Nick Dudman - британец в Голливуде

Антон Данилец
ВВЕДЕНИЕ
«Я художник по гриму, моя работа включает всё:
от наклеивания кому-то ушей,
до превращения резинового монстра в куклу».

Слова, приведенные мною в эпиграфе принадлежат Нику Дадмену (Nick Dudman) - британскому гримёру, специалисту по спецэффектам, анимации и визуальным эффектам. Но мастер, говоря это, несколько поскромничал, ведь его грим и спецэффекты по настоящему являются волшебством, превращаются в чудесную сказку. В прямом сымсле этого слова, ведь Ник Дадмен работал над большинством серии чудесной саги о юном волшебнике Гарри Поттере…
У Ника на удивлением мало кинематографических наград: в его коллекции только «BAFTA» за 1998 год и «Сатурн»  за 2000 год. Уж так случилось, что множество номинации в том числе и на «Оскара» на воплотились непосредственно в получении заветной статуэтки, зато фильмография, в которой более 50 знаковых, культовых фильмов впечатлит не только знатоков киноиндустрии, но и простых зрителей, которые знают и помнят героев, воплощенных в жизнь фантазией и умелыми руками Ника Дадмена. Достаточно вспомнить знаменитого Йоду из фантастической саги Лукаса «Звездные войны». Ник воплотил обаятельного, великого джедая под руководством Стюарта Фриборна.
Не забываются зрителями и персонажи знаменитого «Пятого элемента» Люка Бессона: на этой картине Ник Дадмен уже самостоятельно возглавлял группу  гримеров.
Ну и, конечно, любимцы детей и взрослых: Гарри Поттер, Рон Уизли, Гермиона Грейнджер, замечательные драконы, русалки, кентавры и прочие сказочные персонажи из книг Джоанны Роулинг о Гарри Поттере и его друзьях, воплощенных в экранные образы различными кинематографистами, многие из которых приглашали в качестве мастера грима и спецэффектов Ника Дадмена.
И это значит, что нам будет интересно и актуально исследовать в этой работе творчество замечательного мастера, который, помимо всего прочего, является признанным рассказчиком, способным много и интересно рассказать кинозрителям о воплощенных им киногероях, историях создания фильмов, коллегах кинематогафистах.
Ну что же, пожалуй, приступим.

