Сказка-притча о Мизинес-малае

Рамиль Шерланов
СКАЗКА-ПРИТЧА О МИЗИНЕС-МАЛАЕ
(Юмореска посвящается аксакалам русско-тюркской поэзии и прозы
Николаю Бурмистрову и Ивану Калине
в знак моего глубочайшего их почтения)


Персонажи сказки-притчи:

Мизинес-малай - Мальчик с пальчик;
Темир-башка - Железный Дровосек (отец Мизинес-малая);
Мизинес-апа - Дюймовочка (мать Мизинес-малая);
Саксаул-батыр - Буратино (старший брат Мизинес-малая);
Арматур-батыр - Терминатор (средний брат Мизинес-малая);
Колотун-бабай - Дед Мороз (будущий тесть Мизинес-малая);
Ништяк-кызым - Снегурочка (возлюбленная и жена Мизинес-малая);
Автоген-башка - Змей Горыныч младший (соперник Мизинес-малая);
Автоген-гюрза - Змей Горыныч старший (отец Автоген-башки);
Кошмар-апа - Баба яга (мать Автоген-башки);
Балык-кызым - Русалка (сестра Кошмар-апы и тетя Автоген башки);
Шампур-батыр - Д'Артаньян


Значения некоторых придуманных русско-тюркских слов:

"чумитек" - "пипи", "нюся", "бурвилька", "перчик", "пистолетик" (всё из разговорного словаря детей из практики врача-хирурга);
"шайтан-башмак" - сапоги;
"шайтан-арба" - троллейбус;
"колотун-айран" - мороженное;
"шайтан-сундук" - холодильник;
"моряк-ишак" - зебра;
"арык-трепло" - радиовещательный канал;
"интернет-баши" - провайдер;
"шайтан-труба" - гранатомёт;
"бигмак-чайхана" - "макдональдс";
"ик-пук-вода" - кока-кола;
"кирдык-арба" - катафалк


