Золотые погоны с голубым просветом часть1

Борис Кириллов
 












 Глава 1 Аэроклуб.
С детских лет я мечтал научится управлять вертолетом. Первый раз я его увидал в 1961 году в Сухуми. Какая то стрекоза висела между морем и небом, потом развернулась и направилась к нам увеличиваясь в размерах. Пролетя над нами, оглушив шумом работающего двигателя.
Оказывается на камни сел прогулочный катер, вертолет спас экипаж и пассажиров терпящих бедствие. Я узнал, что эта стрекоза называется вертолетом МИ-1.
В 1973 году моя мечта сбылась я поступил в аэроклуб .В начале я учился летать на планерах, закончил курс теоретического обучения началась летная практика.
Через неделю ко мне подходит мой инструктор Михаил Федорович Лисенков и спрашивает:
-  Борис ты в армии служил?
- Нет говорю, осенью пойду.
- А хочешь летать и служить в армии? 
- Конечно хочу.
 - Только летать тебе предстоит на вертолете МИ-1.Я перехожу туда инструктором. могу тебя взять.
Я узнал какие документы надо для поступления. Оказалось пройти медицинскую комиссию как в военное училище и направление  от военкомата. Я пошел военкомат, мне дали направление на медицинскую комиссию. После прохождения медицинской комиссии я получил направление из военкомата. С этими документами я пришел в аэроклуб.Там находилась приёмная комиссия. Я сдал туда все свои документы.
Через 3 месяца меня призвали в армию в мой родной аэроклуб, я стал курсантом. Через две недели мы торжественно приняли присягу у мемориала погибшим воинам  в г.Юхнов. Начались курсантские будни в 1 МГАК (Московский городской авиационный клуб).

Распорядок был армейский в 7.00 подъем, зарядка, уборка ,завтрак теоретическая подготовка до обеда 13.00-14.00 обед потом опять учеба до 16.30. с 16.30 до 18.30 самоподготовка.19.00 ужин. в 22.00 отбой. Так мы учились осень и всю зиму.
  Зимой нас заставили прыгать первый раз с парашютом. Как вывалился из самолета не помню, очутился на земле с 2 парашютами с основным и запасным, который почему то раскрылся у меня сзади и мне пришлось приземляться на 4 кости (руки и ноги).При приземлении очень сильно отбил себе руки и ноги.  Второй прыжок, который я делал через неделю прошел удачней.  Когда у меня раскрылся основной купол, я разблокировал прибор открывающий на определённой высоте запасной парашют и уже парил  наслаждаясь зимним пейзажем. Приземлился уже не так жестко как в первом прыжке.
 В марте месяце нам перед летной подготовкой недельку дали побыть с родителями.

Летную практику мы проходили в г. Медынь Калужской области. В субботу нас отпускали домой с утра. Через четыре часа мы уже были дома в Москве. В летной группе нас было пять человек. Инструктором был М.Ф.Лисенков, он уже ходил в форме старшего  лейтенанта ВВС. Мы так к нему официально обращались. Не официально по имени отчеству.
 Начались практические тренажи на вертолёте перед ознакомительными полётами,через два дня  нас провезли первый раз  на вертолете. Мы все были счастливы от этого. Потом начались суровые будни учебы. Курсант всегда сидел спереди, а инструктор чуть позади. Когда надо было вылезать из вертолета, то курсант нагибался ,чтобы головой не задеть косяк двери. Проходил мимо инструктора , если отвратительно летал, пинок ниже спины и он вылетал из кабины в свободный полет до земли. Правда полет продолжался не долго всего каких то полтора метра, курсанту оставалось быстро на четвереньках,  удирать от взлетающего вертолета.
Этот профилактический метод учебы давал, свои плоды. Не каждый отважился бы еще этого испытать. Так что все очень старались. Правильно говорила старая пословица: "Битие определяет сознание!"