1.Ник Дадмен: путь к зрительскому признанию

Ник Дадмен, (Nick Dudman) — британский гримёр, специалист по спецэффектам, анимации и визуальным эффектам, родился в 1958 году в Кингстоне, что в графстве Саррей в Англии. В конце 70-х годов прошлого века, Ник закончил колледж искусств и продюсерские курсы в области кино и телевидения.
Учёба не оставила в памяти будущего мастера заметного следа и вообще,  оказалась не тем, что было ему по-настоящему интересно.
Ник сразу решил заниматься спецэффектами. И свое решение он, «на свой страх и риск, «воплотил в жизнь», вставив свои несуществующие навыки в создании спецэффектов в резюме».
Нику повезло, и он нашёл свою первую работу.
Ник Дадмэн вошел в киноиндустрию в 1979 году, когда он работал в качестве стажера у легендарного британского гримера Стюарта Фриборна (Stuart Freeborn) во время создания фильма «Звёздные войны. Эпизод V: Империя наносит ответный удар. В этом фильме они вдвоем создали первую куклу - Йода. На протяжении почти четырёх лет Дадмэн оставался с Фриборном, постигая все азы профессии. Вместе они работали над фильмами «Супермен 2», «Совершенно секретно» и «Звёздные войны. Эпизод VI: Возвращение джедая».
Затем Дадмэна пригласил американской гример Дик Смит. Он стал его ассистентом на фильме «Голод». Ник помог состарить Дэвида Боуи более чем на 100 лет и создать много «кровавых спецэффектов».
Также он возглавил деятельность группы английских гримеров на фильме «Легенда». Работал над фильмами режиссёра Нила Джордана «Мона Лиза», «Высшие духи», «Чудо» и «Интервью с вампиром».
В 1995 году Ник Дадмэн возглавил группу специалистов, состоящую из 55 человек, для работы над фильмом Люка Бессона «Пятый элемент».
Фильм и его персонажи стал культовым, для целой генерации кинозрителей, его с интересом пересматривают и сейчас, когда его пускают в повторном показе по различным телеканалам
В 1997 году уже маститый Ник Дадмэн вернулся к Джорджу Лукасу и во главе большой команды работал над созданием героев фильма «Звёздные войны. Эпизод I: Скрытая угроза».
«Более чем через 10 лет произошла моя трогательная встреча с куклой Йодой. К счастью, многие ранее изготовленные куклы были найдены, и, несмотря на новое время и новые компьютерные приемы, они очень помогли в работе над фильмом» .
Его группе надо было «дать жизнь» гигантскому количеству инопланетян всевозможных форм и видов, придав им абсолютно реальные черты.
Помог опыт «Пятого элемента».
«Разработка персонажа начиналась с карандашных набросков, которые потом уходили на утверждение Джорджа Лукаса.
После принималось решение, как технически создавать того или иного героя: используя компьютер или с помощью традиционной анимации, протезирования или кукол. Ник Дадмэн — «традиционалист», ученик Стюарта Фриборна с пониманием отнесся к возможностям компьютера, прекрасно разделяя работу между виртуальной машиной и руками мастера. И, несмотря на возрастающую мощь компьютерных возможностей, традиционные технологии по-прежнему используются для создания спецэффектов» .
В сохранении этих традиций немалая роль принадлежит Нику Дадмэну.
Когда продюсеры «Поттериады» приступили к созданию своего сериала, то они призвали к себе на помощь «старую гвардию» создателей фильмом Джорджа Лукаса, «ветеранов» «Звёздных войн», среди них, естественно был и остается Ник Дадмен.
Для фильма «Гарри Поттер и Кубок огня» Ник изготовил дракона — Венгерскую хвосторогую и гиппогрифа.
Для фильма «Гарри Поттер и узник Азкабана» Ник Дадмэн почти год разрабатывал модели грифонов, которые ожили и полетели благодаря специалистам по компьютерной графике.
