Рецензия на фильм Корпорация Святые моторы

Олег Татков
Очень странное кино.

(опубликовано в "Литературной России" -  http://litrossia.ru/2012/44/07530.html)



Фильмы, как многое в этом мире бывают разные. Это аксиома. Человек так устроен, что его тянет всё и всех (кроме себя любимого) втиснуть в удобную для использования (и навешивания ярлыков) классификацию.
До просмотра фильма Лео  Каракса «Holly motors» (Корпорация «Святые моторы») я тоже, - особо не заморачиваясь, -  делил фильмы на хорошие и плохие. Теперь появилась новая оценка – странные.

 
Этот фильм – самый странный из всего, что я видел до сих пор.


 
Каракс посвятил его памяти своей жены Екатерины Голубевой, умершей в 2011 году. В одном из эпизодов  появляется их дочь Настя.

Я посмотрел фильм «Holly motors»  24  октября на киевском кинофестивале "Молодость". В Киеве  её представлял автор -  (цитата из пресс-релиза) – «французский режиссер украинского происхождения Леос Каракс».
Из интервью Лео Каракса журналу «Топос».  (…)  моя мать – русская еврейка, родом из Одессы, семья которой много лет тому назад переехала в Бруклин. Настоящее мое имя Александр Дюпон, правда,  это по отцу. Вообще меня с детства всегда интересовали: русское кино, Достоевский и русские женщины. Однако, должен сказать, что после того, как я начал регулярно ездить в Россию, меня эта страна стала интересовать гораздо меньше».

Из Википедии.  Леос Каракас, также Лео Каракс (фр. Leos Carax, настоящее имя — Александр Дюпон, Alexandre Dupont) — французский кинорежиссёр, сценарист и актёр. Выбранный им псевдоним Леос Каракс является анаграммой, составленной из слов Алекс и Оскар, и соединяет настоящее имя режиссёра и «символ фабрики грёз». В 80-х годах режиссерскую троицу Бенекс, Бессон и Каракс объединяли аббревиатурой Би-Би-Си и называли представителями «новой новой волны» или «нового барокко».

Из интервью Каракса на пресс-конференции в Киеве.
Вопрос из зала:
- У Вас славянские корни, чувствуете себя русским?
Каракс:
- Нет, русским не чувствую. Хотя да, мои бабушка и дедушка родом из Одессы. И я читаю русскую литературу, раньше смотрел русские фильмы.



То, что сделал с арт-хаусом Лео Каракс в «Holly motors», как мне представляется,  не делал ещё  никто – ну с такой степенью художественной концентрации. В литературе, как мне кажется,  это удалось  ОБЭРИУТам  и лично Даниилу  Хармсу  в качестве эталона. Поэтому пересказывать и анализировать фабульные перипетии нет смысла – есть набор ситуаций и два персонажа присутствующие в каждой из них. В перерывах между ситуациями – проезды в длиннющем лимузине по Парижу и диалоги женщины - водителя авто и главного героя. Интрига сохраняется до финала (вернее финалов),  которые  тоже не финалы, а притчевое  кино-многоточие…
Я уверен, - надо смотреть и переваривать увиденное самостоятельно…

Из интервью Каракса на пресс-конференции в Киеве
"Почему так долго молчал? А мне нечего было сказать. Не было достойных идей. Но потом идея возникла – и появились "Святые моторы".

Я думаю,  что Лео на самом деле долго не мог найти денег на этот проект и 13 лет, не снимая "полный метр", -  просто сочинял сценарии «в стол». А когда деньги появились – решил, - особо не заморачиваясь, - сварганить безумный  (точнее, - безумно талантливый)  коктейль из нескольких сценариев; - слив воду прелюдий, и оставив только катарсисы в качестве основного компонента кинодейства. 




Наверное,  поэтому так эмоционально цепляет происходящее  на экране. Это как съесть под видом блюда японской  кухни  только 7-8 порций соуса васаби  разного вида. Так что приготовьтесь увидеть не только очередной коктейль из фирменных и не очень  «фишек арт-хауса», но и эмоционально переварить такой же коктейль кино-катарсисов.  Причём, - эти коктейли будут приправлены огромным и очень подробным освещением на экране методик актёрского  за/раз-гримирования с использованием новейших технологий в этой области.  Много крупных планов лиц (и не только) героев, много слёз, много крови, много ещё чего из разряда шокирующего визуала. Думаю,  режиссёр Лео  Каракс и  оператор Каролин Шампетье  нарочно это делают для погружения зрителя в ещё большую степень  художественной дезориентированности от экранного действа.



