Траектория Часть 2 Глава 3

Сергей Азовский
Глава 3

Почти три месяца прожил Денис в племени Арама. За это время он в достаточной для общения мере освоил их простой незамысловатый язык и узнал столько о жизни первобытной общины, что мог бы писать докторскую диссертацию на эту тему. Даже не имея соответствующего образования, Денис смог бы описать всё, что ему доводилось наблюдать в жизни племени, и он часто жалел, что у него нет так необходимых для этой цели бумаги и ручки.
Племя насчитывало триста шестьдесят человек. Вело преимущественно кочевой образ жизни, останавливаясь на плодородных землях на время посева, созревания и уборки урожая пшеницы и овощей. Скотоводство – основное занятие общинников, требовало смены пастбищ.  Похоже, только эта необходимость заставляла племя время от времени подниматься и переходить на ещё нетронутые земли. Тем не менее, склонность к оседлости заявляла о себе всё настойчивее. Часто, не желая подольше покидать удобное для жизни место, скот отгоняли всё дальше на выпас. Козы и овцы – главное достояние племени. Они были всем – едой, одеждой, утеплённым жильём и товаром для обмена. Ориентация экономики племени на скотоводство диктовала свои законы и главный закон – доступность для всех свежих и обильных травой выпасов.
В известных Араму землях насчитывалось свыше трёх десятков подобных племён. В условиях близости пустыни и немногочисленности плодородных мест, близкое соседство привело бы к неизбежным войнам за пастбища. Но уже давным-давно мудрость восторжествовала над эгоизмом и алчностью. Каждый год, после весеннего окота скота, племена собирались на ежегодные весенние праздники, продолжавшиеся две недели. На время этих празднеств приходилась смена старого года новым. Здесь, на совете старейшин, решались все межплеменные проблемы, определялись сроки, места и маршруты кочёвок каждого племени на новый год, назначались места и время межплеменных торгов. На совете, старейшина каждого племени выступал с речью, выражая пожелания своего народа, выдвигая претензии или прося о помощи. Любые возникающие между племенами противоречия, могли оглашаться и решаться только на совете старейшин. Решения, принятые советом старейшин, считались законом для каждого человека любого племени. Неподчинение решениям совета старейшин грозило только одним наказанием – изгнанием. Все племена, независимо от их достатка и численности считались равными. Старейшина самого малого племени имел такой же голос, как и глава большого племени. При возникновении сложных вопросов, проблемы решались не голосованием, а тщательно разбирались, пока совет не приходил к общему согласию. В случаях крайней необходимости, старейшина любого племени мог созвать экстренное совещание старейшин. Такие случаи возникали редко, как правило, только при угрозе нашествия чёрных кочевников, совершавших иногда набеги из далёких земель за песками.
Местом сбора племён на весенние праздники, служила известная всем равнина у первых порогов Большой реки. Издревле эта долина считалась священной. По древним законам, любое проявление враждебности в этом месте каралось смертью. Если такие случаи и были, то это происходило так давно, что ни один самый древний старик ничего подобного не помнил. Тем не менее, закон оставался законом и передавался из поколения в поколение. Помимо законов, племена объединяло многое – общий язык, религия, обычаи, обряды и родственные связи. Браки представителей разных племён, не только не запрещались, но наоборот всячески поощрялись. По сути это был один народ, разделённый только исторически сложившимися родовыми общинами. Никакой собственности на землю не было и в помине. Вся земля, и всё, что росло и жило на земле, считалось даром Яхве всем людям и животным. Никому не пришло бы в голову заявлять свои исключительные права даже на часть этого божественного дара.
Люди свято чтили древние законы и никогда не перегоняли стада за племенные знаки соседнего племени. Впрочем, границы существовали только для скота. Для передвижения людей никаких ограничений не существовало. Охотники и рыболовы всех племён могли отправляться куда хотят, иногда объединяясь для совместных походов. Хотя межплеменная интеграция и набирала силу, тем не менее, всё ещё крепкими оставались и родоплеменные традиции. Люди разных племён довольно редко общались друг с другом. В основном на весенних праздниках, нечастых выходах на совместную охоту или рыбалку и межплеменных торгах. Ходить в гости, даже к родственникам, в другое племя было не принято. Девушка, вышедшая замуж за парня из другого племени, почти навсегда теряла связь со своим родом.