 В пятницу проводился парковый день. В этот день курсанты под присмотром авиатехников (дядек ) которые нас учили уму разуму. Они и правда были похожи на дядек лет под шестесят некоторые прошедшие войну. Мы для них были сынками. Вот однажды приходит наш дядька Иваныч и говорит:
- Берите тряпки и что бы клиренс ,блестел у вертолета, поняли?
 Все принялись за работу. Через час вертолет блестел на солнце. Иваныч  подходит, обошел вертолет и говорит:
- Грязь прямо торчит с клиренса. Работайте!
 Мы опять все драить, вымыли даже третью звезду.(она располагалась снизу вертолета, до нее очень тяжело дотянуться, но мы это сделали) Все уже собрались на волейбольной площадке, что означало конец паркового дня. Ну а мы все драим.
 Подходит наш инструктор:
 - Что делаете соколы? 
Ну кто - то из наших и выдал:
-  Иваныч сказал клиренс выдраить, вот мы его уже четыре час драим, а ему все не нравиться.
Инструктор молча полез в вертолет достал инструкцию экипажа и заставил хором читать. Оказалось клиренс - расстояние от земли до вертолета. Зато вертолет у нас был самый чистый.
Постепенно мы освоили управление вертолетом и пилотировали его практически сами. Правда, на всякий случай рядом сидел инструктор.  Наступил тот долгожданный день, когда нас выпускали в самостоятельный полет.

 День был солнечный безветренный.  Первый по очереди летел наш старший группы, сначала он завис с инструктором в квадрате. Потом вертолет сел, открылась дверь, вылез наш инструктор и вытащил свой парашют. Он что - то сказал нашему товарищу, потом закрыл дверь отошел от вертолета и махнул ему рукой. Вертолет взлетел на полтора метра от земли ,покачиваясь влево, вправо, потом наклонил нос и пошел в разгон с набором высоты. Инструктор сел на парашют, закурил  сигарету, стал за ним наблюдать. Вертолет, сделав круг, стал заходить на посадку, перед землей он начал немного дергаться в разные стороны, но потом все стабилизировалось и он спокойно сел. Дверь открылась. Инструктор взял парашют залез в вертолёт. Потом из вертолёта вылез улыбающийся старший группы. я пожал ему руку и поздравил с первым самостоятельным вылетом.

Как только он вылез, я залез на его место. Подсоединил провод шлемофона к радиостанции, одел парашют, застегнул привязные ремни. Поставил ноги на педали,взял руками ручку "шаг газ" и ручку управления.
  Выйдя в эфир запросил у руководителя полетов (Р.П.) разрешение на взлет.  Мне  Р.П. разрешил. Я поднял вертолет на висение,  он завис на полтора метра от земли. Инструктор  показал рукой, чтобы я сел на землю. Я опустил вертолет на землю. Он открыл дверцу вертолета ,вылез, достал парашют положил его на землю и говорит мне:
- Самое главное не волнуйся, ты все умеешь делать самостоятельно. Сейчас запросишь взлет, только не забудь сказать "Сам" понял?
Я ему говорю:
-  Все понял.
- Счастливого полета!
Сказал инструктор и закрыл за собой дверь.
Я запросил свой позывной и сказал  «Сам.» Р.П. разрешил мне полет по кругу ,я стал автоматически выполнять, все действия которым меня обучали три месяца. Хотел поделиться с инструктором повернул голову, а  в вертолете я был один. у меня затряслись руки и я покрылся липким потом. Вертолет тоже начал ерзать носом, то вверх, то вниз, вдруг в наушниках раздался спокойный голос руководителя полетов(Р.П.):
-  Ты, что там занервничал, успокойся, соберись все же шло нормально. Держи курс.
Я послушался этих советов и выровнял вертолет. После четвертого разворота я запросил разрешение на посадку мне руководитель назначил место посадки  я стал подходить туда. До места было два км и высота была 250 метров. Я стал снижаться на место посадки, стал различать стоящего и смотрящего на меня инструктора. Увидав его, мне стало очень приятно, что он стоит и встречает меня.
Мне захотелось показать ему как я могу сесть, я стал подходить на скорости к тому месту, где он стоял. Увы, но скорость вертолета была слишком большая. Это заметил и руководитель полетов. Он стал мне подсказывать, чтобы я стал гасить скорость. Общими усилиями вертолет был посажен, правда, чуть впереди инструктора. Он подошел, рядом шел другой курсант и нес парашют.
Я открыл дверь, отстегнул парашют привязные ремни. Инструктор пожал мне руку и поздравил с первым самостоятельным вылетом. Я как положено по традиции отдал ему пачку открытую, с сигаретами. Инструктор залез в вертолет положил парашют, сел на него, разрешил мне выходить. Я вылез и пошел на командно - диспетчерский пункт (КДП), для доклада о выполнении своего первого самостоятельного вылета.