     В давние времена на южном песчаном побережье древнего Аральского моря жил бедный старый дровосек по имени Темир-башка со своей маленькой женой Мизинес-апа. Было у них три сына - Саксаул-батыр, Арматур-батыр и Мизинес-малай. Старшие братья были похожими на своего отца - были здоровыми, сильными, крепкими парнями, а Мизинес-малай был похож на свою мать - росточком "дюйм с кепкой", хотя и неслабым мальчиком. Очень переживала за него мать. Бывало, посмотрит на него, и начинает плакать и причитать:
   - Ну, какая ж у тебя маленькая головушка?! Ну, какое ж у тебя маленькое тельце?! Ну, какие ж у тебя маленькие ручки и ножки?! Ну, какой же у тебя маленький "чумитек"?! Ну, как же ты женишься, ведь ты такой у меня маленький?!
     Одно успокаивало её, Мизинес-малай был намного умнее и шустрее своих старших братьев. Не успеет Мизинес-апа что-нибудь поручить своим сыновьям, как он уже докладывает ей, что всё сделал. И делал он всё - по большому уму и по большому порядку. Радовалась тогда она за него и благословляла своего маленького Мизинес-малая:
   - Ну, какой же ты у меня умный и шустрый! Да благословит тебя Природа!
     Пришло время... Парни выросли и возмужали. Настала пора, когда родители начинают искать невест для своих сыновей. Разузнали Темир-башка и Мизинес-апа, что на холодном северном побережье Аральского моря проживает несравненная красавица Ништяк-кызым - дочь достопочтенного хана Колотун-бабая, подумали и решили засватать её за старшего Саксаул-батыра. Собрали они все свои сбережения - деньги, драгоценности и отрезы - и отправили сватов к Колотун-бабаю с этими дарами. Но не тут-то было, не принял их дары гордый и богатый Колотун-бабай и отправил сватов Темир-башки и Мизинес-апы ни с чем. Не ровней они были ханской семье.
     Погоревали родители, поплакали, попроклинали Колотун-бабая за это, но делать было нечего, надо было жить и искать невест для своих сыновей...
     Но видно дошли их искренние проклятия до Природы... Вскорести услышали они про горе Колотун-бабая: проезжал мимо его владений трёхголовый змей-горыныч Автоген-башка - внебрачный сын Автоген-гюрзы - в своих "шайтан-башмаках" на своей "шайтан-арбе", увидел красавицу Ништяк-кызым, подманил её "колотун-айраном", своровал, положив её в "шайтан-сундук", и увёз в свой чёрный дворец, который находился далеко в чёрных горах Каратау. Сильно загоревал Колотун-бабай и объявил всему честному народу, что отдаст свою единственную дочь за того, кто спасёт её, да в придачу к ней отдаст и половину своего ханства.
     Как узнали про это сыновья Темир-башки и Мизинес-апы, сразу же собрали свои саки, наполнив их лепёшками, вяленым мясом и куртом (сухим творогом), сели на своих "моряк-ишаков" и отправились на поиски прекрасной Ништяк-Кызым.
     Ехали они три дня и три ночи, очень устали в дороге и увидели чёрную юрту на фазаньих ножках Кошмар-апы. Завязали они своих "моряк-ишаков" возле юрты, поставили возле них пойла с водой, накидали им сена, а сами подошли к дверце юрты и постучались.
     Вышла к ним старая, страшная, безобразная Кошмар-апа. Как увидели они её, так откачнулись от дверей, но всё же набрались смелости, поздоровались и поклонились ей. Впустила она их в свою вонючую мрачную чёрную юрту, посадила за грязный, облепленный чёрными мухами чёрный дастархан (скатерть с явствами для гостей) и стала распрашивать добрых молодцев об их делах и проблемах.  Всё рассказали ей старшие братья по своей наивности, несмотря на оддёргивания Мизинес-малая.
     Побагровела, почернела Кошмар-апа, узнав об их намерениях. Понятно, ведь она была родной матерью Автоген-башки. Быстро собралась она и вышла из юрты, подошла к колодцу, служившим ей компьютером, который через "арык-трепло" соединялся с компьютером Автоген-башки и в который недавно "интернет-баши" заложил новую программу "Скайп", покрутила ручку колодца и стала ожидать видеосвязи...
     Тем временем, почувствовав что-то неладное, умный и шустрый Мизинес-малай осторожно вышел из юрты, подкрался к колодцу с обратной стороны и начал подслушивать разговор Кошмар-апы с Автоген-башкой:
     - Ну, наконец-то ты соизволил подойти к своему колодцу, Автоген-башка?! Я хотела тебя предупредить, к тебе едут сыновья Темир-башки, они хотят убить тебя и отобрать у тебя красавицу Ништяк-кызым. Так что будь осторожен, сыночек! А я попробую что-нибудь придумать и задержать их здесь! А, может, даже и...
    - Да, ты же у меня - самая умная мамочка, ты сама знаешь, что нужно сделать с этими несчастными... Кхе-кхе-кхе!!! - сказал Автоген-башка и удалился.
     Кошмар-апа пошла в юрту, а тем временем шустрый Мизинес-малай быстро вернулся как ни в чём не бывало на своё место к дастархану через лазейку юрты и предупредил своих братьев.