Племена кочевали по огромной равнине бассейна Большой реки, перетаскивая за собой камни с племенными знаками, стараясь не беспокоить без нужды соседей. Только при необходимости защиты от набегов чёрных кочевников, иногда отваживавшихся перейти Большие пески, народы объединялись и выставляли общую армию, командиров которой назначал совет старейшин. Тогда весь народ долины Большой реки превращался в единый организм, готовый сражаться за своё существование. Правда, чёрные кочевники довольно редко решались на переход пустыни. Получив последний раз решительный отпор, они уже семь лет не появлялись в долине. Не всегда чёрные кочевники приходили с войной, бывали и их торговые караваны, привозившие тюки верблюжьей шерсти драгоценной для людей народа Большой реки. Их допускали только до границ долины. Верблюжью шерсть чёрные кочевники выменивали в основном на кремень и изделия из этого камня, которые с большим мастерством изготавливали мастера племён долины Большой реки.
Образ жизни племени Арама, как, впрочем, и других племён, имел ярко выраженный патриархальный характер. Мужчина был и главой семьи и главой рода. Мужчиной мог считаться достигший совершеннолетия юноша, доказавший своё право называться воином, охотником и скотоводом. Племена стремились к мирному существованию, но, как повелось с глубокой древности, военная подготовка занимала не последнее место. Каждый юноша, собиравшийся обзавестись подругой на всеобщем празднике весеннего окота, должен был продемонстрировать народу своё воинское искусство, добиться всеобщего признания его воином и, следовательно, мужчиной. Тогда он имел право выбрать себе жену из любого племени и, если девушка даст согласие, строить хижину. Никакого приданого за невестой не полагалось, а вот будущий жених к этому времени должен был обзавестись стадом не менее десяти коз и десяти овец, собрать всё необходимое для хижины и хозяйства. Поэтому юноши чаще были готовы к женитьбе к девятнадцати или к двадцати годам. Юноша показывал отцу своей избранницы свой скарб, свои навыки и умения. Убедившись в способностях жениха, отец девушки давал своё благословение, и передавал дочь в руки старейшины. Взяв за руки молодоженов, старейшина обводил из вокруг белого шатра, и ритуал бракосочетания считался завершённым. Только тогда юноша становился полноправным мужчиной племени.   
Женщины не принимали участия ни в совещаниях мужчин племени, ни в совете старейшин. Не обладая правом голоса, женщины, тем не менее, не обделялись ни вниманием, ни заботой. Любая женщина могла прийти к старейшине со своими проблемами и даже с жалобой на мужа. Женщина-мать, хранительница очага, почиталась священным символом прочности и долговечности рода. Недостойное обращение с женщиной не только порицалось, но и строго наказывалось.
Девушки выходили замуж в пятнадцать – шестнадцать лет. Пятнадцатилетие считалось сроком совершеннолетия для женщин, в то время как для мужчин, совершеннолетие наступало в семнадцать лет. Ни отец, ни кто-либо другой не могли принудить девушку к вступлению в брак. Собственная воля женщины имела первостепенное значение. Девушка могла отказать любому претенденту на её руку. В таком случае уговоры не допускались. Считалось, что волей девушки движет сам Яхве. Если Яхве не желает этого союза, значит так  и должно быть. Двадцать лет – крайний срок для невесты. Если к двадцатилетию девушку никто не выбирал, или же она отказывала всем женихам, старейшина призывал её к себе и вместе с ней решали её дальнейшую участь. Своё тайное желание девушка могла поведать только наедине старейшине. Если девушке нравился уже женатый мужчина, старейшина мог отправить её второй женой к этому человеку, заручившись согласием его самого и его первой жены. Если семья отказывалась принять девушку, Старейшина уже своей волей назначал её второй женой любого мужчины племени. Преимуществом в этом случае пользовались мужчины, чьи жены оказывались бесплодными. Но даже тогда девушка имела право на отказ. Отказавшись от роли второй жены, девушка ещё два года находилась под опекой племени. В этот срок она была вольна родить от любого мужчины и жить одна, воспитывая ребёнка. Но если в течении этих двух лет она не подпустила к себе никого, девушка считалась отмеченной тенью Доху и её ждало изгнание из племени. Таких случаев, правда, никто не помнил, хотя существует легенда, что в давние времена это всё-таки случилось. Девушка, отвергнув все предложения старейшины, была изгнана. Она поселилась в дикой пустоши и вела замкнутую жизнь, отказавшись от общения даже с матерью и отцом. Говорят, что её душой полностью овладел Доху. Он научил её чёрной магии, с помощью которой она наводила мор на стада и болезни на детей и взрослых. Благодаря Доху и силам магии, она прожила шесть человеческих жизней, наводя ужас на все племена долины Большой реки. Но когда она превратила воду Большой реки в кровь, терпение Яхве кончилось. Его гнев превратил злую колдунью в камень, а Доху за его злодеяния Яхве изгнал далеко за северные горы. Не удивительно, что, зная эту легенду, строптивость девушек доходила только до определённых разумных пределов. Чаще всего, не избранная ни одним парнем девушка, что случалось не так уж редко, становилась второй женой.