 Меня там уже ждали, когда я зашел и доложил. Руководитель полетов, командир аэроклуба пожали мне руку и поздравили с первым вылетом на вертолете МИ-1АУ.Я отдал по пачке сигарет всем. Оставалась еще две пачки Одну я раздал всем друзьям курсантам в курилке. Другую отдал Иванычу.
В этот день весь наш экипаж вылетел самостоятельно на МИ-1АУ. В честь этого был проведен торжественный ужин с поздравлениями и был съеден вкусный торт, который испекли женщины в нашей столовой. За три дня вся наша эскадрилья смогла самостоятельно вылететь на МИ-1АУ. Еще три месяца мы отрабатывали полеты на вертолете самостоятельно с инструктором, учились летать по маршруту, находить объекты заданные нам.

 В октябре месяце нас привезли в Москву,  посадили в актовый зал аэроклуба. Каждому вручили летную книжку,  в которой был написан весь наш первый налет сорок часов. И грамоты за освоение вертолета МИ-1АУ. Потом зачитали приказ начальника аэроклуба о присвоении нам воинских званий сержант ВВС. Каждому вручили военный билет где было написано, воинское звание сержант, должность пилот вертолета МИ-1.Нам сказали, что служба в армии на этом у нас закончена, а через год нас призовут на трех месячные сборы, после которых присвоят звание младший лейтенант. Мы всей летной группой с инструктором в этот же день пошли отметить окончание учёбы в ресторан. Через семь месяцев меня призвали на трех месячные сборы в Аткарск Саратовской области.
В Аткарске нас переучили на вертолеты МИ-4. Там мы налетали двадцать пять часов и сделали два прыжка с парашютом. Через три месяца отправили назад в Москву. В военкомате мне вместо военного билета сержанта, дали военный билет офицера запаса с присвоенным званием младший лейтенант и с должностью правый летчик вертолета МИ-4. На этом моя служба в В.С. СССР закончилась.

2 Глава Офицерские курсы г. Саратов.

В 1979 году были введены войска в ДРА. Первый год войны показал большую нехватку кадров в вертолетной авиации. Стали усиленно готовить кадры для нее. Вспомнили о нас, кто проходил ускоренные десятимесячные  курсы. Меня вызвали в военкомат и предложили начать карьеру кадрового офицера. Я написал рапорт и был призван для учебы в Саратовское Высшее Военное Авиационное Училище Летчиков СВВАУЛ. Там специально для нас был создан ускоренный курс  для младших лейтенантов. Нас стали переучивать на вертолеты МИ-8Т. Такой же курс был создан и в Сызранском ВВАУЛ. В каждом училище набрали по сто двадцать офицеров.
Жили мы в казарме ,но имели свободный выход. За учебу ежемесячно получали сто десять рублей за звание младший лейтенант и сто рублей за должность слушатель офицерских курсов. Так что на карманные расходы имели двести десять рублей. Через два месяца я получил очередное воинское звание лейтенант и стал получать 220 рублей.
Женихи мы были завидные. Даже среди дочерей наших преподавателей. Как то раз, у нас должен был  быть предмет История КПСС. Залетает преподаватель ,подполковник ,мы все встали, старший доложил. Тот махнул рукой и говорит:
-  Муж полковник ерунда, муж мамлей  вот это да!
 Подходит к младшему лейтенанту Огурцову  и  говорит:
-  Что зятек, Наташка моя дочь, беременна от тебя!
 Через неделю сделали свадьбу. Мы все с первого дня понимали, все мы будем в Афганистане. Нам в первую встречу начальник кафедры по боевому применению сказал:
-  Все вы пушечное мясо для Афгана, так что ,кто хочет жить учите мой предмет, это ваша жизнь.
Потом мы убедились, он был прав. Учеба давалось легко, жили мы тоже весело. Начальник курсов, чтобы не  отпускать в город требовал записываться в книгу увольняемых, но чтобы не дать всем уйти в город забирал ее с собой.  Потом утром приходил и отлавливал самовольщиков. Делал им взыскания, в субботу и в воскресенье все расползались по ресторанам. К вечеру воскресенья такси привозили к воротам училища пьяных младших лейтенантов.

