозеленый Мох. Вот что творит любовь!