Двоежёнство не только не считалось пороком, но даже поощрялось племенем. Дело в том, что почти всегда женщины племени рожали больше девочек, чем мальчиков. Помимо этого фактора, мужчины гибли в нечастых столкновениях с чёрными кочевниками, на охоте и даже, бывали случаи, и на рыбной ловле. Поэтому такой выход был скорее необходимостью для выживания рода, чем дань традиции. Ревновать мужа ко второй жене почиталось недостойным поведением женщины. Воспитанные в древних традициях, женщины племени относились к двоеженству не только терпимо, но даже с радостью, так как работы по домашнему хозяйству делились поровну. Мужчине же, в случае появления второй жены, приходилось нести двойную нагрузку по обеспечению и обеих жен и большего количества детей. Мужчины далеко не всегда охотно соглашались на вторую жену, но те же древние обычаи накладывали на них обязательства по сохранению рода.
Исключением из всех правил была Тами. Тами – не имя, это титул дававший девушке статус избранной. Особое положение Тами в племени определяло её исключительные права. Тами могла родиться в любой семье. Она ещё до рождения избиралась и отмечалась самим Богом. О рождении Тами узнавал не только старейшина, но и всё племя. В момент рождения Тами хижина родителей озарялась голубым сиянием. В этот день всегда проходил благодатный дождь, а после дождя, небо украшала многоцветная радуга. Тами благословлялась самим Яхве. Она становилась матерью нового старейшины племени. Возможно эта традиция – своеобразный отголосок давно ушедшего в глубины истории матриархата, но почиталась она свято. В пятилетнем возрасте Тами отдавалась на воспитание в семью старейшины. С этого времени родители Тами теряли официальные права на неё, как на свою дочь, но Тами не запрещалось поддерживать связь с родителями и с родственниками. Никакими социальными привилегиями Тами не пользовалась, выполняя туже работу, что и дети старейшины. Единственным отличием Тами было белое покрывало – знак причастности к промыслу Бога. Кроме неё только старейшина носил такое же покрывало, как сын предыдущей Тами и избранник Яхве.
Как и все девушки племени, Тами становилась совершеннолетней в пятнадцать лет, но только она одна в праве была назначить год своей свадьбы до двадцатилетия. Только Тами могла назвать своего избранника, или назначить состязания для выявления лучшего воина племени, достойного стать отцом будущего вождя. Но даже если Тами выбирала сама себе мужа, он должен был в состязаниях доказать, что достоин такого выбора. Только Тами имела право быть единственной женой своего избранника.
С рождением первенца Тами, появлялся законный наследник главы рода, воспитание которого становилось почётной обязанностью старейшины и лучших мужчин племени. Старейшина оставался на своём посту до самой смерти или, в случае тяжёлой болезни, мог досрочно передать полномочия своему приемнику, если к тому времени он становился совершеннолетним, либо мужу Тами. При необходимости, муж Тами мог быть только исполняющим обязанности старейшины до совершеннолетия сына и не имел права носить белое покрывало.
Лолу была Тами племени Арама. Несмотря на то, что выглядела она ещё совсем юной девочкой, в этом году ей исполнялось девятнадцать лет. Хотя минуло уже четыре года её совершеннолетия, Лолу только недавно объявила этот год, годом своей свадьбы. Арам уже беспокоился, ибо, если бы Лолу так и не решилась, он в её двадцатилетие был бы вынужден назначить состязания молодых парней племени за право быть мужем Тами. Девушек не принуждали, но Тами в этом случае обязана была подчиниться воле Яхве и закону племени. Лолу долго ждала, не выказывая симпатий ни одному молодому воину. С появлением Дениса она преобразилась. Однажды вечером она, отозвав в сторону Арама, шепотом сообщила о своём намерении в этом году выйти замуж. За годы воспитания Лолу, они сроднились настолько, что понимали друг друга без всяких слов. Арам давно уже понял кого выбрала Лолу, но промолчал.