 Однажды это увидал начальник училища. Он объявил слушателям казарменное положение - это когда личный состав должен находиться в расположении части круглосуточно, выход из части только с разрешения командования. В городе Саратове патрули ловили курсантов с летными погонами и младших лейтенантов. Мне как лейтенанту, был разрешен свободный выход.
 Наступила весна, мы приступили к летной подготовке. Первый раз, прибыв на аэродром, все стали рассматривать боевые машины. Они по настоящему, были боевые. Камуфлированные, с блоками для ракет. Они имели грозный вид. Звук запускаемых двигателей был для нас музыкой. Каждый скорее хотел сесть в кабину и ощутить радость полета. Увы, это были только мечты, опять началась работа, изматывающая учеба.

 Инструктора гоняли нас страшно. Заставляли с завязанными глазами включать и выключать двигатели. Требовали наизусть говорить все приборы и выключатели. Зачем они нужны и какие функции выполняют. Могли поднять ночью, с вопросом рассказать отказ двигателя в полете, или пожар в воздухе. Это называлось, заучить особые случаи в полете. Знание ,что делать при таких случаях, гарантировала жизнь экипажа и пассажиров. Все эти случаи были написаны кровью тех, кто испытывал вертолет. Поэтому нас заставляли все делать автоматически. Знание этих особых случаев, многим помогло остаться в живых.
 Пока же мы думали, что над нами издеваются. После теоретической подготовки нас заставили сдавать зачеты. По 9 предметам: 1.Аэродинамика и динамика полетов.2. Вертолет конструкция и  двигатель 3. Инструкция экипажу.4.Н.П.П. - наставление по производству полетов.5.Н.Ш.С.- наставление по штурманской подготовке.6. Метеообеспечение полетов.7.Р.Т.С. радиотехническое обеспечение полетов.8. Район полетов в радиусе пятидесяти километров.(должен нарисовать по памяти) 9.П.С.С.-поисково спасательная служба.

После сдачи этих зачетов, инженерам, штурманам и командиру учебной эскадрильи. Нам  пришлось по новой пройти медицинскую комиссию. Только после этого нас допустили к полетам. В каждой летной группе было по шесть слушателей. Летная группа считалась экипажем вертолета. Командир экипажа - летчик инструктор, помощником у него был бортовой техник. Нам же отводилось роль уборщиков, заправщиков ,сторожей грузчиков. На пять следующих месяцев эти должности были наши.
В кабине летали мы втроём. На левом сиденье слушатель, на правом инструктор, посередине бортовой техник. Все были одеты в синие  летные комбинезоны без знаков различия. Старших по званию все равно приветствовали, сразу их отмечая, по выправке и манере идти по аэродрому. Как говорится: «Начальство мы знали в лицо!»

 Начались первые ознакомительные полеты, в них наши инструктора показали, что может делать вертолет МИ-8Т в руках опытного летчика. Мы были от этого в восторге, потом началась учеба техники пилотирования. Оказалось, что вертолет довольно своенравная машина, которая не терпит недоучек. Сколько тумаков и ругательств мы получили в свой адрес, пока научились управлять этой двенадцати тонной машиной.
 Вот наступили долгожданные дни, когда начались самостоятельные вылеты. Хотя самостоятельным эти вылеты не назовешь. На правом кресле сидел такой же слушатель, который мог взять управление на себя, все равно мы почувствовали, что мы можем управлять этой машиной и у нас (как говорится в авиации) "Из задов стали вылезать перья". Мы возомнили о себе, что мы асы.  Тут же стали возникать анекдотические случаи.

