13. Новелла Гаснущие свечи

Анатолий Прокопенко 4
     В известной каждому истинному любителю классической музыки "Прощальной симфонии" Франца Гайдна музыкант оркестра, закончивший свою партию, гасит на пюпитре свечу и покидает сцену. С уходом каждого следующего исполнителя оркестр звучит всё тише и тише. И вот уже одинокий солист выводит свою последнюю печальную мелодию. Растворившись в звенящей тишине зала, она рождает противоречивые чувства. Ещё миг тому назад неземной красоты музыка владела душами людей и вот её нет. Приходит тревожное осознание неиэбежной соприкасаемости граней жизни и смерти. Философское по сути своей сочинение великого австрийца напоминает о том, что в земной жизни человека многое из того, что ему дорого и привычно, когда-то,увы-совершается в последний раз.
     Есть особое состояние тяжко больного человека, миг за мигом, день за днем и год за годом теряющего способность наслаждаться жизнью одному или в кругу любезных ему людей.
     В первой половине 1999 года, последнего для Прелестницы в земном мире, она часто рассказывала Ему, что и когда в последний раз ей пришлось сделать  самой, какие угодные ей места посетила, с кем встречалась. Воспоминания благотворно действовали на Прелестницу. Глаза её наполнялись теплом и лик оживлялся. Казалось, ещё мгновение и она, как ни в чём не бывало, встанет и упорхнёт по своим делам, легкая и грациозная.
     Но поздним вечером, когда стрелка фарфоровых часов тяжело переваливала полуночный рубеж, она, выключив телевизор, отбросив на колена книжку, тоскливым взглядом останавливалась на стоящих напротив неё в "стенке" своих фотографиях двадцати-тридцатилетней давности, где время навечно запечатлело жизнерадостную и беззаботно-пленительную красавицу.
     И теперь, когда Прелестница с любовью взирала на Него с райских высот, Он шёл по следам её воспоминаний, восстанавливая всё случившиеся нею в последний раз..
     !984 год. Расцвет её физической красоты. Прелестница всё больше и больше напоминает свою свою сверстницу Софи Лорен. Пора наслаждения семейной жизнью. Оставлена постылая работа. Все время посвящено воспитанию нежно любимой малышке-внучке. И каждое лето беззаботное времяпрепровождение в элитных санаториях Подмосковья, Кавказа, Крыма... Этот год казался прелюдией долгих счастливых лет. В симфонии жизни ярко горят все свечи.
     Светлый июнь 1985 год.Крым, Нижняя Ореанда. Долгие прогулки   по благоухающим нежными запахами цветущих деревьев и кустарников аллеям,щедро залитых ласковыми лучами утреннего солнца.И вдруг однажды Прелестница останавливается и морщится будто от внезапной от боли.
     -Что с тобой?
     -У меня ноют колени. Но это пройдет.
     В последующие дни Он догадался,что Прелестница не хочет признаться ни себе,ни Ему ,что ей очень дискомфортно. Старается держаться грациозно , но просит Его гулять по ровным, без спусков и подъёмов, дорожкам.
     Как ни в чём не бывало, соглашается на долгое и утомительное путешествие в Севастополь.. Там приходится много ходить и   
она молча, не жалуясь, все чаще и чаще тяжело опирается на Его руку,чтобы утихомирить злую боль. Лишь улыбается виновато. Затем по-детски оживляется, наблюдая за диковинными рыбинами в местном окенариуме.
     В Нижней Ореанде, спустившись на высоченном санаторном лифте на всегда полупустой пляж, Прелестница подолгу плещется в море, чтобы продлить блаженное чувство покоя в коленях. Затем полулежит в жезлонге с книжкой в руках. Порой откладывает её и обнимает море благодарным взглядом, словно предчувствуя, что видит его в последний раз.
     В ставропольском аэропорте Он краешком глаза видит, с каким трудом подымается Прелестница по высоченному трапу на борт самолета. В изнеможении опускается в кресло и выдыхает: - Боже, какое блаженство! 
     Погасла первая свеча праздника жизни.
     Август 1997 года- её последняя поездка в московском автобусе от станции метро "Бабушкинская" на Широкую улицу по частным делам.