* * *

Денис, в прямом смысле слова, был очарован племенем Арама, мудрой простотой их жизни. Столь добрых и чистых человеческих взаимоотношений он не встречал никогда. Здесь отсутствовали такие понятия как зависть, бахвальство, жажда наживы и власти. Не было и в помине всех тех пороков, которые до неузнаваемости изменили и испортили людей его «просвещённого» века технических революций и социальных потрясений. Ржавчина злобы и отчуждённости ещё не коснулась этого первобытного сообщества людей.
 Власть над племенем накладывала на старейшину больше обязанностей, чем прав. Без права на ошибку он должен был разрешать проблемы, иногда возникающие среди членов племени. Причём, разрешать проблемы необходимо так, чтобы обе стороны поняли суть его решения и остались довольны правотой суждений и выводов. Только так старейшина мог утверждать свой авторитет и авторитет закона. Слово старейшины считалось непререкаемым и уважалось всеми без исключения. Если кто-то оставался не согласен, или не понимал решения старейшины, Арам считал своим долгом отдельно поговорить с таким человеком, добиваясь ясности и взаимопонимания. Оставлять людей в сомнении, Арам резонно полагал не только несправедливостью, но и опасным прецедентом для будущего. Нет ничего худшего для добрых отношений в обществе, чем накапливающиеся в душах людей сомнения. Своей властью Арам пользовался очень осторожно и вдумчиво. В спорных вопросах принимал решения только исходя из принципов справедливости, заставляя осознать и принять эти принципы неправую сторону.
 Люди племени не владели металлом, не знали машин и благ цивилизации, но были счастливы. Довольствовались только тем, что было необходимо для их скромной жизни, не помышляя об излишествах. Помочь своему соседу или оказать помощь соседнему племени, считалось безусловной жизненной нормой.
Дениса настолько интересовали детали жизни племенной общины, что он засыпал вопросами многих, ещё не владея в достаточной степени языком. Некоторые люди не могли понять, что он хочет, и с искренней доброжелательной улыбкой предлагали еду. Тогда на помощь приходила Лолу. Она почти всегда безошибочно угадывала желания Дениса. Поняв его, растолковывала людям его вопросы и всеми способами объясняла Денису их ответы. Жажда как можно быстрее узнать как можно больше, заставляла Дениса семимильными шагами осваивать язык. Он как ребёнок сотни раз повторял слова и фразы, добиваясь правильного произношения. Осваивать язык народов Большой реки помогали все, но его постоянным и терпеливым учителем оставалась Лолу. Кроме образования Дениса, она почти ничем больше не занималась, но этого Денис даже не замечал. Стоило Лолу куда-нибудь исчезнуть по своим делам, он тут же  начинал искать её, для помощи в общении или разъяснения чего-то. Правда, Лолу нисколько не тяготила настойчивость Дениса в изучении жизни их племени. Казалось, она была очень рада быть полезной Денису. Постепенно в общении с людьми он всё реже и реже обращался за помощью к Лолу, но это их не отдалило. Из учителя языка Лолу превратилась в первого рассказчика, удовлетворяя ненасытную любознательность Дениса. Арам искренне удивлялся и языковому прогрессу и жажде знаний Дениса. Каждый вечер Денис поднимал новую тему, и Арам терпеливо рассказывал предания, легенды и законы племени. Денис готов был слушать старейшину до утра, но устававший за день Арам, ограничившись одной темой, давал команду ко сну.
Денис свободно ходил по всей территории племени. Его часто приглашали на охоту или рыбалку. Зная, что в качестве охотника или рыбака проку от него мало, он обычно ограничивался ролью наблюдателя.