 Первый возник на второй день самостоятельных полетов. Вертолет с двумя слушателями шел по маршруту, бортовой техник в это время спал в грузовой кабине. Каким - то чудом они на большой высоте пересекли р. Волга (она в Саратове три км) не заметив ее, удалились в степи на десять км. Там потеряв ориентировку, стали крутится на высоте 3000 метров и звать на помощь. Потом включили сигнал "Полюс". При включенном сигнале терпящее бедствие воздушное судно засекают, из космоса и сразу сигнал идет на К.П. ПВО(командный пункт противоздушной обороны) в Москву. От туда  звонок в часть. Так получилось и в этом случае, через пять минут после включения сигнала, об этом узнал начальник училища.
 Была поднята на помощь поисковая группа. Через двадцать минут вертолет был найден, посажен на землю. Когда везли назад двух горе пилотов , пролетая над рекой Волгой долго им тумаками показывали, что вот она великая Русская река.
 Другой случай произошел со слушате6лем из нашей летной группы. Тот тоже поднялся над аэродромом на высоту 3000 метров и не мог найти аэродром. Он не стал нажимать сигнал "Полюс". А запросил у руководителя полетов, где он находится. Станция слежения была направлена по высоте до 1000 метров и не смогла его увидеть.
Р.П. предложил ему осмотреться.
 Тот говорит:
-Вижу большой город с рекой.
 РП спрашивает:
-  Еще что видишь,
 Ответ дословно:
- Так это жуки, какие - то ползают.
РП спрашивает.
- Много жуков?
Слушатель отвечает.
- Да штук десять,а вот один разбежался и полетел.
 РП ему:
- Так ты над аэродромом висишь, спускайся и заходи на посадку.

После нескольких попыток он благополучно посадил вертолет на свой аэродром.
 У меня был случай в котором кроме меня виновен и борттехник который не проверил на пульте сброса, какие держатели готовы к сбросу. Мы должны были лететь на учебный полигон бросать учебные бомбы. У нас на блоках внутренних стояли блоки неуправляемых ракет, а на внешних блоках висели учебные бомбы. Подлетая к полигону, запросили у РП на полигоне разрешение на бомбежку. Он разрешил я нажал на сброс и блоки полетели вниз, причем до мишени было еще двести метров. Блоки попали точно в палатку, откуда только вышел руководитель полетов РП. При виде этого РП, чтобы его не убили еще и учебными бомбами, запретил полеты на полигон. Мы сели на аэродроме с двумя учебными бомбами, но без блоков. Крику по этому поводу было много.
Прошли пять месяцев упорной учебы, государственного экзамена и наступил день выпуска. За две недели до выпуска нас очень сильно гоняли строевой подготовкой. Мы же должны были пройти строем перед трибуной, где должны будут стоять приглашенные гости. Вот нас и гоняли. Наступил день выпуска.
 
Все были одеты в парадные шинели светло- серого цвета белые шарфики на руках белые перчатки, подпоясаны парадными желтыми с золотой пряжкой ремнями, синие парадные брюки, а на головах синие парадные фуражки. Каждого вызывали из строя и вручали ему лейтенантские погоны, диплом об окончание училища и знак В.У.(в армейской среде-вроде учился или велосипедное училище).  Мне вручали диплом и знак ,погоны лейтенанта я получил на шесть месяцев раньше своих сокурсников. После этого мы прошли парадным строем перед трибуной.
 На следующий день нам в штабе выдали все документы и предписания куда нам следует прибыть, для дальнейшего прохождения службы. После этого нас всех собрал начальник офицерских курсов, подполковник Ломакин Д.П. Он еще раз поздравил нас с окончанием курсов и пожелал нам успешной службы. Некоторым лейтенантам он предложил сегодня же покинуть училище в закрытых машинах т.к. их на выходе ждали разъяренные мамаши, которые хотели женить на них, своих дочерей.
Потом мы во главе с начальником курсов пошли в ресторан, где были заказаны столы для нас. Вечером он нас всех провожал на железнодорожном вокзале. Приятный во всех отношениях человек. Только благодаря его воспитанию, мы стали настоящими офицерами. Все потом при любой оказии старались передать ему бакшишь (подарок)

.Продолжение  следует.http://www.proza.ru/2012/10/28/1279

На фото: Я курсант аэроклуба в 1974 году.