Кто ж написал? Знать или не знать?

Ольга Халявина
 (опыт размышления над проблемой авторства в литературе).

…Оказалось, что для настоящих стихов мастерства мало. Нужна собственная кровь, и пока эта кровь не выступила на строчках – поэта, в настоящем смысле нет, а есть только версификатор.
В. Шаламов

Когда читаешь умную мысль, возникает желание увидеть автора изречения, понять истоки его проницательности.
Г. Александров


На первый взгляд, может показаться, что размышление над этой проблемой не так уж и важно, главное, чтоб само воспринимаемое сочинение, его содержание соответствовало вкусам и потребностям читателя – от глобальных тайн и загадок человеческого бытия в мире до чтива для «анестезии мозга». В истории культуры известны случаи спорного авторства, например, кем  был на самом деле Шекспир? Философы до сих пор спорят о том, когда в произведениях Платона «заканчивается» Сократ и «начинается» собственно Платон, поскольку легендарный Сократ не оставил после себя ни одного произведения. Такие произведения как «Коробейники» Н. Некрасова,  некоторые шедевры есенинской лирики, уже не воспринимаются как авторские, «пошли в народ» и органично стали частью фольклорной традиции. Такая анонимность – высшая форма славы и народного признания.
Этот напряженный интерес к авторству, проходящий через века и страны, говорит об актуальности и нерешённости проблемы.
Предположим, что авторства вообще не существует:  у любого произведения может быть название, но нет определённого создателя. Можно поразмышлять, что тогда произойдёт.
В студенческие годы одна моя много читающая подруга иногда ярко, красочно и сочно пересказывала сюжеты книг, но когда я взыскующе спрашивала у неё: «А кто автор? Как называется?», она обычно отмахивалась, говоря, что забыла, не знает и что это не так уж и важно. Но я тоже хотела бы прочесть эту интересную книгу! Я негодовала и досадовала, как же так: хочется оценить книгу своим читательским взглядом, внутренне пережить её, но как найти сие сокровище без опознавательных знаков авторства? И сейчас без этого практически затруднительно сориентироваться в море печатной продукции и выбрать нужное.
Также, если нет автора - опосредованного текстом участника общения, не с кем спорить, если не согласен; некого благодарить за умное и полезное общение. Это возможно только тогда, когда воспринимаешь автора как творческую индивидуальность; не говоря уже о том, что создатель произведения несёт  ответственность за своё творчество.
Без авторства нарушаются причинно-следственные связи познания человеком мира и самого себя. Откуда  пришли идеи, образы,  выраженные в тексте? Как родились они и почему именно об этом и именно так, а не иначе пишется?...  Без субъекта творчества, живущего  и созидающего в конкретном пространственно временном континууме, на эти вопросы ответить крайне сложно.
 Без создателя  произведения невозможно воспитание человека как личности через книгу, потому что исчезает целый мир – личность автора с его чувствами, переживаниями, ценностями, мировоззрением, который воздействует так или иначе на другую личность - читателя (впрочем, творчески - активный вдумчивый читатель тоже может влиять на автора).  Невозможен диалог «мертвых» с живыми сквозь пространство и время, ограничена передача знаний и опыта другим поколениям, поскольку воспитание и обучение носит субъект - субъектный характер.
И, главное, становится невероятной сама мысль о том, что человек может быть сотворён по образу и подобию Божию, потому что человека объединяет с Творцом Вселенной именно способность к  авторскому творчеству. Думается, где нет такого творчества - «соработничества» человека и Бога,  личностного переживания и осмысления, нет и Веры в Создателя…
Возможно, вопрос об авторстве так важен именно во время постмодерна, поставившего под сомнение прежний авторитет автора (Р. Барт «Смерть Автора», М. Фуко «Что такое Автор?»), бывшего некогда властителем дум, пророком (Л. Толстой, поэты -  шестидесятники…).
Таким образом, можно сказать, что человек не сможет реализовать и совершенствовать свой духовный потенциал в этом мире, потому что без авторства невозможно творчество, невозможно и Богообщение. Такой мир без творчества, без авторства, мир серой массы пусть будет возможен только лишь в романах-антиутопиях.

Представляется, что не менее значимы сегодня и другие, связанные с авторством в литературе, проблемы, нашедшие свое отражение в романах-антиутопиях («Кысь» Т. Толстой, «Слепая вера» англичанина Б. Элтона и др.). Это проблемы понимания  и освоения культурного наследия  потомками и, в частности, авторского текста читателем в эпоху автаркии поколений и разрыва межпоколенных связей; спорной ценности для потомков произведений художественной литературы («Писать романы – кощунство, а выдумывать – грех» у Б. Элтона) и другие темы.