 Дениса больше интересовали ремёсла, которыми владели люди племени. Он часами просиживал рядом с мастером по обработке камня, наблюдая за его изящными точными движениями. Сам пытался обтесать кусок кремня, но только расшиб палец. Неуклюжая попытка Дениса вызвала улыбки мастера и его помощников. Барух (так звали мастера-камнетёса), объяснил, что прежде чем тесать камень, его необходимо тщательно изучить. Найти слабые места, до обработки определить, что из этого камня может получиться. Барух показал Денису едва заметные трещинки на камне. По направлению трещин показал, как нужно наносить удар. Ловкими ударами, казалось без особых усилий, Барух откалывал от камня тонкие пластины. Внимательно рассматривал каждую и раскладывал по разным кучкам. Из этих, объяснял Барух, выйдут хорошие ножи, эти пойдут на скребки для обработки шкур, а эти годятся только на наконечники стрел. Денис поднял один тонкий прямой осколок, клином истончавшийся до такой степени, что в самом тонком месте казался прозрачным, как зеленоватое стекло. Денис попробовал остроту скола и порезал палец. Скол оказался настолько острым, что Денис легко сбрил несколько волосков на руке. Он попросил Баруха отдать ему этот осколок. Барух улыбнулся и кивнул Денису в знак согласия. Видимо, догадавшись о его намерениях, Барух взял у Дениса осколок и на плоском камне подшлифовал его. Округлил и сгладил острые грани противоположной лезвию стороны, придав удобную для руки форму. Рука мастера не коснулась только острейшего края самого лезвия. Доведя до конца работу, Барух с поклоном передал Денису готовое изделие. С помощью Баруха, Денис стал обладателем острой каменной бритвы. Надо сказать, за время своего пребывания в племени Арама, у Дениса не было возможности бриться. Он оброс некрасивой жидкой бородёнкой, упрямыми пучками торчащей во все стороны. Не лучше выглядели и усы.
Мужчины племени не брились, но усы и бороды были объектами тщательного ухода и мужской гордости. Одни разбирали бороды на пряди, перевязывая их ремешками, другие заплетали бороду в две, три косички, а то и более. Особые модники умудрялись вплетать в бороды разноцветные ракушки. Денису никогда не нравилась растительность на своём лице, тем более что его жалкое подобие бороды не шло ни в какое сравнение с густыми, пышными, курчавыми бородами мужчин племени. Обретя бритву, Денис надеялся наконец-то привести в порядок свою внешность. Он побежал к реке, чтобы немедленно испытать подарок Баруха. Свободные от своей работы дети всегда сопровождали Дениса. Он давно привык к неизбежной свите и перестал обращать на них особое внимание. Но если присутствие детей не смущало Дениса, то для них процесс бритья оказался настоящим спектаклем. Рожи, которые корчил Денис, пытаясь орудовать непривычным инструментом, доводили детей до икоты от смеха. Детский визг привлёк внимание взрослых. Взглянув на действия Дениса, они приняли это как очередное чудачество белого человека и с улыбкой вернулись к своим делам. Как бы там ни было, Денису удалось довольно сносно побриться, даже ни разу не порезавшись. Услышав в посёлке о затее Дениса, прибежала встревоженная Лолу, но убедившись, что с ним всё в порядке, только улыбнулась и погладила рукой его бритую щёку. 
С огромным интересом Денис наблюдал и трудоёмкий ручной помол зерна, и работу с примитивной ткацкой рамой, и многое другое, чем жили люди племени. Жители посёлка охотно показывали всё, что его интересовало, объясняли назначения предметов и способы их применения. Денис, правда, чувствовал, что многие относятся к его поведению с некоторым снисхождением, как к человеку совершенно не приспособленному к реальной жизни. Так, собственно, оно и было на самом деле. Не окажи ему Арам такого радушного гостеприимства, вряд ли Денис смог долго протянуть даже в такой цветущей долине. Не смотря на то, что многие действия Дениса казались смешными и непонятными, люди, тем не менее, всегда проявляли должное уважение, видя отношение к нему старейшины и Тами, тем более что Арам отметил его знаком Бога – белым покрывалом.
