Крещатик. Киевский детский театр

Влад Каганов
 ПЕРВЫЙ КИЕВСКИЙ ДЕТСКИЙ ТЕАТР

         В 1925 году на Крещатике 36, в здании кинотеатра «Роте фане» («Красное знамя»)  обосновался первый детский театр.
Основали театр в 1924 году актер и режиссёр, в будущем Народный артист Украины и Казахстана Александр Иванович  Соломарский  и  актриса киевского театре Соловцова,
ученица и партнер великого режиссера,основоположника грузинского театра Константина Александровича Марджанишвили (Коте Марджанова)- Ирина Савельевна Деева.
Много лет спустя, они вспоминали, как в подвале дома на Прорезной улице собиралась компания молодых актёров. Обогреваясь  печкой-буржуйкой, дым от которой резал  глаза, а из грязных труб что-то постоянно капало,они, тогда совсем молодые люди, рассуждали о «чистом искусстве» и благородной миссии театра для детей.

         В начале, детский театр не имел собственного помещения, выступал в бывшем «Интимном театре» (Крещатик, 43), клубах, школах, давал представления в зале «Малого театра» (Крещатик 15).
Первый свой сезон детский театр открыл 8 ноября 1924 года спектаклем «Маугли» по сказке английскиого писателя Редьярда Киплинга в помещении бывшего Педагогического музея (ул. Владимирская № 57), затем, 1 января 1925 года, в репертуаре появилась сказка «Соловей» Ханса Кристиана Андерсена.
   
Жизнь кипела в весёлом, молодом коллективе. Деева и Соломарский с самого
основания детского театра, сумела привлечь к работе лучшие творческие силы, которые
на то время были в Киеве: писателей Остапа Вишню (Павел Михайлович Губенко), Е.Янковскую, Александра Дейча, который руководил литературной частью и активно помогал его строительству; украинского театроведа и театрального критика Всеволода Андреевича Чаговца; профессоров, специалистов в области детской педагогики, психологии и психиатрии Ивана Афанасьевича Соколянского и  Андриана Владимировича  Владимирского, занимавшихся изучением психологии восприятия детьми спектаклей.

В театре ставили спектакли выдающиеся украинские мастера, режиссёры: Борис Вершилов, Алексей Лундин, Владимир Вильнер, Владимир Нелли. Причем , в те годы, поощрялись эксперименты и поиски  новых форм и методов театральных постановок. Так Ирина Деева и Владимир Кожич работали  «по Станиславскому», Амвросий Бучма и Евгений Яворовский «по Курбасу», а А.Смирнов и Александр Искандер «по Мейерхольду».
Амвросий Бучма привел в театр своего друга, художника- конструктивиста, профессора Киевского Художественного Институтеа Владимира Евграфовича Татлина, который из листового железа создал Карпатские горы для спектакля «После зари» молодого  автора повестей для детей и юношества Владимира Зеноновича Гжицкого. 
Оформляли  спектакли также театральный художник- авангардист Вадим Георгиевич  Меллер из театра «Березиль» и главный художник Киевского украинского драматического театра им. И.Франко - Матвей Ильич Драк.
Ставил пластику Николай Фореггер, тот самый, который  с Александром Дейчем создавал «Интимный театр», а познее придумал танцы «машин» и знаменитых «герлс», растиражированные сценографами во всем мире.
Музыку писал композитор Илья Аркадьевич Виленский, долгое время заведовавший музыкальной частью театра и создавший ряд опер и балетов для детей «Конёк-Горбунок», «Праздник урожая»  и «Ивасик-Телесик», а драматург Александр Корнейчук был в то время в театре скромным завлитом, и его первая пьеса была поставлена в действующем при ТЮЗе
Театре рабочей молодежи.
Для пополнения труппы актёрскими силами открыли студию из которой, кстати, вышли будущий  Народный артист СССР  Константин Игнатьевич Адашевский, а также танцовщик и балетмейстер, заслуженный артист РСФСР Иван Васильевич Курилов.
Не менее ярким был и состав труппы: будущие Заслуженные артисты Украинской ССР Габриэль Нелидов и Николай Владимирович Фариновский, а так же будущая Заслуженная артистка РСФСР Нина Ульяновна Алисова и многие другие.

Однако  неутомимой Ирине Деевой всего этого казалось мало. В 1926 году она совершает поездки в Москву и Ленинград для знакомства с работой их детских театров.
После  посещения Московского театра кукол, основанного на народных традициях театра Петрушки художников- энтузиастов Ивана Семеновича Ефимова и его жены Нины Яковлевны Симонович- Ефимовой, а также Ленинградского театра кукол-петрушек  Евгения Сергеевича Деммени,  Ирина  Савельевна предложила создать и при своём коллективе кукольный театр, который играл бы спектакли для самых маленьких зрителей.