Очень необычен в этом фильме Париж. Вроде бы и места съёмок кино- стоково-хрестоматийные, и видели мы их неоднократно, но вот удалось же и сделать и снять необычно, но это не недавний оскароносный шикарный вуди-алленовкий  Париж, а полная его противоположность…




Шикарный саундтрек – просто супер. (К сожалению имени основного  автора музыки я не нашёл - официальный сайт фильма отключён, а из титров я его просто не запомнил). И музыка в стиле Кустурицы-Бреговича (эпизод  в старинном католическом соборе, и песни-баллады в стиле классических французских шансонье шестидесятых годов прошлого века, - очень и к месту появляющиеся, - «заморачивают»  зрителя ещё больше. Они – полная антитеза песням, к примеру,  в относительно новом фильме «Все песни только о любви» или «Шербурские зонтики» из относительно  старых фильмов ...
Из интервью Каракса на пресс-конференции в Киеве.
Вопрос из зала:
- Какую роль играет музыка в Вашем кино?
Каракс:
- Ооо, я бы хотел прожить всю жизнь в музыке. Но, к сожалению, музыка не любит меня. Моя мечта – снять фильм, который и есть сама музыка. Что касается "Святых моторов", конечно, музыкальные моменты здесь очень важны. Я никогда не был поклонником Кайли Миноуг, но их совместная песня с Ником Кейвом меня зацепила. Поэтому я и позвал Кайли.





Это реально трудно;  – и смотреть, не выпадая из экранного действа,  - и вникать в супер метафоричность происходящего, и потом, - в процессе осмысления (у меня это было в течение нескольких дней), - сохранить целостное ощущение от увиденного,  не рассыпав это увиденное на паззлы.



Из интервью Каракса на пресс-конференции в Киеве.
Каракс:
- Мой фильм очень простой, его поймут даже дети. Он был быстро задуман, быстро снят. Бюджет маленький.
Вопрос из зала:
- Как пришел замысел, почему выбрали такую визуальную форму? И как можете определить жанр фильма?
Каракс:
- Я не рассказчик. Хотел бы им быть, но увы. Хороших рассказчиков и хороших историй на самом деле теперь очень мало. А я работаю с образами. Пара-тройка образов и ощущений – и вот моя визуальная форма. Что касается жанра…….. ну, это научно-фантастический мир. Больше, конечно, фантастический, чем научный. И хотя моего героя на самом деле не существует, он отражает жизнь реального человека, опыт существования современного человека в мире на протяжении одного дня.


Исполнитель главной роли месье Оскара - Дени Лаван  безусловно,  актёр и акробат  экстраординарный,  – то количество творческих перевоплощений и акробатических номеров  на экране, которое им было продемонстрировано некоторым не удается показать за всю творческую жизнь.


Из интервью Каракса на пресс-конференции в Киеве: 
«Кинопробы, кастинг – это для меня настоящая пытка. Поэтому я все время работаю с одними и теми же актерами. Дени Лаван – он такой единственный. После первого фильма я понял, что еще не исчерпал его потенциал, поэтому снял снова. Всего он играл у меня трижды. Он – самый великий актер из всех, кого я знал. Но не думайте, мы с ним не дружим».

«У меня нет друзей. И нет друзей-кинокритиков. Я вообще не читаю критику».




В  остальных  ролях Эдит Скоб (роль водителя лимузина), Кайли Миноуг (роль бывшей возлюбленной  месье Оскара), Ева Мендес (роль  фотомодели) и Мишель Пикколи (роль актрисы в отеле).



Из интервью Каракса на пресс-конференции в Киеве.
 
Вопрос из зала:
- Какие маски носите сами?

Каракс:
- Согласитесь, люди не созданы для того, чтобы их интервьюировали. Так что сейчас на мне как раз одна из масок. Маски могут нам помогать, но могут и сильно мешать. С ними нужно быть осторожными…


Фото взято на украинском сайте "Обозреватель".