К Богу в племени относились не как к потустороннему, неведомому явлению, слепо уверовав в религиозные догмы, а как живому существу, постоянно присутствовавшему среди них, или же регулярно их навещающему. Арам очень удивился, когда, разговаривая о Боге, узнал, что Денис никогда не знал живого Бога. Указав на белый шатёр, Арам сказал, что Бог здесь, он всегда живёт с ними. Денис спросил – почему шатёр охраняется, и никто не решается туда войти? На это Арам, не задумываясь, ответил, что воины охраняют покой Бога, но вовсе не от людей. Даже если не будет стражи, никто и так не войдёт в белый шатёр. Не принято попусту беспокоить Яхве. Воины охраняют жилище Бога от животных, которые могут случайно забрести и прервать мысли Яхве. А вообще-то, охрана белого шатра – традиция, заведённая далёкими предками. Если Бог захочет кого-то призвать и поговорить с ним, человек может свободно войти в шатёр и его никто не остановит. Арам много раз бывал в белом шатре и беседовал с Богом. Многие люди из его народа тоже там были.
- А Лолу?
- И Лолу была – Арам говорил о беседе с Богом как о простом посещении нотариуса. Поразительно! Правда, за всё время пребывания в племени Денис ни разу не видел, чтобы кто-либо входил в шатёр. На замечание Дениса Арам ответил, что Бог редко призывает к себе людей. Только тогда, когда это необходимо. Для того чтобы самому обратиться к Богу, не нужно идти в его жилище. Бог услышит человека всегда и везде, даже ели просьба выражается только мысленно. Яхве никогда не оставляет народы племён Большой реки. Он всегда предупреждает о надвигающейся опасности, или даёт советы по земледелию и скотоводству, всегда говорит, когда и куда нужно перегонять стада, называет лучшее время и место для посева пшеницы. Иногда Яхве открывает тайны будущего. Здесь Арам многозначительно прищурил глаза. О будущем народов и племён Бог говорит только со старейшинами. О чём он говорит с людьми, никто не знает, так как Яхве, зная дела и мысли любого человека, общается с каждым строго конфиденциально. Требовать от человека открыть тайну его беседы с Богом, не в праве даже старейшина. Денис спрашивал Арама о жрецах или о тех, кто служит Богу, поддерживает его культ. Арам долго не мог понять сути вопроса. Денису пришлось изрядно потрудиться, объясняя, что он имеет в виду. Когда же старейшина всё-таки понял, искренне удивился наивности Дениса. Зачем Богу жрецы и слуги или какие-то посредники, если он сам может поведать своё желание или совет любому человеку? Какой смысл возвышать того, кто и так недосягаемо высоко? Зачем прославлять того, кто и так обладает безграничным авторитетом? Богу это не нужно. Он только хочет, чтобы люди жили на принципах добра. В людях Яхве видит своих друзей и помогает им приблизиться к его миру. Те немногочисленные ритуалы, которые видел Денис, это не дань Богу, это напоминание самим себе и своим детям о том, кому они обязаны своим благополучием. Арам говорил так просто и легко, что Денис не мог усомниться в его искренности, зная о полном отсутствии лукавства в их племени.
Слушая Арама, Денис понял, что его переместили в мир древних скотоводов, возможно на тысячи лет назад, не только с каким-то конкретным заданием или целью. Его отправили к истокам земной цивилизации, когда Бог или те, кого считают богами, имели прямой контакт с землянами. Наверняка, раньше или позже Бог позовет его к себе и откроет стоящую перед ним задачу. Денис почти не сомневался, что его приход был предсказан Богом Араму, а, возможно, и всему племени, поэтому его так хорошо приняли, и уже третий месяц терпят совершенно бесполезного им иждивенца. Впрочем, близко познакомившись с людьми племени Арама, Денис убедился в том, что появись он случайно, без всякого предопределения свыше, он также мог рассчитывать на доброе, человеческое отношение. Такие люди просто не могли причинить зло беспомощному человеку, кем бы он ни был. В таком случае его не удостоили бы чести белого покрывала, но и только. Почему-то он не решался напрямую задать вопрос Араму о своей роли в планах вождя, полагая, что старейшина сам объяснит всё, когда придёт время. Если это так. Вдруг он ошибается, и ни Арам, ни Лолу не причастны к его предстоящей миссии.