В 2006 году, а также в 2005, 2003 и 2004 годах он был номинирован на кинопремию «Сатурн» («Saturn Award» — американская кинопремия, вручаемая Академией научной фантастики, фэнтези и фильмов ужасов — Academy of Science Fiction, Fantasy & Horror Films)  в номинации «Лучший грим» и на Премию Британской Академии Кино и Телевидения за все четыре вышедшие на экран фильма о Гарри Поттере.
Стоит также упомянуть работу Ника Дадмэна с режиссером Стивеном Соммерсом над его двумя фильмами «Мумия» и «Мумия возвращается». По «доброй традиции» Дадмэн был номинирован в номинации «Лучший грим» за оба фильма на кинопремию «Сатурн», но в чем-то традиция была все-таки нарушена, так как в 2000 году он выиграл номинацию «Лучший грим» за фильм «Мумия». Впервые же Ник Дадмэн был номинирован на эту премию в номинации «Лучший грим» в 1991 году за фильм «Бэтмэн» режиссёра Тима Бёртона.
Благодаря стараниям Дадмэна Джек Николсон был превращён в зловещего и притягательного Джокера.
За эту же работу Дадмэн впервые в своей карьере в 1990 году номинируется на премию Британской Академии Кино и Телевидения. А выигрывает он эту премию в 1998 году за работу над фильмом Люка Бессона «Пятый элемент» в номинации «Лучшие спецэффекты» («Best Special Effects»).
Среди последних его работ фильм «Беовульф и Грендель». Ник Дадмэн помог, по желанию создателей фильма, минимизировать использование компьютерных технологий, использовать, в основном, традиционные методы грима. Тем более, что сам Дадмэн увлекся образом Грендель.
Ник Дадмен был занят в общей сложности более чем в 50 фильмах. Среди них: Супермен 2 (1980),  Звёздные войны. Эпизод V: Империя наносит ответный удар (1980), Убийца дракона (1981), — Змеиный яд (1981). В, 1983 году последовал Голод, а  также Звёздные войны. Эпизод VI: Возвращение джедая,  Крулл, Почётный консул.
В 1984 был фильм Совершенно секретно!,  Супердевушка, а 1985 Легенда и  Молодой Шерлок Холмс. 1986 принес фильмы  Мона Лиза иЛабиринт. Далее в 1987 были Сицилиец, в 1988  Уиллоу,  Высшие духи.
В 1989 — Индиана Джонс и последний крестовый поход, Бэтмен 1990 - Франкенштейн освобождённый,  в 1991 Чудо,  Кровавый круцифер (ТВ), а в 1992 Чужой 3, 1992  Последний из могикан,
В1993  последовали Живые, а 1994 - Интервью с вампиром: Хроника жизни вампира. Далее были  Судья Дредд (1995),  Белоснежка: Страшная сказка (ТВ) (1997), Мумия (1999) и  Звёздные войны. Эпизод I: Скрытая угроза, — Звёздные войны. Эпизод II: Атака клонов 2002
XXI век начался для Ника Мумией (2001) и Мумией возвращается. А потом была «поттериана»: Гарри Поттер и философский камень, , 2002 — Гарри Поттер и Тайная комната, 2004 — Гарри Поттер и узник Азкабана, 2005 — Гарри Поттер и Кубок огня, 2007 — Гарри Поттер и Орден Феникса, 2009 — Гарри Поттер и Принц-полукровка, 2010 — Гарри Поттер и Дары Смерти: часть 1, 2011 — Гарри Поттер и Дары Смерти: часть 2
В 2005 году мастер поработал над очередным Бэтменом (Бэтмен: Начало) и фильмом Беовульф и Грендель,
Ник снялся в трёх телефильмах, посвящённых тайнам их создания: «Гарри Поттер — Позади волшебства» («Harry Potter': Behind the Magic»), 2005, «Начало: Создание Эпизода I» («The Beginning: Making Episode I»), 2001, «Виллоу: Создание Приключений» («Willow: The Making of an Adventure»), 1988.
У Дадмэна есть собственная компания («Pigs Might Fly») по продаже разработанного им протезного материала (Dermplast), который позволяет создавать впечатляющие эффекты по старению героев.
Дадмэн принимает участие в профессиональных выставках визажистов, он хороший, интересный докладчик с чувством юмора.
У Ника Дадмэна собственный дом, переделанный из старого трактира, в Кендале (Kendal), Англия, жена (Sue), по профессии она кинотехник, сын Джек (Jack) и дочь Холли (Holly).
 