    Кошмар-апа приготовила бешбармак из мяса недавно пойманного и зарезанного "моряк-ишака" и подала его братьям. И поставила перед каждым из них по касушке (чашке) с коварным зельем - кокнаром (напитком из маковой соломки). Сколько не предупреждал братьев Мизинес-малай, но они не послушались его, выпили кокнар и уснули. Только умный Мизинес-малай, улучшив момент, тихо вылил его через прореху в юрте на землю и притворился спящим.
     Увидев спящих братьев, обрадовалась Кошмар-апа, потёрла свои корявые чёрные руки, взяла вначале Саксаул-батыра, затем Арматур-батыра, а в конце и Мизинес-малая, оттащила их в свой большой тандыр (печь для приготовления лепешек, мяса), а сама пошла за огнивом в юрту. Тем временем Мизинес-малай попытался привести в чувства, растормошить, разбудить своих братьев, но они спали крепким сном. Тогда он попытался вытащить их из тандыра, но они были для него очень тяжёлыми. Еле-еле он успел унести свои ноги, выпрыгнув из тандыра в самый последний момент, и спрятаться возле него. Подошла Кошмар-апа к своему тандыру, разожгла его во всю мощь и заживо зажарила Саксаул-батыра (ведь был он сделан из древесины). А Арматур-батыр, почувствовав жжение в ногах и руках, очнулся (он не сгорел только потому, что был сделан из железа, и температура в тандыре была ещё не столь высокой), выскочил из тандыра, в отчаянии схватил Кошмар-апу и уже хотел бросить её в тандыр, но тут выскочил Мизинес-малай и сказал:
   - Не торопись брат, давай сначала всё разузнаем!
     Обрадовался Арматур-батыр, увидев живого Мизинес-малая, и отпустил Кошмар-апу на землю, взяв её старые страшные руки в свои сильные "клещи". А тем временем Мизинес-малай начал у неё допытываться:
   - Ну, рассказывай, ведьма, если хочешь жить, как можно дойти до дворца твоего сына Автоген-башки? Что для этого нужно сделать? Я слышал, что он - бессмертный?! Так ли это на самом деле?! Как можно его убить?
     Сильно испугавшись и очень опасаясь за себя и свою жизнь, всё рассказала им Кошмар-апа и даже взболтнула лишнее:
   - Возьмите в моём старом сундуке клубок ниток, он приведёт вас к озеру Сасык-коль, там живёт моя добрая сестрёнка Балык-кызым, три раза позовите её, она вынырнет и попросите у неё "шайтан-трубу"... Без этой трубы вы не сможете одолеть Автоген-башку... Только не смотрите на неё и не спите на берегу этого озера, а то уведёт вас Балык-кызым навечно в глубины этого озера. Взяв"шайтан-трубу", сразу же отправляйтесь в путь, следуя за моим клубком ниток... Он приведёт вас ко дворцу Автоген-башки... Только по пути не заходите в "бигмак-чайхану" и не пейте там "ик-пук-воду", а не то отравитесь и уснёте вечным сном. А теперь прошу вас, смилуйтесь надо мной и не убивайте меня!
     Надеялась коварная Кошмар-апа, что братья отпустят её, и она успеет предупредить своего любимого сына о приближающейся опасности, да и сама успеет ещё навредить им. Но не тут-то было! В горе о своём старшем брате Арматур-батыр и Мизинес-малай связали Кошмар-апу и бросили её в горящий тандыр, и сгорела она заживо. А сами сели на своих "моряк-ишаков" и отправились в путь, следуя за её клубком.
     Уже через три дня они доехали до озера Сасык-коль, позвали три раза Балык-кызым. Не смотря на неё, попросили и забрали "шайтан-трубу" и сразу же отправились в чёрные горы Каратау, где находился чёрный дворец самого Автоген-башки. Честно говоря, очень хотел посмотреть на Балык-кызым, а потом уснуть на берегу озера Сасык-коль Арматур-батыр, еле-еле Мизинес-малай уговорил его не делать это.
     Ещё через три дня они подъехали ко чёрному дворцу Автоген-башки. Дворец был очень мрачным, тёмным, похожим на висячую гигантскую летучую чёрную мышь, весь в паутинах, саже, золе и угле.
     Подготовив "шайтан-трубу" к смертному бою, братья прошли по канатному мосту, перекинутому через глубокий, бездонный ров, к воротам дворца и начали стучаться.
     В этот момент вдруг потемнело небо, молнии начали бить своими ломаными яркими зигзагами по горам Каратау, гром начал греметь своими гулкими раскатами, ветер начал трепать и срывать с них одежды. И услышали они приближающий громкий свист, закладывающий уши, и увидели в небе летящее чёрное чудовище с тремя головами, извергающими огонь из своих больших пупырчатых ноздрей. Это был страшный, ужасный Автоген башка:
   - Кто посмел нарушить мой покой? Кто посмел ступить на мою землю?
   - Это мы - сыновья Темир-башки - приехали к тебе, чтобы убить тебя и забрать прекрасную Ништяк-кызым! - ответили дружно братья.
   - Бойтесь меня, бойтесь! Я - самый злой, самый ужасный, самый некрасивый, самый, самый, самый бородавчатый и пупырчатый змей-горыныч на земле... Вы уже боитесь меня или нет ещё, а?! - произнёс вдруг по-доброму Автоген-башка.