Нужно отдать должное Денису. Его тяготило положение дармового нахлебника. Не имея никаких навыков ни охотника, ни рыболова, ни, тем более, скотовода, он искал возможность, применив свои знания, облегчить труд гостеприимного народа. Первым объектом применения своего инженерного опыта он выбрал ремесло Баруха. Барух обтачивал свои каменные изделия на совершенно плоском камне почти правильной круглой формы. Сверление отверстия в толстом твёрдом камне заняло бы слишком много времени, да и Барух вряд ли позволил бы портить столь необходимый инструмент. Поэтому Денис, при помощи кожаных ремней, костного клея и деревянных клиньев, соорудил прочную раму, на которую и установил камень, надёжно закрепив его клиньями. Не понимая намерений Дениса, Барух и его ученики, тем не менее, помогали ему, ожидая, что выйдет из этой затеи. Для оси выбрали прямой, толщиной в руку, ствол очень прочного и тяжёлого дерева. Денис не видел никогда подобного, но именно его использовали для изготовления земледельческих орудий. Обрабатывать ось пришлось вручную каменными тёслами. Денис объяснил ученикам, взявшимся за эту работу, что ось должна иметь строгую круглую форму. Ученики блестяще выполнили поставленную задачу, и Денис остался доволен их работой. Отдавая этой идее всё светлое время дня, через неделю они соорудили простейший станок с ременным редуктором. Все трущиеся места обильно смазали бараньим жиром. В движение станок приводился вручную одним из учеников. Денис правильно рассчитал редукцию. При затрате небольших усилий, камень раскручивался с достаточно большой скоростью. Крайне примитивные шкивы барабанного типа гремели и скрипели на все лады, но станок работал. Настало время демонстрации его возможностей.
Денис попросил Баруха сделать несколько сколов кремня. Взяв один из сколов, Денис дал команду раскручивать станок. Смачивая кремень водой, Денис прижимал заготовку к вращающемуся в горизонтальной плоскости точильному камню то одной, то другой стороной. Его работу наблюдало чуть ли не всё племя, в том числе и Арам с Лолу. Довольно быстро Денис превратил осколок в острый наконечник копья довольно близкой к идеалу формы. Каждое движение Дениса наблюдал изумлённый Барух, только сейчас он до конца понял назначение станка. Закончив работу, Денис передал наконечник Баруху. Барух высоко оценил и скорость и качество работы, заявив, что на изготовление столь точного и гладкого наконечника у него ушло бы два дня, а может и больше. Арам остался очень доволен изобретением Дениса, а Лолу была просто счастлива. С этого дня Денис уже не замечал снисходительности в лицах соплеменников. Нововведение прижилось быстро. Через некоторое время все мастера племени обзавелись подобными станками с помощью Дениса. Весть о точильном станке разнеслась по долине Большой реки. Из соседних племён стали приходить мастера-камнетёсы перенимать передовой опыт, а Барух со временем так наловчился пользоваться станком, что его изделия становились эталоном для подражания.
Идей было много, но всё оказалось далеко не так просто, как хотелось бы. Его огромный потенциал знаний сводился практически к нулю из-за отсутствия даже простейших, но очень необходимых инструментов и материалов.
Племя не знало колеса и пользовалось для перевозки своего скарба волокушами, в которые впрягали ослов. Отчаянные попытки Дениса сделать повозку с помощью каменных орудий окончилась полным провалом. Связанные ремнями и верёвками, несбалансированные, кривоватые диски колёс не выдерживали даже короткого пути, быстро рассыпаясь от постоянных ударов о кочки и камни. Грубо обработанные деревянные оси либо застревали в примитивных гнёздах, либо вываливались.
Обнаружив глину, Денис, пропотев у костра несколько дней с завидным упорством, всё-таки получил нечто похожее на глиняную посуду. Увлечённый этим занятием, он часто вспоминал опыт Робинзона Крузо. Добившись поставленной цели, он представил свои произведения на суд племени. К его разочарованию громоздкие и хрупкие глиняные творения не произвели на людей никакого впечатления. Люди, не без основания, считали, что лёгкие и прочные кожаные бурдюки лучше всего подходят для хранения жидкостей. Не получили признания и, предложенные Денисом, глиняные тарелки. Куда проще сорвать в любом месте пригодные для этой цели листья, чем постоянно мыть и возить за собой тяжёлые глиняные блюда, к тому же ещё и очень хрупкие. Но простые и оригинальные решения, наглядно показывавшие свои преимущества, внедрялись незамедлительно. Люди отлично знали, что могут натворить внезапно налетавшие с пустыни шквальные ветры. Предложенные Денисом растяжки для укрепления хижин, сразу же нашли своих сторонников. Через несколько дней, после демонстрации новшества, все хижины были укреплены растяжками, и поселение стало напоминать большой палаточный лагерь. И всё-таки Денису приходилось признавать явную бесполезность его научных знаний в этих диких условиях. Многие неудавшиеся попытки улучшить и без того гармоничную с природой жизнь племени приводили его в отчаяние. Тогда он на какое-то время оставлял изобретательство и просто помогал в меру своих скромных возможностей где только мог. Тем не менее, он добился главного – люди поверили и в его силы, и в его возможности. Денис уже не чувствовал себя лишним человеком в племени. Несмотря на многочисленные неудачи, люди стали обращаться к нему за советами на самые разные темы. Как правило, Денису часто удавалось находить правильные решения, что повышало его авторитет день за днём всё выше.