2. Воплощение волшебства: Ник Дадмен в «поттериане»

Для того, чтобы рассмотреть волшебство Ника Дадмена, нам необходимо остановится на каких то конкретных эпизодах «поттерианы», сконцентрированные в одной из серии фильма. Я считаю, что такого анализа заслуживает «Гарри Поттер и Кубок огня». Эффекты и сущетсва, придуманные Ником Дадманом и воплощенные в этой серии фильма мне представляются наиболее типичными и показательными.
Когда режиссером Майком Ньюэллом было решено было оставить, и даже увеличить в фильме поединок Поттера с его соперником - Венгерской Хвосторогой (Hungarian Horntail). Дадмен и команда построили 9-метровую аниматронную модель дракона с 4,2-метровым размахом крыльев.
 «По словам Дадмена, Венгерскую Хвосторогу удалось построить за достаточно короткий срок и потратить при этом сравнительно немного денег» .
Для этого техники… разобрали аниматронные модели различных существ, находившихся в мастерской ещё со времён работ над прошлыми фильмами. Аниматроника была использована в сцене, когда Гарри впервые видит дракона.
Во время съёмок сцены голова дракона была заменена на компьютерный аналог, а крыльями управляли два оператора. Кроме того, для облегчения работы аниматорам студии Industrial Light & Magic, занимавшейся созданием графики к Первому Заданию, техники Дадмена оснастили своего механического дракона настоящим огнемётом, который позже «сыграл на руку» аниматорам во время добавления компьютерного потока пламени.
Но в 95% сцен эпизода дракон был компьютерным.
Для того чтобы создать цифровую копию Хвостороги, художникам пригодилась аниматронная модель, созданная командой Дадмена. После этапа её сканирования при помощи трёхмерного сканера данные поступили в руки команды художников студии, которые используя пакет Alias Maya, доработали модель до финального вида, в несколько раз увеличив её детализацию, а также добавив морщины и костяные наросты.
Текстуры представляли собой фотографии аниматронной версии дракона, спроецированные на трёхмерную модель.
Поскольку изначально текстурные карты не хотели нормально «лечь» на модель, хвост пришлось немного доработать. На одно только текстурирование модели у художников ушло 12 недель.
В то время, пока художники сканировали, моделировали и текстурировали модель, команда аниматоров начала разрабатывать поведение дракона. В качестве примеров  использовались хищные движения соколов, орлов и ястребов.
Во время создания анимационных тестов использовались особенность птиц менять направление полёта, используя свои крылья.
Для того чтобы облегчить в дальнейшем собственную работу, аниматоры начали с создания заранее заготовленных поз. Найдя позу в библиотеке, они выбирали нужную, и дракон в кадре принимал её.
Такой подход позволил намного ускорить процесс анимации.
Была создана структура дракона, включавшую в себя скелет, систему мышц и тканей. При этом каждый сустав модели имел своё ограничение на поворот, благодаря которому аниматоры в дальнейшем могли не беспокоиться за недостоверное выворачивание конечностей или поворот головы на 180 градусов.
Интерфейс был, в общем-то, стандартным: модель имела набор контрольных точек, двигая которые, аниматор добивался нужного положения той или иной части тела.
Например: если стояла задача расправить крыло Хвостороги, аниматор просто выбирал крайнюю контрольную точку и перемещал её в нужном направлении, тем самым, расправляя всё крыло. Готовую Maya-анимацию аниматор переносил в различные программные пакеты технологического конвейера ILM под названием Zeno, каждый из которых отвечал за определённую функцию - работу с кожным покровом, текстурами и пр.
Во многих кадрах дракон преследует Гарри Поттера, которого в большинстве случаев, заменяет «цифровая модель» актёра. Для его создания сотрудники сканировали Дэниэла Редклиффа (Daniel Radcliffe), а также смоделировали одежду.
Для создания фонового изображения художники работали со специальным проекционным ПО под названием Zenviro, созданном в недрах студии. Для эпизода были созданы окрестности Хогвартса, пропасть и мост. Аниматоры тесно сотрудничали с операторским составом для того, чтобы движения реальной и виртуальной камер были максимально похожими.
Действие Второго Задания происходит на Чёрном Озере (Black Lake).
Специально для съёмок эпизода под водой был построен самый большой бассейн для киносъёмок в Европе (из находящихся внутри помещения), размеры которого составили 18 * 18 метров, а глубина - 6 метров.
Но, несмотря на то, что некоторые сцены были сняты в этом бассейне, большая часть эпизода - компьютерная графика либо же её комбинация с «живыми» съёмками, были блестяще выполнены студией Framestore CFC.
Изначально художники студии планировали создать три вида водорослей, однако, в процессе работы количество исходных вариантов перевалило за десяток. Путём комбинирования этих образцов, а также их параметров, можно было получить любое количество различных видов водорослей.
Параллельно с флорой в недрах Framestore создавалась и фауна, которая должна была заселять Чёрное Озеро. Затрагивать создание рыб различного вида, которые иногда мелькают в кадре, нет смысла. Остановимся на более важных "героях" эпизода - русалках (mermaid) и гриндилоу (grindylow).
Поскольку оба вида существ в природе не существуют, художникам, а также супервайзерам визуальных эффектов фильма, пришлось потратить большое количество времени на разработку их дизайна.
В случае с русалкой было принято решение создать человекоподобное существо с рыбьей формой лица.
Анимация тел русалок производилась вручную, тогда как волосы и плавники анимировались процедурно.
Если общая концепция внешнего вида русалок, несмотря на их вымышленное происхождение, разрабатывалась на протяжении многих лет задолго до начала работ над «Кубком огня», то создание гриндилоу, существ, придуманных Джоан Роулинг и «существующих» лишь на страницах её романов, отняли намного больше времени и сил. Чтобы облегчить работу дизайнерам, было решено отталкиваться от существующих в реальности представителей водного мира.
В результате долгих поисков было решено остановиться на гибриде осьминога с кальмаром. Причём, внешний вид этих существ послужил примером не только для облика гриндилоу, но и способа их передвижения в воде. Во время борьбы Гарри Поттера с гриндилоу в кадре одновременно присутствуют десятки его противников.
Третье Задание, представляющее собой поиск участниками Кубка Турнира Трёх Волшебников в огромном «живом» лабиринте, плавно перерастает в финальную битву между Гарри Поттером и восставшим тёмным лордом Волан-де-Мортом (Voldemort).
В книге лабиринт ничем особым не выделяется. Противниками участников Турнира были различные магические существа и заклинания. Что же касается фильма, режиссёр решил поэкспериментировать и, убрав книжные препятствия, наделил «жизнью» сам лабиринт.
По ходу действия зритель понимает, что лабиринт живой, его стены двигаются, гуляющий ветер сбивает с ног, корни хватают зазевавшегося и тащат под землю. Атмосфера не просто мрачная, но и угнетающая.
Основную часть эпизода было решено снимать в живую. Для этого были созданы разборные механические секции лабиринта, достигавшие 7,5 метров в высоту. Путём их перестройки создавались необходимые в данный момент части лабиринта.
Сцены, в которых лабиринт атаковал Гарри Поттера и остальных, поступали в студию в виде готового видеоматериала, в котором актёры были отсняты на фоне «синего экрана».
Поэтому воссоздание лабиринта ложилось на плечи художников и аниматоров. Наиболее сложным являлось создание сотен тысяч листьев, а также анимация их движения.    

 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, мы коротко исследовали жизнь и творчество выдающегося голливудского мастера грима и визуальных эффектов Ника Дадмена. Этот Мастер не «обласкан» пока золотым водопадом премий и кинематографических наград. Что же, судьба не всегда благосклонна к людям, даже если те по-настоящему талантливы.
Но фильмы, над которыми работал Ник, продолжают оставаться любимы зрителями, а профессионалы и специалисты, продолжают изучать работы Мастера, для того чтобы использовать его опыт в своих произведениях.
Сейчас Ник продолжает свою работу, вновь талантливо и плодотворно. Он работает над новыми художественными фильма, выпускает новое документальнон кино, пишет статьи и книги, выступает с лекциями для профессионалов кино и просто людей, желающих больше знать про волшебный мир экрана. Пусть же ему повезет и в его руках окажется-таки заветная статуэтки «дядюшки Оскара». Я уверен – он ее заслужил.