   - Нет, мы не боимся тебя, злодей! - дружно ответили ему братья.
   - Ну, хоть немножко, ребята, побойтесь меня, пожалуйста! Не-то как дам больно! - сжалился Автоген-башка.
     Но это был лишь старый проверенный хитрый трюк Автоген-башки, которым он очень успешно пользовался до сих пор в сражении против славных батыров. Так с помощью этого приёма он одолел недавно славного Шампур-батыра, приехавшего за Ништяк-кызым в его чёрное ханство. Приблизившись к братьям на близкое расстояние, он вдруг неожиданно изрыгнул из своих трёх пастей три огромных языка пламени. Арматур-батыр прикрыл своей грудью своего маленького братца, приняв весь огонь на себя, и оплавился, превратившись в железную лужу. Мизинес-малай еле успел спрятаться за курок "шайтан-трубы", выпавшей из рук Арматур-батыра.
   - Кхе-кхе-кхе! Вы меня хотели запугать этой "шайтан-трубой"?! - победно произнёс Автоген-башка, думая, что уже умертвил братьев, затем подобрал "шайтан-трубу" своими короткими верхними конечностями и начал рассматривать её.
     Мизинес-малай, чтобы его не заметил Автоген-башка, то и дело переходил с места на места, прячась за курок "шайтан-трубы".
     Но большое любопытство голов к данному предмету погубило несчастного Автоген-башку. Каждая голова очень хотела разглядеть "шайтан-трубу", которой пытались только что их убить, и головы выстроились в очередь друг за другом, чтобы посмотреть на эту диковинку. И в тот момент, когда первая голова осматривала "шайтан-трубу", пытаясь заглянуть в неё, Мизинес-малай, оперевшись о приклад, со всей своей силой нажал на курок. Прозвучал выстрел: все три головы Автоген-башки были насквозь прострелены одним выстрелом, и он упал замертво, уронив "шайтан-трубу" в глубокий ров, где она и канула в бездне.
     Мизинес-малай в самый последний момент успел спрыгнуть с "шайтан-трубы" и схватиться за стропы моста, распростёртого над этим рвом. Выбравшись на мост, он подошёл к телу Автоген-башки, пнул его, убедился, что он - мёртвый (в этот момент он обрёл силу поверженного противника), положил его  в "кирдык-арбу", плюнул три раза на него и препроводил останки Автоген-башки в глубокую бездну рва в Лету. Потом произнёс священные слова: "Да здравствует Природа!" и вошёл во дворец.
     Недолго он искал красавицу Ништяк-кызым. Она сидела в темнице, обложенная снегом и льдом, и ела "колотун-айран". А когда он подошёл к ней, она начала смеяться над ним, ведь она отморозила своё сердце милионом съеденных порций "колотун-айрана":
   - И это - тот мужчина, который спас меня и хочет на мне жениться?!
   - Да, это - я! Но я теперь жалею, что пришёл сюда и спас тебя... Ты не стоишь того... Ты не стоишь жизней моих братьев, которые погибли ради твоего спасения... А теперь собирайся, я отвезу тебя к твоему горюющему отцу... - ответил он Ништяк-кызым.
     Мизинес-малай положил Ништяк-кызым в "шайтан-сундук", дал ей несколько сотен "колотун-айранов", взвалил "шайтан-сундук" на "моряк-ишака" и отправился во владения Колотун-бабая.
     Через десять дней он уже был на родине Ништяк-кызым. Люди встречали его, как бесстрашного героя. Подвёл он Ништяк-кызым к Колотун-бабаю, вручил дочь отцу и пошёл прочь.
     Но Колотун-бабай начал умолять Мизинес-малая, остаться в ханстве, стать мужем его отмороженной дочери и взять себе половину его ханства. Но Мизинес-малай отказался:
   - Мне не нужна отмороженная жена с холодной душой! Что я с ней буду делать?!
     Тогда все люди ханства начали просить его остаться и жениться на красавице Ништяк-кызым. Ну и в этом случае он не пожелал остаться в этом ханстве.
     Почувствовав благородство и достоинство этого маленького человека-рыцаря, сама Ништяк-кызым начала просить Мизинес-малая остаться и стать её мужем, пообещав быть ему доброй и верной женой.
     Делать было нечего, пришлось жениться Мизинес-малаю на Ништяк-кызым. По этому случаю в ханстве отпраздновали пышный той, пригласили всех людей этого и соседних ханств, ну и, конечно, родителей Мизинес-малая. Они были посажены на самые почётные места в белой ханской юрте Колотун-бабая и гордо восседали за дастарханом. Родители очень гордились своим сыном Мизинес-малаем.
     И уже в первую брачную ночь Мизинес-малай растопил своей любовью холодное, отмороженное сердце прелестной Ништяк-кызым, и она стала покорной ему женой.
     Говорят, жили они долго и счастливо, родила Ништяк-кызым Мизинес-малаю семь мальчиков и трёх девочек, и все они были похожи на своего великого доблестного отважного отца.
     С тех пор говорят в степи: "Мал золотник, да дорог!"
     Сказке-притче, жаль - конец, а кто понял - молодец!

(Р.А. Шерланов, г. Харьков, 28.10.2012 г.)