Как-то в хижине, уже после захода солнца, Денис хотел рассказать Араму и Лолу о своём мире, но Арам остановил его и спросил:
- Много ли Зла в том мире, откуда ты пришёл, Дыниз?
- Пожалуй, Зла гораздо больше, чем добра – ответил Денис подумав.
- Тогда лучше ничего не говори о своём мире, Дыниз. Слова легко прокладывают путь между мирами. В очень давние и тёмные годы было много Зла и в нашем народе, пока не пришёл Яхве. Мы не говорим о древнем Зле, чтобы не допустить Доху в свои сердца и жилища.
Простая мудрость Арама удивила и заставила задуматься Дениса. Действительно, никто его не спрашивал, откуда он пришёл, никто не интересовался какой жизнью он жил до своего появления в племени. Денис понял, стоит начать рассказывать всем о своём мире, он посеет в душах людей сомнение в правильности их собственного бытия. Это неизбежно приведёт к появлению групп недовольных, и к противостоянию этих групп к консервативно настроенному большинству людей. Тогда дорога Злу будет открыта. При воспоминании о цивилизации его покоробило. Сейчас она казалась ему алчным, бесчувственным монстром с окровавленными стальными зубами. Манта из сна. Это она накрыла землю своим чёрным покрывалом. Это она питается их кровью и глупостью, превращая людей в ненавидящих друг друга Каинов, готовых перегрызть горло любому из-за пустяка. Денис поражался, какую глупость совершило человечество, стараясь улучшить и упростить свою жизнь, зримо прочувствовав, что оно, в конце концов, потеряло.  Теперь он понял, насколько силён и опасен его враг. Какую силу воли, выдержку и веру в Добро нужно иметь, чтобы противостоять коварству Зла. Неужели пославшие его сюда думают, что он способен справиться со Злом, накопленным и взращённым тысячелетиями? Он – далеко не лучший представитель рода человеческого против гигантского монстра Зла, захватившего всю планету? Невероятно! Неужели они думают, что он в состоянии это сделать? Да любой человек из племени Арама гораздо достойнее Дениса. А сам Арам? Твёрдость его духа и веры в Добро, Денису казалось, не способно сломить никакое Зло на свете. Почему же выбор всё-таки пал на него? Этого Денис понять не мог. Может в нём есть нечто такое, о чём он даже не догадывается? Смог же Иисус Христос выполнить своё предназначение. «Вот дурак – подумал Денис – нашёл с кем себя сравнивать!»  Но почему он не может стремиться к лучшему? Стоит только поверить в свои силы. Избрали его не случайно. Ему доверили мощнейшее орудие – следовательно, в его способностях не сомневаются. Значит, он может и должен выполнить свою задачу. Сюда он тоже послан не случайно. Возможно, он послан к этим людям учиться, постигать силу Добра в её первозданном виде. На примере Арама, Лолу и людей их племени, понять суть идеи Бога о человеке. Проникнуться чистотой изначального, опекаемого самим Богом, избранного народа. И Денис учился старательно, осознавая всю меру, возложенной на него ответственности. Денис часто вспоминал и о Валентине Семёновне, и о Паше, и о Шурке с его «Грымзой», и, конечно, о Кате, чей портрет он каждый день видел перед собой. Понимая опасения Арама, он ни словом больше не обмолвился о своём далёком, казавшимся сейчас нереальном мире. Жалел ли он о потерянном, быть может навсегда? Пожалуй, жалел, но не о цивилизации с её соблазнами и химерами, торжеством научного гения и безумием политиков. Он тяжело переживал утрату близких, ставших по-настоящему дорогих ему людей, цену которым понимают, только потеряв, без надежды на встречу.