     Лето следующего года. Почти ежедневно Он возит её в инвалидной коляске в парк над Яузой-рекой, где она с умиротворенной улыбкой на милом лице бредет самостоятельно какие-нибудь сотню-две метров по аллеям,затем нежится на солнышке в полутени листвы тополей, заводит незатейливые разговоры с малышами, наблюдает за утками,бестолково снующим в дебрях осота, взявших в плен реку.Это ее последние ландшафты, последнее общение с природой. Еще погасла одна свеча.
     К концу 1998 года Прелестнице повиновались лишь большой, указательный и средний пальцы обеих рук. Она отвергала Его помощь в приготовлении утренних бутербродов,объясняя это тем, что способность самой мастерить их с утра зарождает в ней надежду на лучшее будущее.В марте 1999 года, будучи в клинической больнице, она неожиданно утратила навсегда величайший дар господний-самостоятельно ходить.Последние четыре месяца до своего земного исхода она провела в кресле, перечитывая любимые книги или слушая музыку. Отказалась от всякого лечения, разуверившись в нём.
     Последний в её жизни Новый 1999 Год она проводит в семье её сына За праздничными приготовлениями своих невестки и внучки она напрочь забывает о своих болячках, советует как  вкуснее сделать салаты, хвалит девчонок за их великолепные вечерние наряды.
     С последним ударом кремлёвских курантов по заведённому давно обычаю Прелестница кричит"Ура" , на что сын её также привычно с притворным возмущением реагирует: Ну хватит тебе орать".
     В середине следующего дня, собираясь домой, она молчаливо, почти со слезами на глазах,скользит взглядом по окнам, дверям, каким-то только ей ведомым уголкам квартиры, где прошла её счастливая и красивая жизнь молодой жены и матери. И было это прощанием со своим Домом.
     Своих близких довелось ей видеть в последний раз 20 июня. Они приехали к Прелестнице простится с нею  перед своим отъездом в дальние края. Оказалось, простились навсегда. Ему запомнилось как Прелестница все смотрела и смотрела на них, чтобы надолго запечатлеть дорогие ей образы.
     Три дня спустя её дом посетила последняя гостья- Береника, гордая и красивая соперница Прелестницы в безвозратно ушедших шестидесятых годах. Теперь, умудренная жизнью, она приехала чисто по-женски поддержать слабеющую подругу. Удалось ей это на славу. Пока на кухне Он хлопотал над узбекской домломой, сервировал стол, Береника в свойственной ей темпераментной манере разбудила В Прелестнице неподдельное оживление и интерес к земному бытию. Кажется они пробежались с шутками и остроумными комментариями чуть ли не по всем страницам земной жизни чуть ли не со времен Иисуса Христа. Когда Он пригласил своих пассий к столу, румянец играл на щеках обеих и озорные чёртики перескакивали из одних очей  в другие. Тогда Прелестница в последний раз отведала лукавого дара Дионисия- тёмно-рубинового цвета, искрометного " Цимлянского казачьего".
      Спустя ещё несколько дней  Прелестнице в последний раз довелось отведать домашних яств. По её просьбе Он приготовил щи из свежей капусты с грибами, цветную капусту, обжаренную в сухариках и обожаемый ею черничный кисель.
      24 июля , за несколько часов до исхода из земной юдоли , Прелестница провела с томиком стихов А.С. Пушкина. Она загнула лист на стихотворении "Я помню чудное мгновение...".
      Погасли все свечи, кроме одной- свечи самой жизни, уже висевшей на волоске.
      Последнее, что Прелестница обнимала благодарным или грустным взглядом, готовясь отойти к тихому и смертному сну, были видневшиеся за окном пышные купы деревьев парка, нежившиеся в багряной вечерней лазури позднего июльского заката. А что она шептала или думала про себя, ведомо лишь ангелу-хранителю. Очи рабы Божьей замкнулись и она навсегда ушла в неведомую людям бесконечность...
      Прощальная симфония  жизни умолкла.
      P.S. Остальные 12 новелл из цикла "Венок из полевых цветов" можно прочесть на моем другом сайте "Проза.ру.Анатолий Прокопенко". Портрет Прелестницы в скором времени появится на моем сайте