СОЗДАНИЕ ПЕРВОГО КУКОЛЬНОГО ТЕАТРА

Александр Иванович Соломарский позднее вспоминал: «Тогда любили громкие названия
и потому раньше всего был создан штаб. Бросили клич о создании нового театра, объявили о привлечении людей, желающих заняться этим новым и неведомым делом... Меня выбрали начальником штаба, а впоследствии и руководителем предполагаемого нового театра по совместительству с основной работой.»
В состав инициативной группы вошли: Е. Яворовский, Я.Уринов, Николай Фариновский, художник Матвей Драк и мастер-чародей В.Петров, драматург П.Щербатинский и писатель Александр Иосифович Дейч. Именно Александр Иосифович познакомил организаторов с мировой историей кукольного театра, увлекательно рассказывая о виденных им спектаклях профессионального театра в Чехословакии.
        Вместе со скульптором М.Бострем В.Петров где-то разыскал и привёл в театр старика -балаганного петрушечника Алексеева, который познакомил со своим ремеслом. И хотя, Алексеев уже давно был, как говорится «отставным» петрушечником, но когда взял в руки куклу, очень оживился; глаза у него заблестели, и он увлечённо начал своеобразное представление.
        Создатели театра приняли на вооружение мастерство старого кукловода, а вот своеобразный скрипучий голос балаганного Петрушки забраковали. Решили искать свой голос, близкий к обыкновенной человеческой речи.
        Началась увлекательная работа. Артисты под руководством петрушечника Алексеева стали учиться водить кукол, овладевать азбукой ремесла, а художник Матвей Драк занялся изготовлением кукол. Первыми куклами, сделанными М.Драком, были Петрушка с Козою-барабанщицей и Квартальный.
        А вскоре, начали готовить первые постановки: «Музыканты» Леонида Глибова, «Мойдодыр» Корнея Чуковского и другие.
Одним  из первых, освоил мастерство кукловода актёр, режиссёр и , в будущем автор многих кукольных пьес- Евгений Ефимович Яворовский, который пришёл в киевский детский театр из режиссёрской лаборатории театра Леся Курбаса «Березиль». Евгений Яворовский, принявший систему работы Леся Курбаса, лучше других понял и оценил потенциальные возможности театра кукол, меру театральности этого искусства. Репетируя с актёрами, он добивался точных, образно ёмких, выразительных жестов, доведённых до символа действий.
Ядро труппы кукольников составили выпускники студии  ТЮЗа  Татьяна Васнецова,
Ф. Андриевская, Я.Жовинский, И.Зализняк, А.Михайлов, Георгий Павлович Сорока, который позже станет художественным руководителем театра. Позднее к ним присоединились А.Вишневская, В Ильевский и М.Козловский. Именно эти актёры сделали первые шаги на пути к театральному Парнасу.
27 октября 1927 года кукольный театр открыл свой первый сезон в здании на Крещатике 36 двумя представлениями: традиционной народной кукольной комедияей «Старинный Петрушка»- в литературной обработке М.Козловского и «Музыканты» по Леониду Глибову в инсценировке П. Щербатинского.
«Вряд ли я смогу восстановить в памяти первый спектакль Киевского кукольного театра, - писал А.И.Соломарский, - первую встречу кукольников со своим зрителем. Хорошо запомнилось эмоциональное ощущение этой встречи. Это было состояние не  столько удовлетворения, сколько удивления, смятения и  какой-то растерянности. Причиной была неожиданная бурная, восторженная, «всамделишная» реакция  зрителей  и детей, и взрослых.  Она-то нас и ошеломила. Всё получилось «взаправду», по-серьёзному, а у нас ведь было ощущение какой-то игры, больше для себя, чем для зрителей... Только зрители заставили молодых артистов поверить, что они делают настоящее большое дело»
Одна  из выдающихся деятелей детского театра Генриетта Мироновна Паскар на страницах «Вестника театра» по этому поводу писала: «Отвлекая ребенка от тяжелой действительности на несколько часов, создавая для него праздничную атмосферу, мы вносим светлый луч в душу ребенка».

Театр вначале назвали экспериментальным кукольным театром при Киевском ТЮЗе, разделяя с ним одно помещение. У него ещё не было официального статуса, и существовал он на более чем скромные средства, которые мог отпустить ему детский театр –«родитель» любящий, но бедный.

        Таким образом, через  несколько лет после открытия, Киевский детский театр превратился в своеобразный «комбинат культуры» для подрастающего поколения. Как и мечтали основатели детского театра, под его крышей заработали кукольный театр, Театр рабочей молодежи (ТРАМ), детская студия и даже детская библиотека. Представления давались по доступным ценам, проводились музыкальные и литературные утренники. При этом стоит особо отметить, что спектакли ставили не только на русском, но и на украинском и даже на еврейском языках.

           В 1933 году, под руководством архитектора Н. Холостенко  для ТЮЗа было перестроено здание театра Михаил Петровича Ливского и Антона Михайловича Кручинина на
углу улицы Карла Маркса 4-6 (ныне  Городецкого) и Марии Заньковецкой (во дворе усадьбы
Крещатик 23).Это было красивое здание с современным оборудованием, фонтаном и аквариумом. К сожалению, во время войны этот дворец для детей был разрушен.